EMAK BAKIA  Ночная музыка

В ночную Москву едут испанские медиумы построка Emak Bakia.

В ночную Москву едут испанские медиумы построка. Участники Emak Bakia называют свои произведения "ночной музыкой с элементами андеграунда". Критики утверждают, что творчество испанцев находится на грани между электроникой, фолком, роком, хип-хопом и: кино. Но точнее будет так: Emak Bakia фиксируют в музыке наши чувства и состояния: слабость, случайные встречи, спокойствие, одиночество, любовь...

Emak Bakia - с трудом поддающееся переводу баскское выражение, связанное с миром и спокойствием. Это загадочное словосочетание всегда привлекало художников и музыкантов разных стран. Американский кинорежиссер и фотограф начала XX века, один из представителей дадаизма и кубизма, Мэн Рэй назвал свой фильм "Emak Bakia", а английская группа Muslimgauze - один из своих альбомов. Мэн Рэй перевел таинственное словосочетание как "не беспокойте меня", и именно в этом смысле воспринимают его участники испанской группы Emak Bakia: "дайте нам возможность творить свободно".

Группу образовали в 1996 году два мадридских музыканта, Коке Итурриага и Абель Эрнандес, лидер самой известной "интеллигентной" испанской рок-команды Migala. У Коке и Абеля были совершенно разные музыкальные вкусы, но это не только не помешало их совместной работе, но, наоборот, подтолкнуло их на эксперименты с разными жанрами и источниками звуков. Записывали материал дома. Использовали очень простые и поэтому неожиданные "инструменты": старые пленки и пластинки, губную гармошку, акустическую гитару и сэмплы всевозможных звуков: телефонных разговоров, уличного шума, фрагментов старых французских кинолент. Когда записали демо, разослали запись в звукозаписывающие компании, и одна из них, Acuarela (на этом лейбле записываются все ведущие испанские инди-музыканты, например, посетившие Москву в этом году Manta Ray) выпустила альбом. Первый диск Emak Bakia, названный "Jane", произвел фурор среди испанских меломанов и получил восторженные отзывы в США, Франции, Великобритании.

Во втором альбоме группы, "Despues" ("После"), вышедшем в 2000 году, чувствуется влияние Third Eye Foundation (лидер Foundation, Мэтт Элиот (Matt Elliot), - большой поклонник Emak Bakia), как, впрочем, параллели с музыкой Джона Кейла (John Cale), "Disco Inferno" и других представителей пост-попа. Пытаясь определить стиль Emak Bakia, критики сравнивают их с Kraftwerk, Лори Андерсон (Laurie Anderson), Radiohead, Куртом Вейлем (Kurt Weil) и называют "новыми New Order"... Но все же Emak Bakia - особенные, их музыка несет в себе очень личностные переживания и мироощущение, которые, тем не менее, оказываются поразительно близкими для нас, слушателей. Их альбомы и концерты, полные поэзии и настоящих чувств, можно сравнить с медитативными "путешествиями" в прошлое: они пробуждают воспоминания о давно забытом и самом сокровенном: детстве, семье, близких, любимых, природе... Путешествие в прошлое, где, как в кинематографе, кадр за кадром всплывают мечты и надежды, несбывшиеся и будущие.

Музыка Emak Bakia оказывается понятной совершенно разным людям: любителям классики и рока, IDM и городской песни. На их дисках пронизывающие душу "неоклассические", построковые крещендо сменяются камерными электронными "пьесами" в духе Aphex Twin, затем следует вокальная баллада (голос и вокальная манера Абеля Эрнандеса наверняка напомнит кому-то Леонарда Коэна (Leonard Cohen) или Tinderstics), все это "взрывается" звуком ливня за окном или шагов в пустом доме.

В 2002 году Emak Bakia записали EP с культовой американской певицей, экс-вокалисткой Come Талией Зедек (Thalia Zedek) (зимой этого года Талия приезжала в Москву, ее концерт был организован Артемием Троицким) и участником Piano Magic Мигель Марин (Miguel Marin). А в этом году вышел долгожданный третий диск группы.

29 ноября в Клубе "16 Тонн" Emak Bakia покажут аудиовизуальный перформанс, основанный на материале этого альбома. Диск "Frecuencias de un rojo devastador" ("Частоты красного разрушителя") стал своеобразным посвящением концептуальным альбомам 70-х (например, "Ziggy Stardust" Дэвида Боуи (Dawid Bowie). Это ретро- футуристская сатира. История про гигантский красный шар "Akai Boru" - первый из серии спутников самого последнего поколения, которыми планируется окружить Землю. Крупнейшие корпорации и монополии создают "Akai Boru", чтобы максимально контролировать жизнь на планете. От тотального наблюдения людей спасает одинокий герой, который взрывает "Akai Boru".

Нависающий над городом гигантский спутник-шар изображен на обложке альбома. Порождение технологий и символ перенасыщенности мира информацией, "Akai Boru" напоминает красный диск солнца, который мы привыкли видеть на японском флаге. Псевдо-японское происхождение имеет и название спутника, есть на диске и песня на псевдо-японском языке. Журналисты не раз пытались выяснить у группы "тайный" смысл этой аллегории, но музыканты лишь улыбаются и отмалчиваются, предоставляя нам свободу интерпретаций.

Историю про красный спутник "Emak Bakia" "рассказывают" при помощи разнообразных, разноформатных музыкальных композиций и фрагментов, а альбом в целом можно назвать "современной построк- оперой". Как именно эта притча будет поставлена на сцене "16 Тонн" - остается только гадать. Известно, что на своих живых выступлениях Emak Bakia используют видеопроeкцию, два компьютера (в качестве синтезаторов и сэмплеров), электрогитару и клавиши Korg MS-2000.

Emak Bakia
16 Тонн
29 ноября, суббота, 23:00

12.11.2003, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

EMAK BAKIA

Дата образования:

1 января 1996