Дзига Вертов "Человек с кино-аппаратом". 1929 год.
До
вчерашнего вечера я смотрела этот фильм дважды: в сопровождении старой
патефонной пластинки с духовым оркестром и вообще без сопровождения. Поэтому
тот вариант звукового оформления знаменитой "немой" картины, который предлагают
The Cinematic Orchestra, представляется мне новаторским, а местами
прямо-таки шокирующим. Вместе с тем, не могу не напомнить читателю, что в
России инициативы по озвучиванию немых фильмов возникают с устойчивой
регулярностью, хотя особым успехом у публики не пользуются. Цикл
фильмов-концертов "Великий Немой, к примеру, способен собрать публику,
которая легко уместится в скромный зал ЦДХ. Следовательно, популярность проекта
"Человек с киноаппаратом" кроется прежде всего в удачном синтезе имен: группа, широко
известная среди думающей части населения своими экспериментами в стиле
acid-jazz - плюс культовая картина, на которой все операторы мира изучают
основы киномонтажа.
Несколько слов о картине: "Один день из жизни кинооператора" Дзига
Вертов назвал "опытом передачи видимых явлений
Таким образом, это - классический документальный фильм, автор которого верил
(и, как подтвердят все любители фильмов Ф.Ф. Копполы, не зря) в то, что
способствует "созданию международного абсолютного языка кино".
Это прекрасный образец жанровой съемки, объединенной образом кинооператора,
деловито шагающего по городу Одессе в поисках интересных объектов для съемки. В
поле зрения оператора попадают обыкновенные люди и предметы, бытовые сценки.
Все это - один день в цветущем весеннем городе.
Англичане предложили новое прочтение фильму, предложив в качестве саундтрека,
помимо эйсид-джаза, трип-хоп и совсем немного индастриала. С музыкой "Cinematic"
68-минутная картина превращается в огромный эпический "клип". Новый саундтрек к
старинной ленте быстро завоевывает чарты продаж на планете. Но не все слушатели
смогли увидеть фильм в "живом" сопровождении. Таковую возможность получили
намеджни московские зрители. Убеждена: этот концерт запомнится им надолго.
На сцене перед экраном - места для музыкантов, подсвеченные деликатными синими и красными огнями. Фильм начинается в тишине - с прекрасных, чуть наивных титров. День глазами Вертова начинает кусочек старинной патефонной музыки - словно для того, чтобы был четче контраст между тем, что будет звучать сейчас. Революционный город Одесса просыпается под нежный лаунж...
Следующие 60 минут остается только удивляться вниманию и чуткости, с которыми англичане подошли к архивному материалу. И если первые несколько кадров тишина удивляет (отсутствия движения в кадре не означает статичности ситуации, отчего же ее не "написали"?) - то в тот момент, когда на экране возникает оператор и "будит" сонный город, и голуби вспархивают с крыш, и окна открываются, и сладко потягивается на скамейке бродяга, - музыка начинает звучать, и с первых тактов занимает в картине положенное ей место: художника, резонера.
Эта музыка, при всей ее внешней скупости, способна на многое: ударные
инструменты и клавишни задают темп происходящему на экране, гитара легко
"направляет" и "развивает" сюжет, саксофон изображает людскую реку, топот тысяч
ног, трамвайные звонки, пароходный гудок. Скрэтчи - это и моргание глаз, и
мелькание спиц колеса, и раскрывающиеся жалюзи. В тот момент, когда на экране
развивается тема фабрики - в музыку вплетается абсолютно уместный индастрал.
Композиции, вошедшие в саундтрек, отчасти известны слушателю по предыдущему
альбому группы, - "Every Day". Так, в сцене с пляжем за кадром звучала
вещь, в "оригинале" которой используется голос известного рэппера Roots
Manuva. Но стара эта музыка или нова - а фильм-то еще старее. И тем не
менее, они не просто дополняют друг друга - они сосуществуют в едином поле
восприятия. Это хорошо чувствуется, когда начинаешь анализировать свои ощущения
от фильма: привычное сопровождение немого кино - довольно "плоское", а в этой
музыке - слишком много пространства и воздуха. Но именно к фильму Вертова она
подходит прекрасно. Более того - вряд ли другой видеоряд подойдет ей больше.
Доказательство тому группа предъявляет сама, по окончании фильма исполняя на
бис композицию, которую сопровождает дурно смонтированный ролик: китайские
неоновые вывески на фоне черного неба. Все очарование мгновенно пропадает - и
уже не возвращается.
Дата образования:
1 января 1999
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)