THE GREAT DECEIVER  A Venom Well Designed

Течение, с легкой руки какого-то тороватого на идеи музыкального критика получившее название Swedish Melodic Death Metal (или иногда еще New Wave of Swedish Melodic Death Metal), возникло в 89-м...

Течение, с легкой руки какого-то тороватого на идеи музыкального критика получившее название Swedish Melodic Death Metal (или иногда еще New Wave of Swedish Melodic Death Metal), возникло в 89-м году. Было это в группе подростков, возраст которых в среднем приблизился к волнительным и ответственным 15-16-ти годам. Через год, в 90-м, они назовутся группой Dark Tranquillity, через 3 выпустят первый альбом NWSMDM, "Skydancer", а еще через 2 - альбом, который затвердит, застолбит и зафиксирует рамки и каноны "мелодичного шведского death metal", "The Gallery".
Был на стыке десятилетий в Швеции и другой "death metal". Morbid, из рядов которых вышел (точнее, ушел) Пер Ингве Олин (Per Yngwe Ohlin), более известный как "Мертвец" ("Dead"), который, будучи уже вокалистом Mayhem, вышиб себе из винтовки мозги в пригороде Осло, положив тем самым начало огненно-кровавому восходу норвежского black metal. Entombed (под такой эпитафией закопали себя вскоре в склепе музыкально-исторических анналов Morbid), хоть и стали одним из самых технически подкованных и видных актов мирового death metal, принципиально мало чем отличались от своих флоридских коллег.
Другая дэт-металлическая гордость Швеции, Unleashed, звучанием сильно напоминала прото-отцов death и black металлов The Possessed, к тому же с сильным креном, как сырым саундом, так и языческой направленностью, в сторону норвежских соратников по Асатру. Но только у NWSMDM, в итоге спровадивших в свет сегодняшних лидеров мирового "хэви-металического" пелатона In Flames, был свой неповторимый, нигде доселе не встречавшийся стиль. Он вобрал в себя скорость speed metal конца 80-х, недоступный многим "мелодизм" Iron Maiden, зверский death-звук, growling (попросту отчаянное рычание вокалистов, "открывавших" все возможные для глотки ноты), а также некоторые инородные элементы другой музыки, которые, как думали в 80-х, были металлу чужды, словно троцкист пионеру. Визуально NWSMDM походила на ствол араукарии: между собой тесно переплетались не только творческие облики артистов, но и сами артисты, жившие в Гетеборге, кочевали из одного коллектива в другой и вообще находились в постоянном творческом контакте (Андерс Фриден (Anders Friden), к примеру, до того, как прочно обосноваться за микрофонной стойкой In Flames, бытовал в Dark Tranquillity и Ceremonial Oath.)
Оригинальная "новая волна" шведского death metal выглядела буквально так: Dark Tranquillity, Ceremonial Oath, In Flames и Gates Of Ishtar.
Была и еще одна команда, выделявшаяся необычайной свирепостью звучания, совмещавшая эту свирепость с доброкачественными мелодиями. Со времен Deep Purple и Iron Maiden именно такие команды и снимали главные пенки с угрюмой аудитории пивных ценителей в кожаных куртках. В отличие от остальных NWSMDM-щиков, ноги у этой команды росли не из speed metal и Iron Maiden, а, скорее, из Slayer и более негуманного трэша. У этой команды был еще и самый страшный горлопан во всей округе, от рева которого пугались собаки и плакали дети. Звали его Томас Линдберг. Команда называлась At The Gates. В 95-м At The Gates прыгнули выше огромной кучи организованно сваленных голов. Их последнее детище, "Slaughter of the soul", стал "классикой" не то что при жизни, а почти-что только вылезши из манежика студии. На этом их "suicidal final art" закончилось. В июле 96-го в шведском Ангельхольме At The Gates дали свой последний концерт.
Участники культовой группы 90-х разбрелись кто куда. Барабанщик Адриан Эрландсон (Adrian Erlandsson) ныне занят в cash-machine "грязного Дэна" (Dani Filth) Cradle Of Filth. Основной композитор и гитарист Андерс Бьорлер (Anders Bjorler) вместе со своим братом Йонасом (Jonas Bjorler), также бывшим участником At The Gates, пошли по проторенной thrash/death дороге вместе со своей новой группой The Haunted. А Линдберг...
...Ну вот, как говорил тот контрабасист, успел. А востребованный Линдберг, культовый персонаж Линдберг, стал участником целой стахановской плеяды проектов. Среди них выделим два: с недавнего времени он поет в одной из лучших на день сегодняшний агитбригад death metal, The Crown, и в собственной кудели - The Great Deceiver.
Музыка The Great Deceiver столь же противна представлениям о спасительной красоте, сколь сладостна бывает мизантропия и ненавистны соседи по лестничной клетке. Сказать, что она брутальна - значит сказать "чаво?". Она брутальна, но с помощью других заплечных музыкальных приемов, нежели "низкие", чесовые дэтовые штучки того же раннего At The Gates. Во-первых, в дело серьезно, засучив рукава, вмешался Компьютер. Во-вторых, круто попахивает Korn'ом. В-третьих - "Сепультурой" позднего периода, скажем, "Roots" порой ("Poisoned Chalice").
Все компоненты, взятые по отдельности, в принципе, малоинтересны. Вот они, по росту.

  • Сэмплеры - компьютерный "нойз" двух видов - космический, музыка галактического сфинктера и шорох ди-джейских винилов.
  • Ударные - ровные дольки по "рэкам" и ведущему.
  • У гитары тоже все как-то двояко, асимметрично, неаккуратно. - То яичко ню-метала, а в нем-то и нет толком ничего: один шум, производимый ладонью как опахалом, - в телевизоре смотрится размашисто, а на слух пахнет сероводородом. То самое кощеево яйцо трэшевого чеса, да звучит оно как-то кощунственно. Привычных соло нет в помине.
  • Только свирепый рык Линдберга прежний - кроме тех песен, где он заправлен в соковыжималку "компьютерного" дисторшна ("Arsenic dreams").
    Но все вместе это - очень зло, человеконенавистнически и... Человек, это ты, что ли, звучишь гордо?
    В целом The Great Deceiver можно характеризовать как компьютерно-металлический эксперимент по расшатыванию нервов подопытной публики. Туда же и тексты песен, небезынтересные, к слову. О деградирующих поколениях, о "после нас - потоп", о рецессии в буржуазном обществе, об овцах, одиноких посреди стада, и так далее. Это не про вас, простите?..
    Вот что по этому поводу рекомендовал деградирующим поколениям подлинный гуманист современности Мартин Уолкиер: "Take hate's chalice laced with hemlock". В общем, протягивают вам, товарищи, "потир с ядом" (poisoned chalice) - питье только для желчных печенок...

  • 29.08.2003, Алексей МОРОЗОВ (ЗВУКИ РУ)

    THE GREAT DECEIVER

    Дата образования:

    1 января 1998