GENESIS  Genesis For Two Grand Pianos

Мамой клянусь, сил нет, как надоели трибьюты. Даром что в России они не сильно приживаются (все, от "Депеши для Dedeche Mode" и до "Кинопроб", можно пересчитать на пальцах двух рук ), в мире...

Мамой клянусь, сил нет, как надоели трибьюты. Даром что в России они не сильно приживаются (все, от "Депеши для Dedeche Mode" и до "Кинопроб", можно пересчитать на пальцах двух рук ), в мире трибьют (помимо прочих причин его появления, каковые, должен с сожалением признать, существуют) - сильнейший маркетинговый инструмент. Как только снижаются продажи какого-нибудь артиста, менеджеры фирмы грамзаписи (или самого артиста) тут же мутят трибьют, каковой вызывает интерес к самому артисту... Когда-то это было весело и здорово (случались версии настолько симпатичные - или напротив, настолько необычные, что теперь же вызывает только скуку. Видимо, не у меня одного, потому что в последнее время производители стали менять по крайней мере форму - так, на Telarc один за другим выходят диски-трибьюты не артистам даже, а альбомам (вышли уже блюз-версии дилановской "Blonde On Blonde" и роллингстоунзовского "Exile On Main Street")...
Впрочем, к чему это я? Альбом "Genesis For Two Grand Pianos" вряд ли может быть назван трибьютом - это нечто кардинально иное.
Два норвежских пианиста, Ингве Гуддал и Роджер Т. Матте (торжественно названные на сайте производителя, компании экс-генезисовского гитариста Стива Хэккетта - "гениями") записали в концертом зале Норвежской академии музыки инструментальные версии семи композиций группы Genesis "гэбриэловского" периода. Впрочем, можно сразу сказать, что в основном их привлекает творчество клавишника Тони Бэнкса - аж три из семи пьес принадлежат его авторству (остальные написаны в соавторстве всеми участниками группы). Собственно говоря, этого никто и не скрывает - на развороте буклета изображены две обложки - пластинок Genesis "A Trick Of The Tail" и Тони Бэнкса "Still".
Совершенно очевидно, что оба исполнителя получили хорошую академическую подготовку. Более того, оба они - люди по-настоящему творческие: об этом свидетельствует и подбор пьес, и их исполнение. Никаких признаков "музыки для релаксации", в каковую обычно съезжают все проекты по "академизации" рок-н-ролла, на этом диске не наблюдается - перед нами серьезное и вдумчивое исследование творчества едва ли не главной арт-рок-группы XX века. Вопреки общепринятому мнению о том, что Genesis закончился с уходом Питера Гэбриэла, здесь присутствуют пьесы с поздних, "коллинзовских" альбомов. Что удивительно, даже в пьесах позднего периода нет и признака "пианинной попсы", и все сравнения с фортепианными экзерсисами Игоря Стравинского, расточаемые Стивом Хэкеттом, почти что правомерны.
Наверное, ваш автор подошел бы к выбору композиций по-иному, чем два норвежца - но это, конечно, проблемы личного свойства. Слава Богу, большинство композиций, выбранных Гуддалом и Матте - инструментальные, так что проблема эмуляции голосовой партии не возникает. Интерпретации удивительно органичны, как будто Бэнкс, Гэбриэл, Коллинз, Разерфорд и Хэккетт писали эти пьесы специально для норвежских пианистов.
Суммируя все вышесказанноле, отмечу: "Genesis For Two Grand Pianos" - идеальный альбом для тех адептов академической, кто считает, что рок-н-ролл - это попса, равно как и для тех рок-фэнов, кто не приемлет классики. А если оставить в стороне просветительскую составляющую, то это - удивительно гармоничный пример взаимодействия высокого и низкого жанров, да и вообще хорошая пластинка, честное слово.

21.08.2003, Артем ЛИПАТОВ (ЗВУКИ РУ)