Иногда даже времена года - не указ для тех, кто создал свой собственный, полный причудливых событий, мир. Во всяком случае то, что происходило на исходе лета c Pink Floyd, вряд ли могло случиться с кем-то еще...
5 августа 1967 у молодой, многообещающей и уже немного скандальной команды
вышел первый полнометражный альбом "The Piper At The Gates Of Dawn".
Название было позаимствованно у одной из глав детской сказки Кеннета
Грэхема "Ветер В Ивах". Это вызвало интересный эффект обратной
связи: детская книжка стала теперь культовой и обязательной к прочтению для
всех поклонников "безумного шляпника" Сида Баррета.
Продюсер записи Норман Смит по прозвищу "Hurricane" был к тому
времени хорошо известен как ассистент легендарного уже тогда Джорджа
Мартина и "придворный инженер" Beatles до конца 1965 года. Лишь
сотрудничество с Pink Floyd помешало Норману принять участие в работе над
битловским "Sgt. Pepper Lonely Hearts Club Band". Интересно, что и "Sgt
Pepper...", и "The Piper..." создавались практически в одно время в
звукозаписывающем комплексе на Эбби-роуд. "Мы работали в третьей студии, а
Beatles - во второй", - вспоминал тогдашний администратор группы Питер
Дженнер. Согласно запискам биографа Beatles Хантера Дэвиса Норман
время от времени испрашивал у своего учителя Мартина разрешения заглянуть
вместе со своими подопечными в студию, дабы поглядеть, как короли британской
рок-сцены в тысячный раз перезаписывают вокалы в какой-нибудь "Getting
Better", в полном соответствии с названием песни стремясь сделать оную
"лучше и лучше". Эти весьма поучительные наблюдения, похоже, смогли на какое-то
время дисциплинировать уже тогда начинавшего потихоньку слетать с катушек
Баррета. Дело в том, что Баррет входил в число самых преданных на тот момент
поклонников Джона Леннона - и старался сверять каждый свой шаг с
действиями кумира. А коли кумир долбится над вроде бы и так хорошей вокальной
партией с утра до полуночи, да еще в один из первых по-настоящему солнечных
весенних дней, света белого не наблюдая - быть может, здесь-то и кроется секрет
его успеха?..
В свою очередь в студию к Pink Floyd периодически заносило любопытного Пола
МакКартни, который несколько раз, не выдержав, выдавал молодых коллег с
потрохами, публично характеризуя готовящийся ими к продукции материал как
"сногсшибательный". Забавно, что финальные дорожки обоих альбомов
содержат забавные "пасхальные яйца", заставлявшие в былые времена меломанов
испуганно кидаться к своим вроде бы так хорошо отбалансированным проигрывателям
виниловых дисков. Впрочем, изрядная доля звуковой эквилибристики "The Piper..."
- не более, чем удачный результат очередного чудачества Баррета. "Когда мы
были заняты таким обыденным делом, как сведение звуковых дорожек, он старался
расположить регуляторы на пульте так, чтобы они складывались в интересные и
необычные фигуры. В "Interstellar Overdrive" мы даже это сохранили..." -
рассказывал Дженнер. Финал упомянутой композиции своим намеренно "зажеванным"
звуком и по сей день заставляет мистически напрячься на сей раз впервые
слушающих магнитную запись альбома.
В альбом вошли такие прекрасные песни, как мрачная "Lucifer Sam", милые,
очень английские по духу баллады "Matilda Mother", "The Gnome" и
"Scarecrow", а также предвосхищавший психоделический финал "2001:
Space Odyssey" Стенли Кубрика "фантастический боевик" "Astronomy
Domine". Его группа, выкинувшая в какой-то момент из своего концертного
репертуара все, что было создано ей до 1971 года, тем не менее продолжала
исполнять даже в последнем турне "P.U.L.S.E." в 1994 году. Не обошлось на
диске и без реверансов в сторону Востока - правда, судя по песне "Chapter
24", ребята устремляли свой пытливый взор в сторону двусмысленно
воспринимавшегося тогда Китая, а не более традиционной для хип-сообщества
Индии. Есть на альбоме и прекрасные образчики "чистой" психоделики, вроде
"Pow R. Toc H." или "Flaming". А тяжелый риффовый
инструментальный "эпик" "Interstellar Overdrive" - это своего рода
полемика с задававшим тогда тон калифорнийским эйсид-роком. В данном случае - с
"My Little Red Book" Love.
Есть мнение, что останься Баррет в составе Pink Floyd - альбомов вроде "The Wall" группа бы не записала никогда. На дебютном диске можно обнаружить лишь один полностью принадлежащий перу басиста Роджера Уотерса номер - горячечно-эпилептическую "Take Up The Stetoscope And Walk". Сомнительно, однако, что гений Баррета по-настоящему сдерживал бы душную мизантропию тогдашнего товарища. Уже завершающая программу композиция "Bike" несет в себе зародыш той грани нервного срыва, на которой будет отплясывать герой "Стенки". Параллели этого сочинения с более поздней "Nobody's Home" здесь очевидны. Кстати, судя по лирике "Bike", именно Баррету, а не Уотерсу, как многие привыкли считать, впервые довелось сочинить в рамках Pink Floyd песню в стиле "огласите весь список".
Август 1972 группа провела, заканчивая работу над своим первым полнометражным видео "Live At Pompeii". Идея отыграть концерт в пустом амфитеатре мертвого города, разрушенного некогда землетрясением и извержением Везувия, была интересной, хотя и до крайности мрачной. Единственными зрителями и слушателями группы были лица, изображенные на настенных фресках, а "Saucerful Of Secrets" или кульминационная часть "Echoes" в данном контексте звучали просто-таки реквиемом бесчисленным жертвам древней катастрофы. Коротким и мечтательным песенкам образца 1967 года здесь уже не было места.
Ну, а несколько позже Pink Floyd вообще взяли за обыкновение исполнять на
концертах сугубо концептуальные программы, случайным песням в которых просто не
было место. Так, 4 августа 1980 года группа впервые представила в лондонском
"Erls Court" концертную версию своей уже упоминавшейся рок-оперы "The Wall".
Ровно через год шоу несколько раз повторили с целью проведения киносъемки.
Отснятые на концертах кадры никогда не демонстрировались публично и не были
изданы официально. Впрочем, если хорошенько пошарить в сети, и солидно
раскошелиться на карточки, можно скачать полуторачасовой (уфф...) avi-файл,
сделаный на основе записи на примитивную любительскую видеокамеру образца
начала 80-х. Сразу становится понятно, почему видеоверсии концерта так и не
было дано хода: впечатлившая всех тогда постановка была довольно примитивной по
нынешним меркам, и сравнения с берлинским вариантом 1990 года совершенно не
вдерживает. Актерской игры там нет вовсе, а все сценические эффекты сводятся к
слайдопроекции, анимационным фрагментам Джеральда Скарфа из готовящейся
в тот момент киноверсии мюзикла, да нескольким его же надувным куклам.
Хотя, возможно, имело бы смысл представить публике хотя бы финал этого шоу -
совершенно беспафосную версию "Outside The Wall". Здесь группа и ее
сессионные музыканты выбирались на пенопластовые руины с неожиданными
мандолинами и аккордеонами, чтобы некоторое время спустя покорно удалиться за
левую кулису вслед за играющим на дудочке крысоловом-Уотерсом. М-да, вот вам и "Piper"...
19 августа 1985 года, когда деятельность группы неожиданно прекратилось, и было неясно - на время, или навсегда - ударник группы Ник Мейсон совместно с Риком Фенном реализовал свой очередной сольный проект "Profiles". Песню "Lie For A Lie" в этом альбоме исполняет довольно необычный дуэт Мэгги Райли и гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора. Возможно, что именно тогда старые товарищи, обсудив положение дел, пришли к решению вытаскивать свое основное детище из затянувшейся комы любой ценой.
Через пару лет, в августе 1987 года, избавившиеся от творческого диктата Уотерса, а заодно и от самого Уотерса, скрывающиеся от репортеров музыканты возрожденной группы заканчивали работу над "A Momentary Lapse Of Reason" - первым неконцептуальным альбомом группы после 1972 года. Ни Гилмор, ни Райт, ни Мейсон еще не знали, что уже их следующий студийный альбом, равно, как и концертный тур будут по старинке подчинены сквозной идее, и в то же время в программе турне найдется место для старой доброй барретовской "Astronomy Domine"...
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Подробности из жизни:
Pink Floyd - английская рок-группа
Жанр - арт-рок, психоделический рок, прогрессивный рок
Состав:
Сид Барретт (Syd Barrett) - вокал, соло-гитара (участник группы с 1965 по 1968)
Дэвид Гилмор (David Gilmour) - вокал, соло-гитара, бас-гитара, эффекты
Ник Мэйсон (Nick Mason) - ударные, перкуссия
Роджер Уотерс (Roger Waters) - бас-гитара, вокал, гитары, перкуссия
Ричард Райт (Richard Wright) - клавиши, орган, фортепиано, меллотрон, бэк-вокал
Курица или яйцо? Рок или эпатаж? Самые тихие и скромные рок-музыканты на свете, участники Pink Floyd ухитрились не только создать собственный жанр, но и породить массу скандальных ситуаций. Они глушили рыбу, взрывали самолеты, пилили дрова, запускали свиней в свободный полет и разрушали бетонные стены. Но все это они, поверьте, делали исключительно ради искусства...
Кембриджские студенты Сид (настоящее имя Роджер Кит) Баррет (Syd Barrett) и Девид Гилмор (David Gilmour) в середине 60-х путешествовали по Франции, как уличные музыканты.…
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)