Альбом:
A Bigger Bang
Записан:
2005
Издан:
2005, EMI (EMI0094634120029)

Есть такое понятие - "Big Bang Theory", теория Большого Взрыва, породившего всю Вселенную. А теперь есть и "Bigger Bang" - "Большущий Взрыв". Так называется первый полнометражный альбом Rolling Stones в XXI веке. С первым, после "Dirty Work" (1986), коллективным фотопортретом музыкантов группы. Дождались! И сами Роллинги, и их поклонники.
Разумеется, от нового альбома таких звезд ждут чего-то эдакого. Поэтому для многих главным сюрпризом будет полное отсутствие в новой программе каких-либо сюрпризов. Нет здесь ни попыток "вернуться к корням" вроде "Voodoo Lounge" 1994 года (хотя он был и неплох), ни экспериментов с модными на данный момент стилями наподобие неровного, но прибавившего команде пяток хитов, "Briges To Babylon" (1998). Здесь есть Rolling Stones в чистом виде. Разумеется, при прослушивании выясняется - многое (да что там! почти все!) из звучащего здесь материала мы когда-то уже слышали. Причем именно в исполнении самих Rolling Stones. Это, конечно, не принципиальные самоповторы каких-нибудь ACDC, но...
Альбом открывается громогласным боевиком - традиция, заложенная еще на "Tattoo You" (1981). В песне "Rough Justice" есть все, за что мы любим эту группу: ломовой ритм, скрежещущие риффы, слайдовые соло и исполненный животного магнетизма грубый вокал. Мелодия яркая, мажорная. Такими же были и "Sad, Sad Sad", и "Start Me Up". Следующая за ней "Let Me Down Slow" звучит не так напористо, но тоже вполне себе мощно. Аналогия с "Mixed Emotions" или "Sparks Will Fly" напрашивается сама собой. Что же, типичное начало типичного удачного альбома роллингов. Не больше, но и не меньше. Забойный рок нам еще встретится на "Oh No Not You Again" или "She Saw Me Comming".
Благодаря таким вещам, как "Rain Falling Down" критики любят повторять - ставка Rolling Stones на "черные ритмы" никогда не позволит им стать такими же популярными у нас, какими до сих пор остаются Beatles. Это при том, что гораздо более радикальный фанк RHCP наша публика приняла с распростертыми объятьями. Да и потом, вспомните "Terryfying" или "Miss You", "Rock And A Hard Place" или "Suck On The Jagular" - фанковых вещей, милых духу русского слушателя, у группы всегда было полно. Просто иногда музыкантов, что называется, "заносит", и в данном случае перед нами тот же случай, что и "Hot Stuff" (1976) - первые полминуты мы смакуем ломовой ритм и едкий рифф, к исходу третьей минуты начинаем с тоской понимать, что никаких существенных изменений до конца композиции они, скорее всего, не претерпят. Трудно сказать, зачем мужикам понадобилось практически повторять свое столь сомнительное достижение тридцатилетней давности. Тем более, что на диске есть гораздо более забойный фанковый номер "Look What The Cat Dragged In", где скоростные пробежки Ронни Вуда (Ronnie Wood) по гитарному грифу в припеве могут самого крутого пауэр-металлиста заставить обрыдаться от черной зависти.
Пауэр-баллада "Streets Of Love" имеет запоминающуюся, терпкую мелодию и явный потенциал стать радиохитом роллингов образца нового века. Хотя ассоциации с такими медляками прошлого десятилетия, как "Out Of Tears" или "Blinded By Rainbows", конечно же, неизбежны. Как и параллели с распевками из старенькой "Heaven" в новой "Biggest Mistake".
"Back Of My Hand" - это блюз. Блюз акустический, тягучий и старообразный. Таких блюзов группа не играла аж с 1971 года. Мик Джаггер (Mick Jagger), Кит Ричардс (Keith Richards) и Чарли Уоттс (Charlie Watts) сделали эту запись втроем, как бы в память о старых временах. Неплохая работа, хотя многие, конечно же, предпочтут "You Gotta Move" с альбома "Sticky Fingers" (1971) или "Mannish Boy" с концертника "Love You Live" (1977). Да и вообще, хотелось бы напомнить, что в старые времена любой родившийся внутри группы блюз группа приписывала авторству неких Нанкера и Фелджа (Nanker & Phelge) - брать на себя авторство трех стандартных аккордов ни Джаггер, ни Ричардс не стремились. А теперь вот взяли. Хотя мне лично не жалко. Пускай берут.
"This Place Is Empty" - интересный образчик внутригрупповой инверсии. Нет, то, что Мик иногда уступает Киту микрофон для исполнения лидер-вокала, ни для кого не новость. Но вот тот факт, что на сей раз Кит в качестве ответной любезности позволил Мику записать партию соло-гитары - это уже интересно. Кстати, на этом альбоме Мик очень много играет на гитаре, и нельзя сказать, чтобы его партии воспринимались, как балласт. Да, кроме Чарли, в этой записи вновь больше никто не участвует.
Размеренная поступь "Dangerous Beauty" напоминает не столь давнюю "I Go Wild". Различия состоят лишь в том, что теперь Мик Джаггер взялся еще и за бас, и вещь записана в формате пауэр-трио. Вот уже в третий раз кроме него, Кита и Чарли в студии никого не было.
"Laugh I Nearly Died" звучит, как запоздалое продолжение "Fingerprint File". Словно бы тот одержимый паранойей персонаж песни через три десятка лет сбился-таки с бега на шаг и оглядевшись, увидел вокруг себя все те же темные улицы и огоньки в окнах. К чему была вся эта гонка?
"Sweet Neo Con" - еще одна песня, в которой мы слышим Джаггера-басиста. Но дело не в этом, а во вторящей голосу в припеве партии гармоники. В 60-х этот трюк проворачивался легко даже на концертах - во время пения Мик просто передавал гармонику Брайану Джонсу (Brian Jones). Сейчас приходится прибегать к многократному наложению. Как именно будет группа выходить из положения на концертах, и попадет вообще ли эта неплохая песня в концертный репертуар - кто его знает...
Завершает альбом "Infamy" - еще один номер с лидер-вокалом Ричардса. Вот уже в третий раз (первые два были на "Dirty Work" и "Steel Wheels") Кит прощается с нами в конце альбома словно добрый деревенский дед с внуками в последний день каникул. При этом в отличие от "Sleep Tonight" или "Slipping Away", финальный номер совершенно не производит впечатления финального. После того, как отзвучали его последние аккорды, слушатель ждет продолжения. Но увы! Программа продолжительностью более часа завершена. И мы снова, как в 1989, 1994 и 1998 годах, теряемся в догадках: неужели это действительно в последний раз, или же история Rolling Stones еще не окончена?
Примечательный и немного зловещий факт: роль Рона Вуда в работе над новыми песнями сузилась до минимума. В шести песнях из шестнадцати его просто нет. При этом три номера из них оставшиеся при деле и в живых основатели группы - Мик, Кит и Чарли - записали втроем, избегая даже помощи сессионных музыкантов. Их всего лишь трое - трое троглодитов-долгожителей, на которых держится одна из величайших легенд рока. Сейчас каждому из них за шестьдесят, а паузы между появлением на свет новых альбомов группы продолжают увеличиваться...
Кривизна поля и напряжение достигли предельной отметки. Выкинуто все лишнее. Они сгрудились в тесной и темной каморке при свете свечки. Они дотянули до нового века, чтобы оставить нам крупицу концентрированной энергии Rolling Stones. Крупицу, которая может подарить року нового века мощь Большого Взрыва. А может, и не подарить - это уж как мы ей распорядимся...
В их ладонях рождается свет.

22.09.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "A Bigger Bang":

1. Rough Justice
2. Let Me Down Slow
3. It Won't Take Long
4. Rain Fall Down
5. Streets Of Love
6. Back Of My Hand
7. She Saw Me Coming
8. Biggest Mistake
9. This Place Is Empty
10. Oh No Not You Again
11. Dangerous Beauty
12. Laugh, I Nearly Died
13. Sweet Neo Con
14. Look What The Cat Dragged In
15. Driving Too Fast
16. Infamy

В записи принимали участие

  1. Mick JAGGER – Перкуссия, Вокал, Гитара
  2. Keith RICHARDS – Гитара
  3. Chuck LEAVELL – Клавишные
  4. Ronnie WOOD – Гитара
  5. Darryl JONES – Бас-гитара
  6. Charlie WATTS – Ударные
  7. Matt CLIFFORD – Программирование, Клавишные
  8. Blondie CHAPLIN – Бэк-вокал
Сайт: www.rollingstones.com

THE ROLLING STONES

В 2012 году команда The Rolling Stones отметит свое 50-летие. За полвека они продали более 250 млн пластинок.

Подробности из жизни:

“Василий Иваныч, ты за Beatles или за Rolling Stones?” – вопрошал в советском анекдоте Петька, на что находчивый комдив Чапаев отвечал: “А в которой Леннон!”. В общем, вы поняли. В той системе координат, где “битлам” отводится №1, “роллинги” были вторыми. Хотя правильнее сказать – другими.
Там, где у Beatles звучал мелодичный поп-рок, Rolling Stones предпочитали бунтарский ритм-энд-блюз (не путать с ар-эн-би). “Битлы” очаровывали девушек, “роллинги” пугали родителей очаровавшихся ими девушек. “Битлы” гладили, “роллинги” щекотали и покалывали, “битлы” (некоторые из них) были красавчиками, “роллинги” – нет (но харизматичности им было не занимать). При этом музыканты отнюдь не враждовали, как их карикатурные “потомки” Blur и Oasis – наоборот, очень дружили. И, в отличие от Beatles, Rolling Stones сохранили группу и довольно…

Далее... →