Альбом:
Enter By The Twelfth Gate
Записан:
2004
Издан:
2004, InsideOutMusic (INS693723405322)

Последний альбом американской металлической группы Symphony X "Odyssey" был концептуальным, получил очень хорошую прессу, но почти не снискал народной любви. Объяснялось это просто (причем в объяснениях за десяток лет поднаторели сами музыканты группы): это не просто метал - это т.н. прог-метал. С тех пор вокалист Рассел Аллен (Russel Allen) сумел привлечь к себе внимание как к действительно стоящему певцу и даже немножко актеру, приняв участие в Star One и Intergalactic Space Crusiders, проектах Люкассена (Arjen Anthony Lucassen). DVD с концетом последних сейчас почти не найти. Очевидно, замечая несущийся со всех сторон восхищенный шепот: "Ну, Расссел, как выкладывается! А мы-то думали...", Майк Пинелла (Michael Pinella), клавишник Symphony X, решил запустить в народ "пробный шарик" сольного альбома, благоразумно освобожденный от каких бы то ни было элементов хэви-метал и (как и в проекте с участием Рассела) полный загадочных космических созвучий. А вдруг?..
Сольный альбом вышел у Майка каким-то странным. Он вызывает то приятные ностальгические чувства, то легкую ироническую улыбку. Вот, скажем, сложнопостановочная композиция "Edge Of Insanity". Поначалу дуэт фортепиано и мелодического синтезатора, напоминающий саундтреки к некоторым советским кинофильмам конца 70-х - начала 80-х, очень неплох. Но начинается быстрая часть - и Пинелла куда-то пропадает, а на его месте появляется Кит Эмерсон, зачем-то мечтающий стать Ингви Мальмстином (похожий эффект наблюдается и в "Live For The Day", где Эмерсона больше, чем Мальмстина). К тому же, хотя синтезаторы у музыканта неплохие, и рычагом "portamento" при исполнении сольных партий он пользоваться явно умеет, волна звука, на котором играются соло, чуть ли не одна и та же на протяжении всего альбома - в то время, как настоящая работа с мелодическим синтезатором подразумевает не только виртуозные пробежки по клавишам, но и не менее виртуозное, причем в реальном времени, кручение тех ручек, что чуть повыше. Вспомните того же Эмерсона в "Старом Замке"! Создается впечатление, что солирующий синтезатор у Пинеллы все-таки прессетный, а не аналоговый, и существенной разницы между ними музыкант не наблюдает. А жаль, потому что игра на действительно дающем свободу звукоизвлечения инструменте явно позволила бы ему и сделать общее звучание более смачным, и по-настоящему реализовать кое-какие свои мелодические идеи, которые пока что остались в зачаточном состоянии.
Та же картина наблюдается и с вещами, аранжированными "под классику". Оркестровые сэмплы здесь очень неплохие, но на протяжении всего "Piano Concert", "Etude Op. 42 n. 5" Скрябина или "Falling From The Sky", к примеру, кажется, что музыкант постоянно подчеркивает: на этом месте должен быть настоящий оркестр. Нет тут ни виртуозного притворства, как у Queen в "Seaside Rendez-Vous", когда игра обычной рок-группы настолько тщательно расписана по партиям, что у слушателя остается четкое ощущение звучание биг-бэнда, ни решительности Уильяма Орбита (William Orbit), который на своем альбоме обработок классики вообще отказался от имитации классических инструментов и построил программу на нарочито электронных созвучиях. Судя по "Maracan Lullaby", электронная секция которой звучит несколько выигрышнее "псевдовосточной", Майку бы такой подход к снаряду тоже не повредил.
Кстати, во многих композициях вновь, как и в работах Symphony X, прослушивается оглядка артиста на практику сочинения звуковых дорожек к голливудским блокбастерам. Если рассматривать этот диск как демонстрационную запись будущего кинокомпозитора, то следует признать - шансы у музыканта хорошие. Хотя темам вроде заглавной "Enter By The Twelfth Gate" будет рад скорее европейский кинематограф.
Наконец, альбом полон легко узнаваемых ходов, которые многие из нас наверняка уже где-то слышали. Например, в той же "Falling From The Sky", как бы ни упражнялся Пинелла в изобретении диссонансных созвучий, при соответствующем настроении можно заметить и пассажи а-ля Бенни Андерсон в "Intermezzo N1" ABBA, и даже "тему замка элементалов" из третьей части игры "Heroes Of Might & Magic". А "Welcome To My Daydream" старые поклонники настоящего прог-метал вполне могут расценить как некий парафраз на тему "Xanady" Rush. Что до "Departing To Eternity" - то это вообще финальная тема какой-нибудь популярной в 80-е пластинки с музыкой для занятий аэробикой. Упражение на восстановление дыхания... Переходим к водным процедурам... Хм. Миниатюра обрывается так резко, как будто кто-то слишком увлекся последними и тупо утонул. Спокойствие, только спокойствие - тема релаксации и финального прибодрения развивается в финальной "Cross The Bridge". Трудно однозначно сказать, действительно ли автор хотел вызвать у слушателя "максимум приятных ассоциаций", или это само собой получилось. С одной стороны, радует редкая в наше время широта кругозора Майка, с другой - все это могло звучать и пооригинальнее.
Тем не менее, альбом очень и очень неплох. Слушать его приятно, а какие-то особо далеко идущие претензии могут возникнуть лишь к звуковому решению, и лишь у тех, кто собаку съел на звукозаписи. Даже программированные барабаны не слишком портят впечатление от пластинки. Быть может, Майку имеет смысл попробовать себя в качестве создателя саундтреков к компьютерным играм?..

02.03.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Enter By The Twelfth Gate":

1. The White Room
2. Edge Of Insanity
3. Piano Concerto #1 MVT [1]
4. Enter By The 12th Gate
5. Falling From The Sky
6. Welcome To My Daydream
7. Piano Concerto #1 MVT [2]
8. Piano Concerto #1 MVT [3]
9. Live For The Day
10. Scriabin Etude Op. 42 No5
11. Moracan Lullaby
12. Departing For Eternity
13. Cross The Bridge

В записи принимали участие

  1. Michael PINNELLA – Продюсер, Mixing, Аранжировка