Альбом:
To Tulsa And Back
Записан:
2004
Издан:
2004, EMI (EMI0724386315823)

Джей Джей Кейл (J.J.Cale) - автор из тех, чьи вещи знакомы большинству меломанов только в кавер-версиях. Он еще более незаметен, чем Леонард Коэн (для российских слушателей, конечно, но и в Америке Кейл не собирает стадионов, и известен более музыкантам, чем потребителям). Знаешь и, паче того, любишь Коэна, - стало быть, обладаешь тонким вкусом и широким кругозором. Знаешь и любишь Джей Джей Кейла, - стало быть, ты гитарист. Вернее всего. Ну, или просто чудак. Свежайший пример: на концерте Тони Кейри, когда тот, исчерпав отрепетированный репертуар, громыхнул вдруг "Кокейном", кто-то наверняка вспомнил похожий по звуку кавер за авторством Nazareth, у кого-то всплыла в памяти версия помягче Эрика Клэптона (Eric Clapton), - но вряд ли в зале нашлась особь, припомнившая истинного автора данной нетленки. Подпись к "Девочке Летом" Калинова Моста мало кого отсылает к "Sensitive Kind" с альбома Кейла "5"; не все любители творчества Кирилла Комарова ассоциируют "Не Мной Придуманный Блюз" и другие его вещи с творчеством Дж. Дж.; поклонникам Паши Кашина наверняка не приходит в голову, что "Ниоткуда Никуда" или "Презирая Печали" сделаны в типичном Кейловском звуке. Ну а намекни не слишком углубленному в исторические реалии фанату Dire Straits, с кого именно вчистую содрал манеру звукоизвлечения лидер оного коллектива, - чего доброго, по шее схлопочешь. А ведь все перечисленные ссылки - не мои измышления, а кристально прозрачная истина. Кроме того, чем лучше музыкант, тем менее зазорным ему покажутся и сравнения с Кейлом, и догадки о его непосредственном влиянии. А роялти, перечисляемые за любое публичное исполнение кавер-версий его песен, попросту помогают тому наслаждаться безбедной старостью, - настолько охотно эти каверы до сих пор делаются все новыми поколениями рокеров. Что с того, что большая часть учеников оказалась ярче и успешнее учителя? Его личных заслуг никто пока не отменял. Пусть эти заслуги на первый взгляд состоят лишь в том, что он, однажды найдя свой звук и манеру игры, держится таковых всю свою некороткую жизнь.
"Я стараюсь, просто из кожи вон лезу, чтобы как-то уйти от себя, - говорил Кейл около 10 лет назад в интервью журналу "Musician", - но когда я заканчиваю работу и слушаю ту хреновину, что получилась, я говорю себе: "Это мое звучание". Я играю на гитаре, - и все говорят: "Это та самая гитара". Я могу взять другую гитару и играть на ней, думая, что звук поменялся, но все напрасно. Записываю пластинки, - и происходит та же петрушка. Мне всегда хочется чего-то новенького, хотя бы для того, чтобы удивить самого себя - и, возможно, публику. Но когда я заканчиваю запись и слушаю то, что вышло, я вижу, что до сих пор нахожусь в тех рамках, которые сам для себя создал. Вот тут обязательно я играю так, а вон там - эдак. Можно просто биться об заклад - там будет обязательно эдак, и никаких сюрпризов". Тот, кто любит и знает Джей Джей Кейла, всегда готов к известию, что очередная его пластинка будет точь-в-точь похожа на предыдущую: другие, иной раз захватывающе красивые, то нежные и грустные, то искрящиеся искренней радостью песни, - но сыгранные в той же манере, спетые тем же негромким хрипловатым голосом, поворачивающие той или иной гранью все тот же четко структурированный, практически образцовый ритм-энд-блюз. Он может записываться один, под ритм-бокс, или с оркестром, с безымянными сессионщиками или специально приглашенными музыкантами, играть "живьем" с Четом Аткинсом (Chet Atkins) (еще одним корифеем для посвященных) или писать всё в компьютер, - все равно итогом станет еще-одна-пластинка-того-самого-Кейла. Не больше и не меньше.
В свежем альбоме "To Tulsa and Back", выпущенном после 8-летнего молчания (вышедший 2 года назад первый в дискографии музыканта концертник - отдельная история), можно напряжением уха найти новшества: барабанные лупы, клавиши, немного иное, чем раньше, использование звука скрипки, чуть-чуть латино в "Рио", финальная "Another Song" под одинокое ковбойское банджо... Ну и что? Дж. Дж. остался собой: сочинителем негромких, неброских, безошибочно узнаваемых песен, - тех, что привычно относят к типичному "нэшвиллскому саунду" (даром, что в Нэшвилле, штат Теннеси, Кейл прожил в совокупности весьма недолго, кочуя между родной Талсой в Оклахоме и Лос-Анджелесом), основных представителей такового зная еще меньше. Другое, весьма забавное определение "пыльные песни" говорит лишь о том, что они навевают мысли о просторах и пустынных равнинах Америки, но никак не об их старомодности, - Кейл никогда не отставал от времени, он просто постоянно находился вне его. Первые пластинки, записанные еще в начале 70-х, звучат сейчас так же, как и новые, - и слушать их по-прежнему приятно. Несмотря на кажущееся однообразие, они ничуть не утомляют, - напротив, навевают мысли о всяком хорошем. О постоянстве, например. О любви, которую можно воспевать без истерики, честно и мудро. О верности избранному пути и о несуетности. О том, что есть по-настоящему талантливые и незаурядные люди (тот же Эрик Клэптон считает, что повторить Кейла, при всей его кажущейся простоте, невозможно), которым для счастья не нужно ни славы, ни почестей, ни особых денег. "Многие годы я был настолько беден, что, если мне хотелось купить новую гитару, я должен был продавать старую. Я всегда боялся состариться бедняком, понимаете? Теперь, когда я состарился, и при этом не бедняк, я думаю: "Ну, хоть с этим-то я, черт побери, развязался!" Я просто счастливчик. Большую часть своей жизни я играл музыку, и мне за это платили, - а этого довольно трудно добиться. У меня есть друзья. Я могу пойти поиграть где-то, люди меня знают. Я не то чтобы сильно знаменит, но в каждом городке есть несколько человек, которые слыхали обо мне, и они приходят меня послушать. И мне не нужно беспокоиться об аппарате и всем таком прочем. Так что я счастливчик, честное слово".
Жану Жаку Кейлу 5 декабря 2004 года исполнилось 66 лет. Хочется, чтоб он был счастлив еще долго-долго. И записал еще много-много новых альбомов. Точно таких же, как и все предыдущие. Именно таких же. Единственных и неповторимых таких же.

21.01.2005, Екатерина БОРИСОВА (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "To Tulsa And Back":

1. My Gal
2. Chains Of Love
3. New Lover
4. One Step
5. Stone River
6. The Problem
7. Homeless
8. Fancy Dancer
9. Rio
10. These Blues
11. Motormouth
12. Blues For Mama
13. Another Song

В записи принимали участие

  1. J.J. CALE – Вокал
  2. Jim KARSTEIN – Ударные
  3. Bill RAFFENSPERGER – Бас-гитара
  4. Walter RICHMOND – Клавишные
  5. Christine LAKELAND – Гитара
  6. Rocky FRISCO – Клавишные
  7. Don WHITE – Гитара
  8. Shelby EICHER – Мандолина
  9. Jim MARKHAM – Губная гармонь

J.J. CALE

Дата рождения:

5 декабря 1938