Альбом:
Звезда Соломона
Записан:
2004
Издан:
2004, МИСТЕРИЯ ЗВУКА (SLVR-046-2)

Феноменально.
Нет, правда. Этот диск увеличивает тот стыд, который каждый нормальный россиянин испытывает за черносотенцев, во много раз. Для "Звезды Соломона" (Маген Шломо) Александр Царовцев взял песнопения хасидов - попросту напел куски из иудейских молитв и Ветхого Завета на древнееврейском. Его молодой коллега Александр Маноцков обработал старинные еврейские народные мелодии под современный рок. И вышло феноменально.
Если бы не электронный бит, эта музыка могла бы звучать на улицах Иерусалима или пражского гетто - не ночью, когда искушенные в тайнах Торы раввины создают големов и заклинают демонов, а днем, когда улицы полны народа, торопящегося по разным своим надобностям. Это даже не совсем еврейская музыка; Царовцев и Маноцков вышли за строгие этнические рамки, как то обычно и бывает с современными этно-коллективами. Звезда Соломона - пойманное на записи плавное дыхание Ближнего Востока, то деловито спешащего куда-то ("B'Irushalaim") то неторопливого от зноя ("Hine ma tov"), то настороженно-напряженного ("Et dodim"), то меланхоличного ("Lemaan akhai"). Тысячи лет соседствуя с Востоком, мы так и не разобрались толком в этой "вещи в себе" - и вот благодаря компьютерным ударным и гитаре, вступающей в дуэль со скрипкой, краешек завесы над древней культурой приподнялся.
Гармонично сочетать традиционную и современную музыку - непростое искусство. Один из основных критериев - как сочетаются современные и этнические элементы. У Царовцева & Маноцкова это сделано бесшовно. Если специально вслушиваться, можно проследить: это современный бас, а это явно аутентичная скрипка. Однако в песнях все звучит настолько слаженно, что вслушиваться потянет только въедливого рецензента. Второй из основных критериев нео-этники - качество современного элемента. За традиционную часть можно не волноваться, а вот то новое, что привносится в музыку, должно быть не хуже оригинала, иначе будет просто стыдно. И здесь тоже работа, проделанная Сашей Маноцковым, выше всяких похвал. Партии ударных, гитары, нечастых синтезаторов ("Peer be khavod") просты и мудро лаконичны, что свидетельствует об истинном таланте автора. Наконец, без ошибок осуществлен и подбор материала: запись достаточно динамична, здесь нашлось место и быстрым, почти поп-роковым мелодиям ("Ve haer eineinu"), и полностью аутентичным размеренным песнопениям ("Lemaan akhai"). Композиции организованы связно, и можно слушать как отдельные песни, так и весь диск целиком, от начала до конца. А потом еще раз...
Феноменально.

25.11.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Александр ЦАРОВЦЕВ