22 ноября 1988 года в первый раз разбрелись по сольным проектам музыканты
группы Наутилус Помпилиус. За перебравшимся в Петроград в поисках новых
музыкантов Вячеславом Бутусовым осталось название. За его гитарным
техником Владимиром Елизаровым и клавишником Алексеем Хоменко -
студия группы. В эту студию и направился клавишник и саксофонист Алексей
Могилевский, у которого уже была своя Ассоциация. Если точнее -
Ассоциация Содействия Возвращению Заблудшей Молодежи На Стезю
Добродетели. А еще точнее - сольный проект, организованный за пару лет до
первого распада группы, и уже имевший к этому моменту пару демо-записей.
В первую же после этого события новогоднюю ночь "Программа А", открытая
легендарным спичем А. Троицкого ("Прозвучали песни советских
композиторов... А теперь послушайте музыку!") явила миру выступление
Ассоциации с жесткой, нервной и ядовитой песней "Ко-Ко". Винил с новой
программой "Клетка Для Маленьких", заслужившей доброжелательный отзыв
маститого Александра Градского, появился в музыкальных магазинах уже в 1989
году. До повторного "всплытия" "Наутилуса Помпилиуса" в 1991 году у группы,
казалось, были хорошие шансы, однако она их почему-то не реализовала. Последний
альбом Ассоциации, "Щелкунчик", записанный в 1992 году, добрался до
слушателя лишь пару лет спустя, когда проекта уже не существовало: к этому
времени Могилевский вернулся в "Наутилус", прихватив с собой гитариста Николая Петрова.
С позиций же дня нынешнего музыка группы производит впечатление довольно
странное. С одной стороны - довольно сложное, почти академическое
музицирование, навороченные аранжировки, хитро сдвинутые друг относительно
друга ритмические рисунки, практически арт-рок. С другой стороны - не оставляет
ощущение, что из столь благодатного материала, словно из уральских самоцветов в
прологе к ефремовскому "Лезвию Бритвы", взяли и наделали злободневных
карикатур. Особенно в этом смысле показательна совершенная с музыкальной точки
зрения и безнадежно китчевая по лирике композиция "Боец Ежедневных
Разлук". Кое-где, например в нахраписто-водевильном номере "Окрыленные
Слоны" музыкальная составляющая одерживает-таки верх над плакатной
лирикой. В целом же эти саркастические истории с уклоном в
сексуально-политические стороны слушаются сейчас не без саркастической же
усмешки. Особенно когда слышишь от Николая Петрова в "Лесбосе" и
"Дне Помпеи" соло практически на уровне Брайана Мэя. В позднем
"Наутилусе" он ничего подобного себе не позволял, а жаль.
Альбом раскрыл публике глаза и на вокальный потенциал Алексея Могилевского. На
потенциал, следует заметить, не реализованный музыкантом и по сей день.
Непонятно, правда, зачем в том же "Бойце Ежедневных Разлук" и некоторых других
песнях музыкант старательно закашивает голосом под Стинга - в "Ко-Ко" и
"Окрыленных Слонах" его собственная манера пения более чем достойна.
В целом же "Клетка Для Маленьких" была и остается прекрасным намеком на то, чем
могла стать, но почему-то так и не стала "Ассоциация". Жаль, что сейчас, когда
Наутилус Помпилиус вновь пылится пустой ракушкой в музейной витрине,
Могилевский довольствуется лишь деятельностью продюсера и сессионного музыканта.
# | Композиция |
---|---|
1. | Эпитафия |
2. | Черный этюд |
3. | Окрыленные слоны |
4. | Честное слово |
5. | Я такой же |
6. | Лесбос |
7. | Боец ежедневных разлук |
8. | Ко-Ко |
9. | Красивая дочь |
10. | День Помпеи |
11. | Следы |
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)