Альбом:
Stankonia
Записан:
2000
Издан:
2000, BMG International (BMG73008260722)

Знаменитая, четвертая по счету, мультиплатиновая пластинка весьма эпатажных представителей южного крыла американской хип-хоп сцены, китчевого дуэта OutKast, образованного в начале 90-х школьными приятелями из Атланты Andre 3000 (Dre) и Big Boi. С момента выхода их первого альбома в 1994 году с, наверное, самым труднопроизносимым в истории музыки названием "Southernplayalisticadillacmuzik", ребята всегда придерживались более мягкого описания неспокойной уличной жизни темнокожей молодежи, чем их коллеги по музыкальному цеху. Агрессию и сопутствующий мат-перемат они прятали за спокойные теплые соул-фанковые мотивы и приятные незатейливые мелодии. "Stankonia" - очередное тому подтверждение.
Отечественному слушателю парочка полюбилась с момента выхода на экраны их суперхита "Mr. Jackson" (ставшего лучшим хип-хоп видео MTV VMA 2001) с потрясающим сентиментальным видеорядом из кивающих кошечек-собачек-старушек. Но на самом-то деле, проблемы, поднимаемые рэпперами в текстах, далеки от спокойствия и умиротворенности: насилие, наркотики, бандитизм - вот, чем наполнены большинство песен Outkast. Хотя преподносится все это с долей самоиронии и критики, да и факов-мазафаков по минимуму.
На вещичке в ритмах мабмо "Humble Mumble" (между прочим, тут присутсвует голос хип-хоп-соул-дивы Erykah Badu) звучит фраза, во многом определяющая современный хип-хоп: "I thought hip-hop was only guns and alcohol", и с этим не поспоришь. Сколько не меняй наряды (очень любят парни из Outkast это дело), и какими дорогими они у тебя ни будут - ты все равно не вырвешься из этой отвратной среды.
Благодаря заглавной композиции "Gasoline Dreams", альбом и вовсе попал бы сейчас в опалу, лишь только из-за этих строчек:
"Don't everybody like smell of gasoline
Well, burn motherfucker, burn American dreams."

Стараясь слепо не уподобляться большинству современных представителей ганста-рэпа Outkast своей лирикой периодически акцентируют внимание на банальных и в то же время важных общечеловеческих ценностях: любви и взаимоотношениях полов ("Mr. Jackson", "Slum Beautiful").
У Andre и Big Boi довольно оригинальная манера исполнения своих опусов: с протяжным полу-мяукающим вокалом, а ля молодой Prince, соседствует гиперскоростной речитатив, гармонично проникающие друг в друга и делающие общую звуковую картину более насыщенной ("So Fresh, So Clean", "Mr. Jackson").
Общую, относительно ровную и ненапряжную атмосферу, окутанную мягким фанком, размеренным битом, простенькими сэмплами и жиденькими электрическими гитарами, разрежает зубодробительный трек "B.O.B" в духе лучших традиций rap-battle - отличный подарок юным би-боям и любителям покрутить хеликоптер на спине.
Вы спросите кто же все-таки такая "Mr. Jackson"? Ответ прост до смешного - это ж теща лирического героя, которая не дает ему, бедному гангстеру, спокойно общаться со своей подругой,- их вариант нашей Кабанихи.

05.10.2001, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)