В преддверии Дня музыкального магазина Юрий Павлов (allmusic.ru) рассуждает о ренессансе винила и оценивает перспективы RSD в России.
Об ассортименте
Несмотря на то, что списки совершенно разноплановые и пестрые, я в них заметил одну удивительную общность: они практически на сто процентов отражают диапазон независимой музыки. То есть в стилевом смысле здесь есть абсолютно все, 360 градусов. Бит-музыка, традиционный хард-рок, протопанк, панк первой волны, пост-панк, металл, кантри, традиционный кельтский фолк, нойзовые коллективы типа Xiu Xiu. Здесь же Violent Femmes, Сид Вишес (Sid Vicious), Джонни Тандерс (Johnny Thunders), чего только нет. А нет только одного - коммерческого мейджорского продукта, этих яппи современной музыкальной культуры. Пару лет назад группа The Flaming Lips в День музыкального магазина продала чуть ли не 4000 экземпляров альбома на виниле. Я считаю, что для инди-лейбла, который это произвел, это супер. Вот только мейджору это неинтересно.
Об интересе к Record Store Day
Год от года интерес увеличивается. Для мировой музыкальной культуры это такой хэппенинг, это то, что делается для души. Это оффлайновые, независимые, в первую очередь виниловые магазины, покупатели, которым важно обонять и осязать пластинку, взять ее в руки. С закрытыми глазами на ощупь, понять, что это - европейский релиз или старый американский релиз 60-х годов. В RSD это возвращается.
Я был в прошлом году в Лос-Анджелесе в магазине независимой сети Amoeba Music. Огромный ангар, размером, наверное, с футбольное поле, 70% занято винилом. Из этих 70% большая часть - старый винил и меньшая часть - переиздания. И что интересно, какая-то девочка - совершенно современного вида, с айфоном - вытаскивает, счастливая, из кучи пластинку Билли Джоэла. Или молодые афро-американские интеллектуалы ковыряются, вытаскивают Телониуса Монка и идут, довольные, на кассу. Это то, чего у нас практически нет, и это то, о чем этот RSD.
О месте винила в современной фонотеке
Людей, которые слушают музыку на старых форматах - их множество. Для меня старая старая музыка - все равно что старый деревянный дом, со скрипучими половицами - ты идешь, а они скрипят. И этот "песок" между композициями на виниловой пластинке - мне это приятно, мне это в кайф. А современные цифровые носители - они как безликий пентхаус с белой стерильной мебелью, с огромными окнами. Как на страницах журнала, но не про жизнь, не для людей. Я не претендую на объективность, но вот такая у меня ассоциация.
О 7-дюймовках и 12-дюймовках
Исторически ни семерок, ни 12-дюймовок у нас не было, их сюда не возили по совершенно объективным причинам. Например, семерки с большой дыркой посередине предназначались для музыкальных автоматов, а их у нас не было. Потом те, кто вез сюда какой-то диск - контрабандисты, моряки, дипломаты - они за свои деньги хотели диск так диск, чтобы он играл 45 минут. Поэтому про семерки мы в те годы узнавали только из всяких музыкальных энциклопедий, которые сюда попадали. Кстати, иногда семидюймовки продавались в магазине "Мелодия", потому что социалистические страны выпускали очень много семерок. Один раз я пришел в "Мелодию" на Калининском и нашел там ГДРовскую команду Klaus Renft Combo, которая потом, при позднем социализме сделалась совершенно диссидентской - их запретили и за ними гонялось Штази. Так вот, в середине 70-х я прихожу и вижу десяток разных синглов этой команды. Думаю, что это за маленькие пластиночки такие, я их никогда не видел - а на них волосатые мужики какие-то прожектора, гитары. Ничего себе! При этом стоили они 1 рубль, а полноценный альбом стран народной демократии стоил три. Поэтому надо было десять раз подумать - то ли заплатить трешку за полный альбом, то ли рубль за две песни.
О связи между RSD и возвращением винила
RSD - не причина популярности винила, но это индикатор интереса, это лакмусовая бумажка, которая показывает, что интерес возрос. Отчасти она привлекает новых фэнов. Ведь что важно - чтобы эта культура не умирала, поэтому нужны новые волонтеры. Они видят, что винил может быть произведением искусства, то, что виниловая обложка - это зачастую такая штука, перед которой испытываешь совершенно светлые эстетические переживания, а не просто коробка, где лежит кусок пластмассы. Поэтому я вижу - не здесь, но в Америке или в Европе - что эти волонтеры подпитываются. Магазины, которые торгуют винилом, никогда не пустуют, там много народу и там, к счастью, много молодежи. Я очень надеюсь, что это придет и сюда, потому что общемировые культурные тенденции сюда доходят рано или поздно. И когда молодежь поймет, что это модно, возможно, она придет к этому. Но для этого нужно, чтобы кто-то показал ей пример.
О массовой и не массовой музыке
Record Store Day - это еще и прививка против массового коммерческого продукта. Судите сами, мэйджорский продукт, на который делаются ставки, скорее всего, попадет в радиоротацию. И вот, если всё получается, эту песню уже распевают "на районе". И эти несчастные жертвы с заткнутыми наушниками ушами - уже крошечные винтики обезличенной толпы, нашей теле- и радио-аудитории, которые менее всего расположены думать и анализировать.
И, напротив, малотиражные релизы RSD несут послание для каждого думающего слушателя. Возникает очень интимная связка между артистом и вами. Вот пример - концептуальные альбомы певицы Уте Лемпер (Ute Lemper). Вы погружаетесь в историю Германии после первой мировой войны: Веймарская Республика, затем Коминтерн и Тельман, затем Ницше и Übermensch, затем страдания немецких солдат на фронте и, наконец, крушение империи. И это не сухой энциклопедический пересказ. Вы чувствуете и остро переживаете этот океан эмоций. И после этого опыта вы уже никогда не пойдете строем.
О Дне музыкального магазина в России
Когда человек покупает виниловую пластинку, а то и две или три - это и есть Record Store Day по-российски. Я считаю себя человеком достаточно космополитичным, и мне просто в кайф, что винил в принципе возрождается. Потом, когда-нибудь сменится у нас генерация, и мы до этого дойдем.
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)