Звукорежиссер Том Элмхёрст (Tom Elmhirst) занимался записью и сведением второго студийного альбома Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) – Back to Black. Пластинка стала продюсерским успехом Марка Ронсона (Mark Ronson) и сделала из молодой соул-певицы – звезду первой величины. Визитная карточка альбома – песня Rehab поднялась до девятой строчки в чарте Billboard и только в США разошлась тиражом более 500 тысяч копий. В Британии альбом поднялся на вершину альбомного чарта и получил 5 "Грэмми". Всем этим успехам предшествовали долгие и скурпулезные процессы сведения и записи, а главной задачей звукорежиссера Тома Элмхёрста было не изменить особое "олдскульное" настроение соул-музыки 60-х, которая была ориентиром звучания для продюсера Марка Ронсона.
С песней Rehab Элмхёрст начал работать практически в самом начале этапа сведения, до этого "опробовав свои силы" на сингле “You Know I’m No Good”. Звукорежиссер рассказывает, что поначалу – до записи струнных, духовых и перкуссии в студии Metropolis в Лондоне, в проекте было не больше 20 дорожек.
"Треки были очень странные по стереопанораме, в духе ранних Битлз. Ударные, например, все были в одном канале".
Запись альбома проходила в Бруклинской студии Dap Kings в Нью-Йорке и Ронсон настоял на том, чтобы ударные, рояль, гитара и бас писались одновременно в одной комнате. Но на выходе Ронсон хотел иметь достаточно "читаемый" и не перегруженный саунд. Элхмёрст потратил 2-3 часа на отслушивание готовых треков, определяя – что ему нравится, а что нет.
Вокал
Сведение Элмхёрст начал с вокала, который был записан в Нью-Йорке и позднее дополнительно в Лондоне. Для начала De-essr’ом с порогом threshold 22 убрали свистящие призвуки. В целом вокал был не плох, но с некоторыми жёсткими призвуками, которые звукорежиссер стремился убрать. На альбоме есть песни, которые сводил не Элмхёрст, а Гари Нобл (Gary “G Major” Noble) – в этих песнях эта жёсткость осталась.
"У Эми большая динамика вокала. В её голосе много резкости, а я хочу сохранить голос "тёплым", но не пронзительным. Для сильного редактирования я обычно использую эквалайзер renaissance Q10. Я вырезал частоты на 18дБ: на 465 и 917 с Q ("добротностью") равным 100! Это достаточно сильно. На частоте 3107 Гц Q всего лишь 13.7, это достаточно широко. Убрать 18дБ – это необычно, но пришлось делать именно так", - рассказывает Элмхёрст.
Диэссером так же вырезали частоты вокруг 5506 Гц. При помощи Filterbank F2 убрали частоты ниже 40Гц. Вокал обработали эквалайзером Pultec (в районе 12кГц) и пультом, пропустили через компрессоры Urei 1176 с быстрой атакой и долгим release и Fairchild c очень долгим release.
Элмхёрст не может точно объяснить, почему понадобились именно такие настройки компрессоров – видимо, Urei сглаживает пики, а Fairchild уплотняет звук. Такую комбинацию и настройки компрессоров он подобрал опытным путём.
Приборы и плагины на основном вокале: компрессор Urei 1176, эквалайзер Pultec, компрессор-лимитер Fairchild, банк фильтров McDSP-F2, эквалайзер Waves Q10, Waves De-esser, ревербератор Great British Spring и пластиночный ревербератор EMT.
Ударные
При сведении ударных Элмхёрст добавил к записанному монотреку семплы бочки и малого барабана (при помощи плагина Sound Replacer), чтобы сделать звучание более отчетливым.
"Во многих своих работах я использую звук бочки В11, его же я использовал и здесь. С ударными можно сделать много, но я предпочитаю делать малый барабан как можно более ярким", - рассказывает звукорежиссер.
Ударные были собраны в две подгруппы и обработаны компрессором Neve 33609 и эквалайзером Prism. В разрыв пульта так же включили Firechild. Сэмпл "бочки" шёл на отдельную подгруппу, его микшировали с настоящей "бочкой" из записи. Компрессор Neve был настроен на быстрый release. Реверберацию на ударные назначили только в припевах и в "бридже", так как в студии был записан настоящий пружинный ревербератор.
Еще в песне была партия литавр – достаточно громкая и с жёсткой атакой. От атаки нужно было избавиться, а сустейн инструмента сделать мягче. Сустейн выровняли фейдерами пульта. Эквалайзером Renaissance у литавр обрезали частоты ниже 300-400 Гц и подняли 1-3 кГц, при этом уменьшив лимитером L1 их громкость. В финале литавры обработали плагином Lo-Fi Digidesign.
С помощью эквалайзера Элмхёрст расчистил верхнюю середину, в которой должны были звучать духовые.
"Я должен был быть уверен, что верхние средние частоты прозрачные, потому что в песне было много медных духовых, которые тоже играли ритмический рисунок", - рассказывает он.
Обработки ударных: компрессор Neve 33609, Waves Q4 Paragraphic Equalaser, Emirical Labs Distressor, компрессор Fairchild, пружинный ревербератор.
Клавишные и бас
При сведении баса и клавишных пришлось серьезно поработать эквалайзером – из-за записи живьем в трек рояля проникали ударные и бас, а записанный бас сам по себе слишком гудел и конфликтовал с малым барабаном.
На дорожку баса в припевах назначили компрессор Smack. Эквалайзером Waves Q4 убрали нежелательные подъёмы частот. Затем Элмхёрст отрегулировал области 155, 218 и 423 Гц и обработал дорожку баса Distressor’ом с пресетом British Mode и компрессором Fairchild. Компрессия была средняя – в диапазоне от 4:1 до 8:1, с атакой и релизом - 3 и 5, соответственно. Для этих целей использовался компрессор Urei 1176 blackface и плагин Smack!
Рояль был записан "сухим", но из-за проникновений звуков ударных и баса пришлось эквалайзером пульта убрать всё, что ниже 500Гц. Эквалайзером Oxford убрали 100 Гц и немного приподняли 5кГц, а лимитер L1 и Filterbank использовались для фильтрации самых высоких и самых низких частот. Реверберацию на рояль Элмхёрст взял из плагина Trillium Lane Lab (тип vintage spring), включив её в разрыв пульта. Фейдер dry (чистый сигнал) был установлен на 0, а канал wet (обработанный) отправлен влево.
Обработки на треках рояля: эквалайзер Sony Oxford, Waves L1 Ultramaximiser, McDSP F2, TLL TL Space.
Альбом Back to Black появился в продаже 4 октября 2006 года, а к концу следующего стал самым продаваемым, по версии Британской ассоциации производителей фонограмм.
К сожалению, пластинка стала последним прижизненным альбомом Эми Уайнхаус – 23 июля 2011 года певица скончалась в собственном доме в Камдене от алкогольного отравления.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)