Звукорежиссер Том Элмхёрст (Tom Elmhirst) занимался записью и сведением второго студийного альбома Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) – Back to Black. Пластинка стала продюсерским успехом Марка Ронсона (Mark Ronson) и сделала из молодой соул-певицы – звезду первой величины. Визитная карточка альбома – песня Rehab поднялась до девятой строчки в чарте Billboard и только в США разошлась тиражом более 500 тысяч копий. В Британии альбом поднялся на вершину альбомного чарта и получил 5 "Грэмми". Всем этим успехам предшествовали долгие и скурпулезные процессы сведения и записи, а главной задачей звукорежиссера Тома Элмхёрста было не изменить особое "олдскульное" настроение соул-музыки 60-х, которая была ориентиром звучания для продюсера Марка Ронсона.
С песней Rehab Элмхёрст начал работать практически в самом начале этапа сведения, до этого "опробовав свои силы" на сингле “You Know I’m No Good”. Звукорежиссер рассказывает, что поначалу – до записи струнных, духовых и перкуссии в студии Metropolis в Лондоне, в проекте было не больше 20 дорожек.
"Треки были очень странные по стереопанораме, в духе ранних Битлз. Ударные, например, все были в одном канале".
Запись альбома проходила в Бруклинской студии Dap Kings в Нью-Йорке и Ронсон настоял на том, чтобы ударные, рояль, гитара и бас писались одновременно в одной комнате. Но на выходе Ронсон хотел иметь достаточно "читаемый" и не перегруженный саунд. Элхмёрст потратил 2-3 часа на отслушивание готовых треков, определяя – что ему нравится, а что нет.
Вокал
Сведение Элмхёрст начал с вокала, который был записан в Нью-Йорке и позднее дополнительно в Лондоне. Для начала De-essr’ом с порогом threshold 22 убрали свистящие призвуки. В целом вокал был не плох, но с некоторыми жёсткими призвуками, которые звукорежиссер стремился убрать. На альбоме есть песни, которые сводил не Элмхёрст, а Гари Нобл (Gary “G Major” Noble) – в этих песнях эта жёсткость осталась.
"У Эми большая динамика вокала. В её голосе много резкости, а я хочу сохранить голос "тёплым", но не пронзительным. Для сильного редактирования я обычно использую эквалайзер renaissance Q10. Я вырезал частоты на 18дБ: на 465 и 917 с Q ("добротностью") равным 100! Это достаточно сильно. На частоте 3107 Гц Q всего лишь 13.7, это достаточно широко. Убрать 18дБ – это необычно, но пришлось делать именно так", - рассказывает Элмхёрст.
Диэссером так же вырезали частоты вокруг 5506 Гц. При помощи Filterbank F2 убрали частоты ниже 40Гц. Вокал обработали эквалайзером Pultec (в районе 12кГц) и пультом, пропустили через компрессоры Urei 1176 с быстрой атакой и долгим release и Fairchild c очень долгим release.
Элмхёрст не может точно объяснить, почему понадобились именно такие настройки компрессоров – видимо, Urei сглаживает пики, а Fairchild уплотняет звук. Такую комбинацию и настройки компрессоров он подобрал опытным путём.
Приборы и плагины на основном вокале: компрессор Urei 1176, эквалайзер Pultec, компрессор-лимитер Fairchild, банк фильтров McDSP-F2, эквалайзер Waves Q10, Waves De-esser, ревербератор Great British Spring и пластиночный ревербератор EMT.
Ударные
При сведении ударных Элмхёрст добавил к записанному монотреку семплы бочки и малого барабана (при помощи плагина Sound Replacer), чтобы сделать звучание более отчетливым.
"Во многих своих работах я использую звук бочки В11, его же я использовал и здесь. С ударными можно сделать много, но я предпочитаю делать малый барабан как можно более ярким", - рассказывает звукорежиссер.
Ударные были собраны в две подгруппы и обработаны компрессором Neve 33609 и эквалайзером Prism. В разрыв пульта так же включили Firechild. Сэмпл "бочки" шёл на отдельную подгруппу, его микшировали с настоящей "бочкой" из записи. Компрессор Neve был настроен на быстрый release. Реверберацию на ударные назначили только в припевах и в "бридже", так как в студии был записан настоящий пружинный ревербератор.
Еще в песне была партия литавр – достаточно громкая и с жёсткой атакой. От атаки нужно было избавиться, а сустейн инструмента сделать мягче. Сустейн выровняли фейдерами пульта. Эквалайзером Renaissance у литавр обрезали частоты ниже 300-400 Гц и подняли 1-3 кГц, при этом уменьшив лимитером L1 их громкость. В финале литавры обработали плагином Lo-Fi Digidesign.
С помощью эквалайзера Элмхёрст расчистил верхнюю середину, в которой должны были звучать духовые.
"Я должен был быть уверен, что верхние средние частоты прозрачные, потому что в песне было много медных духовых, которые тоже играли ритмический рисунок", - рассказывает он.
Обработки ударных: компрессор Neve 33609, Waves Q4 Paragraphic Equalaser, Emirical Labs Distressor, компрессор Fairchild, пружинный ревербератор.
Клавишные и бас
При сведении баса и клавишных пришлось серьезно поработать эквалайзером – из-за записи живьем в трек рояля проникали ударные и бас, а записанный бас сам по себе слишком гудел и конфликтовал с малым барабаном.
На дорожку баса в припевах назначили компрессор Smack. Эквалайзером Waves Q4 убрали нежелательные подъёмы частот. Затем Элмхёрст отрегулировал области 155, 218 и 423 Гц и обработал дорожку баса Distressor’ом с пресетом British Mode и компрессором Fairchild. Компрессия была средняя – в диапазоне от 4:1 до 8:1, с атакой и релизом - 3 и 5, соответственно. Для этих целей использовался компрессор Urei 1176 blackface и плагин Smack!
Рояль был записан "сухим", но из-за проникновений звуков ударных и баса пришлось эквалайзером пульта убрать всё, что ниже 500Гц. Эквалайзером Oxford убрали 100 Гц и немного приподняли 5кГц, а лимитер L1 и Filterbank использовались для фильтрации самых высоких и самых низких частот. Реверберацию на рояль Элмхёрст взял из плагина Trillium Lane Lab (тип vintage spring), включив её в разрыв пульта. Фейдер dry (чистый сигнал) был установлен на 0, а канал wet (обработанный) отправлен влево.
Обработки на треках рояля: эквалайзер Sony Oxford, Waves L1 Ultramaximiser, McDSP F2, TLL TL Space.
Альбом Back to Black появился в продаже 4 октября 2006 года, а к концу следующего стал самым продаваемым, по версии Британской ассоциации производителей фонограмм.
К сожалению, пластинка стала последним прижизненным альбомом Эми Уайнхаус – 23 июля 2011 года певица скончалась в собственном доме в Камдене от алкогольного отравления.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)