В день концерта Земфиры в Казани весна - не календарная, а натуральная. Абсолютно чистое небо и слепящее глаза солнце, превращающее лёд под ногами в грязь. На которую, правда, почти не обращаешь внимания из-за хорошей погоды. Приходится даже купить солнечные очки, чтобы спокойно, не щурясь, ходить по улицам.
Казанский дворец спорта вмещает примерно 4 тысячи зрителей. Он примерно в полтора раза меньше, чем малая арена Лужников. Тем не менее, на шоу за три недели до концерта случился солдаут – географически и логистически удобное расположение столицы Татарстана привело на концерт людей со всего Поволжья, а также Москвы и Петербурга. Тем более, что до недавнего времени московского концерта Земфиры объявлено ещё не было (а в Питере даты по-прежнему нет). Так что перекупщики резвились вовсю, а желающих найти билеты также было в достатке.
Московской привычке приходить сильно раньше заявленного начала последовали только единицы фанатов – к моменту открытия дверей на арену народа набралось только на два-три ряда у сцены. Но уже к выходу разогрева в лице DJ Bertil Mark, на макбуке которого красовалась наклейка «Ди-джей Чак-Чак», зал был наполнен процентов на 80. Он ставил разнородное даунтемпо, среди прочего включив любопытный мэшап из "Teardrop" Massive Attack и Земфировского же «Самолёта». Его сет закончился через 40 минут затянувшимся амбиентным оутро.
Через десять минут на сцене появляются и музыканты, которые играют громкий стартовый инструментал, сама Земфира появляется только когда уже нужно исполнять первые строчки «Без шансов», в которую тот плавно перетекал. Концертный состав нынешнего тура практически идентичен тому, что было в туре «12» - молодой гитарист-виртуоз Дмитрий Емельянов, оставшаяся со времен тура «Спасибо» ритм-секция в лице Дэна Маринкина за ударными и флегматичного басиста Алексея Беляева, простоявшего весь концерт в солнечных очках, а также перкуссиониста Василия Яковлева, взявшего в руки акустику только, кажется, на песне «Деньги». Которая как раз следовала в сетлисте второй.
В первой части программы певица предсказуемо играет новый альбом, сделав перерыв на звучащую с каждым туром всё громче «Ощущения», первый же раз пытается поговорить с залом перед заглавной «Жить в твоей голове». Но и говорить, кажется, ей пока не о чем: «Я тут частый гость, мы и так все друг про друга знаем». И начинает самую свою новую вещь из разряда instant classic. Фанатские женские голоса, подпевающие невпопад, на втором куплете замолкают – то ли ещё не все выучили слова, то ли все таки осознали насколько деликатен этот момент живьём – и промолчали просто потому, что так надо.
Информация про тренинг концертного состава в Европе и свой аппарат, перевозимый по России, подтвердились, потому что к звуку претензий нет вообще. Увы, сравнить с другими концертами на этой площадке возможности у меня нет, но не думаю, что кто-либо прозвучал бы в этом зале лучше – слышно было всех музыкантов, все аспекты и детали, даже когда музыканты усиленно и громко "давали рок" (что случалось частенько). Компактный концертный состав диктует и выбор песен для исполнения – больше боевиков. Например, с камерного «Спасибо» прозвучала только размашистая «В метро», что довольно показательно. Отдельно хочется отметить и сценический свет, решенный минималистично (несколько световых колонн, расставленных вдоль сцены), но используемый максимально разнообразно. Как оказалось после, им заведует всё тот же "разогрев" в лице Марка Бертила.
На «Дыши» начинается фанатский флэшмоб – многие из зрителей в первых рядах поднимают вверх по несколько цветков ирисов, во время песни цветы постепенно группируются в первом ряду, превращаясь в громадных размеров два букета, которые певица не может унести в один присест. Это явно поднимает певице настроение, она вообще весь концерт явно обеспокоена какими-то техническими аспектами. «Не обращайте внимание на мои ужимки, мне все нравится, просто я нервная», - объясняет она. Однако случился и не очень приятный эпизод - перед «Городом» певица собирается рассказать что-то про свою маму, однако внезапный выкрик из толпы сбивает её, и зал остаётся без личных истории.
Впрочем, Земфира про это быстро забывает, вспоминает, что этот концерт в туре идет под номером 13, доигрывает ещё не исполненное с "Жить в твоей голове" (песня "Гора", как и в остальных концертах тура, игнорируется), и растягивает финальные "Итоги", чтобы представить поочередно всех, кто вместе с ней находится в туре. Группа покидает сцену, а на световых колоннах горит слово "Zemfira". Видимо поэтому их на сцене было как раз семь.
На первый бис исполняется «Хочешь» только дуэтом с гитаристом (певица за своим уже неизменным Nord 2 electro), так же начинается и «Ариведерчи», к которым добавляется остальной состав в тот самый момент, когда на канонической студийной версии лавинообразно вступают барабаны. Певица инициирует хоровое пение, которое не с первого раза, но всё таки случается (и получается). Помнится, впервые подобный финт случился сам собой на памятном концерте в Олимпийском, с момента которого сегодня как раз исполняется ровно 5 лет.
Прошлые сольники певицы научили вашего покорного тому, что бисов нужно ждать до последнего. Через 15 минут Земфира вновь выходит на сцену (трибуны к этому времени уже наполовину опустели), и исполняет "ПММЛ" и "Искала". После на сцену выходят те самые «башкирские друзья», которым часом ранее певица посвятила песню «Если бы» – один садится за барабаны, второй берет акустику, и дополненный концертный состав грянул «Блюз», причем явно это было не совсем отрепетированное зрелище, так как песню всё никак не могли закончить. В том числе из-за барабанщика, который стучал явно не так технично, как Маринкин, но, что называется, «с душой».
Тем не менее, это был эффектный финал хорошего концерта – у главной певицы страны априори должны быть подобного же ранга концерты. И они есть. Устраивающие на всех площадках страны до того невиданный там концертный звук и изобретательный свет. К сыгранности и мощи концертного состава также претензий нет - но ввиду известного перфекционизма автора, это и не мудрено.
Претензии, наверное, есть только к сфере, которую певице регулировать сложнее всего - к публике. Так уж получилось, что до и после концерта получалось пересекаться с поклонниками певицы, приехавших из разных точек центральной России. И, судя по исполняемым разными компаниями в лёгком (и не очень) хмелю композициям (происходи то хоть в плацкартном вагоне, хоть в маршрутном автобусе, или даже ирландском пабе), Земфира для них в ряду любимых исполнителей находится где-то между группой Чайф и Чижом. Не то, чтобы мне хотелось обидеть этих уважаемых исполнителей, но, судя по последнему альбому, певице бы куда больше хотелось в компанию к Тому Йорку (Thom Yorke) и U2.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)