ЗЕМФИРА  Казань брал

Эксклюзивный репортаж Звуков с концерта Земфиры во Дворце Спорта города Казань.

В день концерта Земфиры в Казани весна - не календарная, а натуральная. Абсолютно чистое небо и слепящее глаза солнце, превращающее лёд под ногами в грязь. На которую, правда, почти не обращаешь внимания из-за хорошей погоды. Приходится даже купить солнечные очки, чтобы спокойно, не щурясь, ходить по улицам.

Казанский дворец спорта вмещает примерно 4 тысячи зрителей. Он примерно в полтора раза меньше, чем малая арена Лужников. Тем не менее, на шоу за три недели до концерта случился солдаут – географически и логистически удобное расположение столицы Татарстана привело на концерт людей со всего Поволжья, а также Москвы и Петербурга. Тем более, что до недавнего времени московского концерта Земфиры объявлено ещё не было (а в Питере даты по-прежнему нет). Так что перекупщики резвились вовсю, а желающих найти билеты также было в достатке.

Московской привычке приходить сильно раньше заявленного начала последовали только единицы фанатов – к моменту открытия дверей на арену народа набралось только на два-три ряда у сцены. Но уже к выходу разогрева в лице DJ Bertil Mark, на макбуке которого красовалась наклейка «Ди-джей Чак-Чак», зал был наполнен процентов на 80. Он ставил разнородное даунтемпо, среди прочего включив любопытный мэшап из "Teardrop" Massive Attack и Земфировского же «Самолёта». Его сет закончился через 40 минут затянувшимся амбиентным оутро.

Через десять минут на сцене появляются и музыканты, которые играют громкий стартовый инструментал, сама Земфира появляется только когда уже нужно исполнять первые строчки «Без шансов», в которую тот плавно перетекал. Концертный состав нынешнего тура практически идентичен тому, что было в туре «12» - молодой гитарист-виртуоз Дмитрий Емельянов, оставшаяся со времен тура «Спасибо» ритм-секция в лице Дэна Маринкина за ударными и флегматичного басиста Алексея Беляева, простоявшего весь концерт в солнечных очках, а также перкуссиониста Василия Яковлева, взявшего в руки акустику только, кажется, на песне «Деньги». Которая как раз следовала в сетлисте второй.

В первой части программы певица предсказуемо играет новый альбом, сделав перерыв на звучащую с каждым туром всё громче «Ощущения», первый же раз пытается поговорить с залом перед заглавной «Жить в твоей голове». Но и говорить, кажется, ей пока не о чем: «Я тут частый гость, мы и так все друг про друга знаем». И начинает самую свою новую вещь из разряда instant classic. Фанатские женские голоса, подпевающие невпопад, на втором куплете замолкают – то ли ещё не все выучили слова, то ли все таки осознали насколько деликатен этот момент живьём – и промолчали просто потому, что так надо.

Информация про тренинг концертного состава в Европе и свой аппарат, перевозимый по России, подтвердились, потому что к звуку претензий нет вообще. Увы, сравнить с другими концертами на этой площадке возможности у меня нет, но не думаю, что кто-либо прозвучал бы в этом зале лучше – слышно было всех музыкантов, все аспекты и детали, даже когда музыканты усиленно и громко "давали рок" (что случалось частенько). Компактный концертный состав диктует и выбор песен для исполнения – больше боевиков. Например, с камерного «Спасибо» прозвучала только размашистая «В метро», что довольно показательно. Отдельно хочется отметить и сценический свет, решенный минималистично (несколько световых колонн, расставленных вдоль сцены), но используемый максимально разнообразно. Как оказалось после, им заведует всё тот же "разогрев" в лице Марка Бертила.

На «Дыши» начинается фанатский флэшмоб – многие из зрителей в первых рядах поднимают вверх по несколько цветков ирисов, во время песни цветы постепенно группируются в первом ряду, превращаясь в громадных размеров два букета, которые певица не может унести в один присест. Это явно поднимает певице настроение, она вообще весь концерт явно обеспокоена какими-то техническими аспектами. «Не обращайте внимание на мои ужимки, мне все нравится, просто я нервная», - объясняет она. Однако случился и не очень приятный эпизод - перед «Городом» певица собирается рассказать что-то про свою маму, однако внезапный выкрик из толпы сбивает её, и зал остаётся без личных истории.

Впрочем, Земфира про это быстро забывает, вспоминает, что этот концерт в туре идет под номером 13, доигрывает ещё не исполненное с "Жить в твоей голове" (песня "Гора", как и в остальных концертах тура, игнорируется), и растягивает финальные "Итоги", чтобы представить поочередно всех, кто вместе с ней находится в туре. Группа покидает сцену, а на световых колоннах горит слово "Zemfira". Видимо поэтому их на сцене было как раз семь.

На первый бис исполняется «Хочешь» только дуэтом с гитаристом (певица за своим уже неизменным Nord 2 electro), так же начинается и «Ариведерчи», к которым добавляется остальной состав в тот самый момент, когда на канонической студийной версии лавинообразно вступают барабаны. Певица инициирует хоровое пение, которое не с первого раза, но всё таки случается (и получается). Помнится, впервые подобный финт случился сам собой на памятном концерте в Олимпийском, с момента которого сегодня как раз исполняется ровно 5 лет.

Прошлые сольники певицы научили вашего покорного тому, что бисов нужно ждать до последнего. Через 15 минут Земфира вновь выходит на сцену (трибуны к этому времени уже наполовину опустели), и исполняет "ПММЛ" и "Искала". После на сцену выходят те самые «башкирские друзья», которым часом ранее певица посвятила песню «Если бы» – один садится за барабаны, второй берет акустику, и дополненный концертный состав грянул «Блюз», причем явно это было не совсем отрепетированное зрелище, так как песню всё никак не могли закончить. В том числе из-за барабанщика, который стучал явно не так технично, как Маринкин, но, что называется, «с душой».

Тем не менее, это был эффектный финал хорошего концерта – у главной певицы страны априори должны быть подобного же ранга концерты. И они есть. Устраивающие на всех площадках страны до того невиданный там концертный звук и изобретательный свет. К сыгранности и мощи концертного состава также претензий нет - но ввиду известного перфекционизма автора, это и не мудрено.

Претензии, наверное, есть только к сфере, которую певице регулировать сложнее всего - к публике. Так уж получилось, что до и после концерта получалось пересекаться с поклонниками певицы, приехавших из разных точек центральной России. И, судя по исполняемым разными компаниями в лёгком (и не очень) хмелю композициям (происходи то хоть в плацкартном вагоне, хоть в маршрутном автобусе, или даже ирландском пабе), Земфира для них в ряду любимых исполнителей находится где-то между группой Чайф и Чижом. Не то, чтобы мне хотелось обидеть этих уважаемых исполнителей, но, судя по последнему альбому, певице бы куда больше хотелось в компанию к Тому Йорку (Thom Yorke) и U2.

01.04.2013, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ЗЕМФИРА - свежие публикации: