ЗЕМФИРА  Закалка, тренировка

Московский концерт Земфиры как спарринг-матч перед выходом нового альбома.

Очередной московский концерт главной певицы страны (насколько к концертам Земфиры применимо слово "очередной"), происходивший вчера в клубе Arena, изначально планировался итоговым в туре "12". Эти концерты могли быть частью тура в поддержку долгожданного нового альбома, выход которого изначально был обещан прошедшей весной. После тот был перенесен на осень, а сейчас никто не рискнет сказать дату более конкретную, чем просто следующий год.

Также, в отличие от всех концертов, следовавших после тура "Спасибо", "12" не был обусловлен какими-либо поводами (и оттого выглядел появившимся неожиданно). Прошлогодний тур на небольших площадках был напоминанием о себе после долгого перерыва, а также игрался в поддержку переизданий первых трех дисков. Летние концерты на трех совершенно разных фестивалях ("Максидром", "Премия Муз ТВ", "Пикник Афиши") - обкатка концертной программы перед грядущим туром в поддержку альбома, ну и тоже, отчасти, напоминание о себе, но в иных масштабах. А эти выступления просто крутятся вокруг числа "12" - столько лет прошло с выхода первого альбома и столько будет сыграно концертов (правда, некоторые пункты тура были нетривиальными - выступлений в Европе и оторванном от остальной территории России Калининграде у певицы действительно не было давно). С таким же успехом в любом из грядущих или предыдущих годов певица могла задействовать и другие цифры. В общем, конкретного повода не было - захотелось певице увидеть публику, а та и рада.

Билеты на концерты снова пользовались огромным спросом - вашему покорному, как и годом ранее с концертом в "Крокусе", как-то несказанно повезло вовремя увидеть клич в социальных сетях и, не раздумывая, сделать броню на пока имеющиеся в продаже билеты. Раскупленные за 1.5 часа три тысячи контрамарок навели организаторов на мысль провести второй гиг, тем самым убив двух зайцев - и удовлетворив спрос, и насолив перекупщикам (например, на сегодняшнее выступление днем можно было купить билеты уже за номинальную стоимость, без наценки).

К чести организаторов, билетов было продано не настолько много, чтобы в клубе было не протолкнуться от самых входных дверей (хотя опасения, что так и случится, у меня присутствовали - пункты личного досмотра охраной с металлодетекторами были вынесены на улицу). Можно было даже протолкнуться ближе к сцене. Ну, или хотя бы вперед звукорежиссерского пульта, за которым стояли Павло Шевчук, лидер проекта "Зурбаган", саундпродюсер последних работ "Мумий Тролля" и коллега Ильи Лагутенко по проекту "Горностай", ну и следившая за светом и видеотрансляцией на экраны Рената Литвинова. Ровно в заявленные 21.00 на основном сценическом экране появляется постер тура, с мигающей датой московского концерта, а фоном звучит "Go Slowly" Radiohead. Не все, видимо, признали нетленку Тома Йорка сотоварищи, и заревели, будто сейчас уже начнётся концерт. Тем временем, разогрев с айпода длился ещё полчаса. Я, было дело, подумал, что и на разогрев поставят 12 песен, но нет.

И вот, традиционно открывающая концерты тура "Без шансов". Основной сетлист выступления, к слову, строго не менялся все 12 концертов, варьировались по размеру лишь бисы (как и в прошлом году, от концерта к концерту вбирая в себя все большее число песен). Если прошлый тур был органично выстроен с перелопаченными минималистичными аранжировками хитов певицы, то основу нынешнему задало выступление на "Пикнике" - там к певице вернулась ритм-секция тура "Спасибо" Маринкин-Беляев, а также окончательно влился в состав сильный гитарист Сергей Ткаченко (поигравший помимо прочего с "Би-2", Марой и другими), а всё выступление было эклектичной выборкой из все того же прошлого тура, с песнями которого соседствовали новые вещи - и старые в аутентичных аранжировках.

В Арене было всё то же самое, но дополненное и окончательно осмысленное. Выстроенная программа обрела вектор в сторону рока, на третьей же "Ощущения" гитара срывается с середины в шквал звука, а певица бегает по сцене, явно требуя от зала "рубилова". На следовавшей дальше "НебоМореОблака", зазвучавшей так близко к оригиналу, как того не случалось со времен тура "Вендетта", Земфира залезает на стул перед своим неизменными клавишами Nord Electro 2, и поднимает руки вверх, чем приводит пришедших в экстаз (жаль, не получилось эту картину запечатлеть). Певица сегодня вообще в лучшем настроении, чем на годичной давности концерте в "Крокусе" - охотно общается с публикой, благодарит, делится впечатлениями о случившемся в днем ранее митинге, поздравляет наших биатлонистов с успехами на Кубке Мира.

В не теряющей своей магии в любой из аранжировок "Главное" гитарист ударяет в куплетах в барабан прямо как Джонни Гринвуд на старте "There There". Из интродукции с представлением музыкантов внезапно возникает "Zero", и после пары строчек также неожиданно заканчивается. В абсолютно альбомной версии звучит "Мачо". Из периода "Спасибо" в сет-листе помимо переиначенной (и сыгранной на Пикнике) "Я полюбила вас" появляются резкие "Господа" (тоже не без рока, песня громко переходит нон-стопом в "Кто?"), "Возьми меня" (играли в туре "Спасибо" по большим праздникам, а, тем временем, одна из лучших вещей пластинки) и "Во мне". Во время последней композиции (которая и была последней в основном сет-листе) на экране странная видеоинсталляция Литвиновой, от неё же во время "Австралии" - красивая нарезка из эфира Discovery, а на "Блюзе" - собственно, певица, едущая куда-то на винтажном мотороллере. Остальное задействованное на бэкграунде видео можно увидеть на dvd "Крокус/Стрелка".

Группа долго не выходит на бис, около 10-15 минут. Видеоролик с песочными часами, якобы отмеряющими время до начала бонусной части концерта, прокрутился от начала до конца несколько раз. Впрочем, про это с лихвой забывается с первыми аккордами "Снега" - певица снова бегает от одного края сцены к другому, зрители тянут руки вверх. 12 лет назад в Горбушке Земфира собственноручно потрошила подушку, здесь же на последнем припеве специальные машины вбрасывают в зал фонтаны перьев пополам с конфетти. Эффектно и красиво, ничего не скажешь.

Для ликующего зала пришло время дежурной хитовой программы - близко к оригиналу звучит "ПММЛ" (впрочем, этой песне "досталось" в творческой истории певицы чуть ли не меньше всего), и уже традиционно непохожая на таковой "Хочешь?" и "Не стреляйте" как финальный аккорд первого биса. Концерт в "Олимпийском" вашего покорного ничему не научил - как и там я пропустил последний бис, так и здесь (последовавшие два). Несмотря на пропущенные шедевры ("Не пошлое", "Ромашки", "Искала", "Ариведерчи", и даже "Песенка волка и зайца на карнавале" пополам с монголшуудановской "Москвой"), всё из сыгранного мне слышать уже доводилось. Так что смысл жалеть был только о минималистичном, но традиционно любовно сыгранном кавере на бриллиант авторства Виктора Цоя под названием "Дождь для нас".

Резюмируя, концерт не обозначил покорение новых высот, как то было с "Зеленым Театром" и историческим гигом в "Олимпийском", и не был рискованным экспериментом вроде тура в поддержку переизданий. Мощный, канонический рок-состав (ударные, бас, гитара, вокал/клавиши) играл сильные, вечные песни. Певица была в хорошей форме. Подтвердила уровень профессионализма. Провела очередную встречу с поклонниками. "Потренировалась" перед истерией в связи с выходом нового альбома. Не лучший, на моей памяти, концерт певицы, но ввиду вышеописанных обстоятельств, требовать от него большего смысла не вижу.

12.12.2011, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ЗЕМФИРА - свежие публикации: