Один из крупнейших – в плане масштаба (108 га – попробуйте-ка обойти!), лайн-апа и вообще всего происходящего – open air в Европе проводится в самом сердце Европы вот уже, страшно представить, 18 лет. Таким образом, по местным законам, в этом году Sziget стал совершеннолетним и полностью дееспособным, что не замедлило сказаться на разнообразии программы музыкального смотра.
Хедлайнерами "Дня нулевого" стали Артист, Ранее Известный Как Принц, но Потом Отказавшийся От Этого Дурацкого Псевдонима в Пользу Просто Принца, и ВИА Ленинград, поставленный организаторами зачем-то не на фолк-world-сцену, а на сцену для рока и металла. К тому же, оба "прынца" - Шнур и Роджерс Нельсон – выступали одновременно, но, к нашему большому сожалению, не вместе – на подобный реюнион стоило бы посмотреть кровь из носу.
Первый день открылся выступлением заслуженных ирландско-американских алко-фолк-панков Flogging Molly, которые активно несли в массы зеленого змия и призывали устраивать space-consuming танцы, благо на поляне перед главной поп-рок сценой этого самого пространства было завались.
Сцена с загадочным названием A38-wan2, позиционирующая себя как место для продвинутой молодежи – space with an attitude! – начала свою работу с выступления почти женской, почти садо-мазо-лесби-электроклэш группы Terry Poison. Публика принимала израильский ответ Peaches, Vive La Fete и Lady Gaga с восторгом, однако потуги вокалистки эпатировать публику условно эротическими прикидами и позами выглядели довольно жалко, а заявленное riot grrl-шоу было никакущим. Впрочем, раз уж в Израиле им доверили разогревать Depeche Mode, значит, там этих девушек за что-то ценят.
Тем временем к главной поп-рок-сцене подтянулись с пивом крепкие ребята с ирокезами и берушами. Это могло означать только одно: выступление протестной панк-группы Rise Against из Чикаго. Пожалев о том, что вовремя не позаботились о пиве, местной водке "палинка" или хотя бы о берушах, мы покинули это однообразное зрелище в поисках альтернатив, которых Sziget предоставляет в избытке.
В оригинально оформленном ангаре ("сцена Meduza") обнаржился глубочайший дабстеп с читкой некоего MC, а кругом все было пропитано вездесущим запахом марихуаны. А на сцене Pesti Est World Music публику зажигали своей цыганщиной бравые гарсоны из группы "Львиные рыки", то есть Les Hurlements d’Leo.
Увлекшись поистине огромным хот-догом (очереди за тайской и греческой haute cuisine резко притупляли аппетит), мы чуть было не пропустили открытие сцены Burn Party Arena, где должен был состояться, пожалуй, один из первых за этот день интересующих нас концертов – выступление австралийских электро-поп-фриков Empire of the Sun.
Тут впервые мы столкнулись с неприятным сюрпризом: открытие индустриального ангара Burn Party задерживалось, пространство перед сценой было огорожено двухметровыми заборами, внутри стояли различного рода клети, а высоченные мадьярские хипстеры в шляпах и коронах употребляли внутрь смесь энергетического напитка и "палинки".
Австралийцы вышли на сцену спустя полчаса (одновременно на главной сцене начали выступать Interpol, что посеяло панику в рядах ожидавших Empire of the Sun, а некоторые типы в футболках Motorhead, невесть как затесавшиеся в ангар, начали пробиваться к выходу), что в условиях фестиваля и вовсе моветон.
Но эту задержку можно было понять: барабанщик ни в коем случае не должен был перепутать свой ирокез с ирокезами танцовщиц кордебалета, четырех девушек нужно было обмотать новогодним дождиком, а фронтмену – нацепить, никого при этом не зарезав, свой бирюзовый кокошник, собраннный из лезвий ножей и ножниц. В общем, цирк да и только - "Присцилла – королева пустыни" (австралийцы, что с них взять?!) за гранью фола.
Что до музыкальной составляющей, то она сильно проигрывала визуальной: во время исполнения основного хита ("We Are the People") девушки, наряженные в розовых Рыцарей, Которые Говорят "Ни!", взяли в руки квадратные гитары со светящимися струнами, а для выхода на "бис" под "Walking on a Dream" Люк Стил (Luke Steele) вырядился валькирией с янтарным шаром на груди – зрелище по большей степени захватывающее дух, но в какой-то момент выматывающее слушателя не только убийственными басами, но и своими многочисленными преступлениями против вкуса.
Звездой первого дня по праву стали Pulp. Они вышли на главную поп-рок сцену ровно по расписанию, но первые 10 минут прятались за полупрозрачным занавесом и мариновали зрителей идиотскими фразами, которые проецировались на занавес: "Привет, Будапешт!", "Как настроение?", "Хотите, чтобы мы начали?", "На самом деле?", "А может, хотите выпить?", "Чо, правда?" "А есть чо?", "ОК, встретимся у бара", "Ну так что, начнем?", "Вы этого хотите на самом деле?", "А может, показать вам дельфинчика?", "Ну что, дельфинчика?" (и реально показывают лазерного дельфинчика), "Ну ладно, начнем, пожалуй".
Джарвис сказал – Джарвис сделал. Как пишут на футболках, есть чем хвастаться перед внуками - "Я видел Pulp". Сплошь хиты – "Mis-Shapes", "Disco 2000", "F.E.E.E.L.I.N.G.C.A.L.L.E.D.L.O.V.E.", "This Is Hardcore" и "Common People" на закуску. Джарвис Кокер, несмотря на отчетливо проблескивающую седину в бороде, свеж и бодр: во время первых двух песен успел: поваляться, кокетливо подрыгивая ножкой, на всех мониторах, загонять техников сцены, не успевающих распутывать провод микрофона, снять пиджак и галстук, манерно поводя плечиками, вспомнить "молодость", ведь впервые он выступил на Сигете в 2002 году, - в общем, весь набор стареющего денди, заслуженно наслаждающегося камбэком.
После такого оглушительно громкого аккорда нас ожидали британские сердцедеры Hurts в A38-wan 2 и подписант лейбла Hyperdub Scratcha DVA - для первого дня впечатлений более чем достаточно.
Продолжение следует...
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)