Robert PLANT  Тебя там встретит огнегривый лев

Роберт Плант на концерте в Москве показал, как звучали бы Led Zeppelin, если бы в них и в помине не было Джимми Пейджа.

Одна из самых романтичных историй в биографии Led Zeppelin – это "рабочие каникулы" 1970 года. Роберт Плант (Robert Plant) уговорил Джимми Пейджа (Jimmy Page) отправиться подальше от глаз людских, запереться в маленьком коттедже в Уэльсе – и там вдвоем сочинять новые песни. "Наверное, именно тогда я по-настоящему и узнал Роберта," - вспоминал позднее Пейдж.

Разговоры сводились поначалу к следующему: Плант чертовски боялся, что Zeppelin вот-вот окончательно и бесповоротно скатятся в банальный хард-рок и станут всего лишь одной группой из многих. Дабы склонить Пейджа к музыкальным экспериментам, Роберт наигрывал ему на стареньком пианино орлеанские и чикагские блюзы, давал слушать пластинки тридцатых и сороковых годов. И однажды – уговорил. Пейдж решился на кардинальное изменение звука группы: и результатом стал воистину легендарный "Led Zeppelin III".

Любовь к блюзу, к "черному звуку" Плант пронес в сердце через всю жизнь - и сольное творчество это только подтверждает. Да и название Band Of Joy - именно так называется и нынешняя группа Планта, и альбом, промотируя который, он в очередной раз приехал в Россию - своеобразный маскот Роберта. Группа под таким названием собиралась аж трижды - сперва в 1967 году, когда, помимо Планта на вокале, там барабанил некто Джон Бонэм (John Bonham), а потом в 1977 году, когда оригинальные участники Band Of Joy все-таки решились на совместное музицирование (правда, Плант с Бонэмом к ним не присоединились). И вот, наконец, третье пришествие. Никого из оригинальных участников в составе группы нет и в помине, название здесь - скорее символ. Плант возвращается к корням, к той самой музыке, которую он наигрывал Пейджу в валлийском коттедже, к музыке, которая раз и навсегда перевернула судьбу Led Zeppelin. А, значит, и нашу с вами судьбу.

... Плант выходит на сцену легкой пружинящей походкой, взмахивает рукой - и начинается с детства знакомый рифф "Black Dog". Но - что это? Акцентированная слабая доля, пониженный строй – и удивительное двухголосие самого Планта и второй вокалистки Патти Гриффин (Patty Griffin). Девушка отвечает за все "верха", в то время как Роджер очень осторожно, но немного вальяжно движется по средней частотке. Он пока не форсирует голос, до знаменитых воплей Планта еще далеко – но все остальные повадки "золотого бога" тут как тут. Взмах гривой волос, победно вскинутый подбородок, кошачья пластика и вертящаяся микрофонная стойка – словно возвращаемся на сорок лет назад.

Очень быстро закончив с "Black Dog", Плант переходит к "совсем другим" песням. Вот - "Down To The Sea" и следующая за ней "Angel Dance" Los Lobos, которые очень четко показывают, в какой среде Планты наиболее легко приручаются, становятся домашними и едят с руки. Чуть-чуть блюза, немого кантри с поддержкой укелеле - и слегка перегруженный бас, добавляющей фирменной робертовской таинственности. Вот, что такое нынешний Band Of Joy, вот, что на душе у Планта образца 2011 года. Да, по-хорошему, и образца 1967-го, и 1982-го.

Роберт сразу подчеркивает, что Band Of Joy - не просто аккомпанирующий коллектив, а полноценная группа. "Вы услышите много интересного и необычного," - предупреждает он публику, - "Эти ребята вытащили меня из Англии, перетащили в Америку, и я просто счастлив играть вместе с ними". После этих слов Плант отходит в тень, а к микрофону выходит гитарист Бадди Миллер (Buddy Miller), поющий собственную "Somewhere Trouble Don't Go". Плант же довольствуется скромной ролью бэк-вокалиста и харпера. Но его гармошка здесь - еще один фирменный знак, еще одно обращение ко всем знакомым корням. Тягучие, пронзительные звуки, "разговор" с гармошкой и убойная экспрессия - все при нем, во всей красе.

У еще двух участников группы также будут сольные выходы. "A Satisfied Mind" споет второй гитарист Даррелл Скотт (Darell Scott), а на великолепной "Ocean Of Tears" будет блистать Патти Гриффин. Плант в этот момент даже вообще уйдет со сцены, предоставив девушке один на один сразиться с публикой - и, надо сказать, что Патти мгновенно кладет зал на лопатки. Очень точный, агрессивный и сильный вокал, блестящая подача и невероятнейший артистизм.

Не обходятся и, конечно, без цеппелиновского наследия: звучат и "Houses Of Holy", и "Black Country Woman", и "Thank You" - но звучат по-особому. Никакого флера мрачности и таинственности - Band Of Joy словно добавляют в эти знакомые вещи воздуха, то выдавая неожиданные синкопы, то просто меняя ритм, то выдвигая на передний план акустическую гитару, а барабанные партии Марко Джиовино (Marco Giovino) нивелируя до уровня поддерживающей перкуссии. И лишь голос Планта - по-прежнему точный, невероятно сильный и прекрасно сохранившийся - неизменен. Вот только подача у него существенно меняется: Роберт напоминает очень довольного льва, который вдруг решил вспомнить молодость - и лениво играет на солнышке с молодыми львятами. Поет Плант азартно, задорно - и к середине концерта, к тягучей и несколько зловещей "Monkey" - расходится по-настоящему. Возникает и фирменная резкая атака, и быстрый "спуск-подъем" голоса по аккорду, ну и, конечно же, визитная карточка Планта - неожиданная артикуляция. Вот, вроде, и мелодия идет без него, и Роберт словно отстает в вокальной партии, выдерживает восьмушку паузы - а потом резко вступает, быстро догоняя основное мелодическое ведение. Зал на лопатках, а Плант игриво улыбается из-под гривы волос. Лев сыт, благостен, а, значит - доволен.

Но настоящая феерия наступает в финале концерта, когда сперва звучит "Misty Mountain Hop", а затем Плант предупреждает: "Сейчас вы услышите что-то очень интересное". И начинается Shine It All Around", которую Роберт не пел аж с 2005 года, а с Band Of Joy вообще никогда не играл. И вот тут-то все расходятся по-настоящему. Мощной волной надвигается контрабас Байрона Хауса (Byron House), перекликаются партии Скотта и Миллера, а над всем этим царит яркий, четкий, юный вокал Планта. Плотный, упругий, засасывающий звук, музыкальный водоворот, противиться которому нет сил, да и желания. И, наконец - резкая разрядка в виде "Ramble On", которую вместе с Плантом поет весь зал. Двое моих соседей в амфитеатре даже ругаются, один из них столь расчувствовался, что, подпевая в фанатском порыве, даже заглушает Планта, к явному неудовольствию другого соседа. Вот она, волшебная сила искусства!

И, наконец, бис, который логически подтверждает все то, о чем я говорил в самом начале этой статьи: "Bron-Y-Aur Stomp" и "Gallows Pole", две программных вещи с третьего диска Zeppelin, такие, какими их изначально слышал Плант - с "прозрачными" и неакцентированными барабанами, с немного размазанным басом и слегка атональным гитарным соло, с занятным банджо и ритм-партией на акустической гитаре. Просто закрываешь глаза - и переносишься в 1970 год. И становится сразу же все понятно - да, такая музыка, слава "золотому богу", когда-то смогла раз и навсегда перевернуть музыкальное мышление Джимми Пейджа.

Нам повезло. Мы услышали настоящего Планта. Без груза прошлых заслуг, без пиетета перед былыми достижениями. Планта, играющего ту музыку, которую он всегда хотел играть, Планта, наконец-то нашедшего свое счастье, успокоившегося - и переживающего не просто вторую (третью, четвертую, десятую) молодость, а готового к новым музыкальным открытиям, свершениям и экспериментам. Ждем следующего альбома. "Скоро увидимся!" - говорит на прощание Роберт, а не верить ему нельзя.

Львы - они никогда не врут.

P.S. Для тех, кому все-таки интересно послушать оригинальный Band Of Joy - милости просим ко второму диску сольника Планта "Sixty Six To Timbuktu", где бережно собраны все более-менее вменяемые архивы. Почувствуйте разницу.

30.07.2011, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Robert PLANT - свежие публикации:

Сайт: www.robertplant.com

Robert PLANT

Дата рождения:

20 августа 1948