ФЕСТИВАЛЬ  День в июле

Прошедший в Москве восьмой по счету Пикник "Афиши" оказался едва ли не лучшим за всё время.

Пикник "Афиши" в этом году радует разнообразием. Повысив цены на билеты, организаторы подобрали довольно мощный состав артистов, достигнув в итоге главного – предоставили слушателям выбор. Не нравится рокешник Кортни Лав (Courtney Love)? Можно послушать веселуху от Cocknbullkid и New Young Pony Club. Не нравятся Rainbow Arabia? Добро пожаловать на сцену Nike с космическим пост-роком от SRKP. Не любите Земфиру? Есть выбор между Peaches и The Wombats. Обилие альтернатив, когда на сценах играет принципиально разная музыка - чуть ли не главное качество хорошего фестиваля, и на Пикнике этот принцип вполне соблюдался.

Как водится, отправляемся на фестиваль практически к началу, первым делом хочется поглядеть на смешных поляков KAMP! Но планам сбыться не суждено - практически всё их выступление приходится провести в поисках нужного входа. Пару песен при этом удаётся послушать из-за забора, и поляки не разочаровывают. Камп выдаёт добротный англоязычный поп с обилием синтезаторов.

Зато удаётся наконец посмотреть Zorge, новую группу Евгения Федорова (экс-Tequilajazzz). Памятуя о прошлогодних сдвигах в расписании, приходим к главной площадке чуть раньше, и оказываемся правы – Фёдоров сотоварищи выходят на сцену минут на десять раньше обещанного. Люди в группе другие, а музыка – практически "текиловская", чуть более светлая по настроению и чуть более сложная по форме. Сочетание, лучше которого не придумать. Как Евгению удаётся уже почти двадцать лет (если начинать "летоисчисление" с Текилы, а не с более ранних проектов) не только держать марку, но и с каждым годом писать музыку всё более интересную – никакому пониманию не поддаётся. Играют и уже ставшую хорошо знакомой "Формулу", и новые песни (та, с которой начинается трейлер альбома на сайте группы – стопроцентный хит!), и несколько "текиловских", всё звучит восхитительно. И даже стучит волосатый Марк-Оливер Лаубер ничуть не хуже Дусера. Концерт – чистый восторг, единственная жалоба – мало, всего-то минут 35. Как бы не пропустить их ближайший московский сольник.

Народу, несмотря на дорогой билет и жару, собралось много. На то, чтобы встретить знакомых или взять лимонада в близлежащей торговой точке, уходит не пять минут, как рассчитываешь, а все двадцать. Поэтому времени на осмотр территории и сопутствующих развлечений остаётся минимум. Вдобавок, сцены расположены довольно далеко друг от друга и на то, чтобы добраться от одной до другой, может уйти минут десять.

Публика как всегда приятная. Пикник – чуть ли не единственное массовое мероприятие, где не приходится жаловаться на то, какие вокруг уроды. Народ, как обычно, развлекается фризби (в этом году их раздают бесплатно), играет в настольные игры, толпится в фудкорте и фотографируется в рекламных палаточках. Но самый лучший вид дневного времяпрепровождения – валяться на траве в тени деревьев неподалеку от главной сцены. Тут вам и отдых, и музыка.

На главной, тем временем, начитается выступление группы "Браво" – в этом году они занимают слот "главных стариков фестиваля". Такие артисты – всегда лотерея, бывает здорово, а бывает жалко смотреть. В случае с "Браво" – скорее первое. Не скажу, что мне нравится, как Роберт Ленц поёт старые песни (я до сих пор воспринимаю его как "очередного вокалиста", хотя он уже пропел в "Браво" дольше всех остальных вместе взятых), но играют Евгений Хавтан и компания хорошо. Песни длиной по две-три минуты переходят одна в другую – "каждую минуту хит за хитом без перерыва", как любили говаривать на одной радиостанции, некогда крутившей эти самые бравовские хиты по два раза за час. "Любите девушки", "Это за окном рассвет", "Ветер знает", "Замок из песка", "Любовь не тонет" (тут даже удалось "распеть" зрителей), под конец – "Галстук", "Вася" и "Король оранжевое лето", в общем, классический набор. У группы осенью выходит новый альбом, но потчевать публику свежим материалом "Браво" не торопится. Перед сценой такая толпа, что кажется, будто сюда в это время собрался весь фестиваль. Вот кто, оказывается, у нас хедлайнер.

Вроде и пора на SRKP, но отрываться не хочется. Играют задорно, песни привязчивые и по-хорошему смешные. То, что нужно на летнем фестивале. Посреди концерта Ленц с Хавтаном вдруг произносят спич про поклонника, который написал им по емейлу и хочет сказать со сцены что-то важное. Перед толпой появляется взволнованный юноша, который на глазах у изумленной публики делает предложение девушке, "которой всегда было трудно сделать выбор". Видали мы много чего на фестивалях, но чтоб такое…

Дослушав "Браво", отправляемся на "Стадион Nike" слушать питерских пост-рокеров SRKP. Посмотреть на них хотелось давно, да как-то всё не складывалось. Группа, к тому же, уж больно странно себя позиционирует и играет всё больше по всяким "Солянкам". Ну а слушать пост-рок по ночам это примерно как употреблять по утрам крепкие алкогольные напитки. Питерцы рубят нечто среднее между пост-роком и чилл-вейвом – очень много электроники, плюс гитара и кое-где живые ударные. Музыка довольно разнообразная – то выдадут пост-роковой хмури, то "neuer kosmische musik" в духе Emeralds, то "диско-гейз" по заветам поздних M83 или Port-Royal. Играют они не слишком стройно (то барабанщик выбьется из общего ритма, то синтезаторное арпеджио куда-то уедет, то сэмплы полезут невпопад), но общую картину это совершенно не портит, скорее наоборот. Парни явно имеют в виду психоделию, а тут расхлябанность – черта системообразующая. Особенно радует гитарист, выдающий заделеееные секвенции в духе Стива Хилледжа (Steve Hillage). Так что когда из туманной текстуры материализовался танцевальный бит, SRKP стали очень напоминать System 7. Получается весьма, весьма недурственно.

Возвращаемся на главную сцену, где уже во всю играют Marina And The Diamonds. Свой главный хит "I Am Not A Robot" Марина успевает сыграть без нас, но и оставшаяся часть концерта очень неплоха. Марина и её небольшая банда (ударные, бас, клавиши) играют архетипический электропоп образца 2009 года. Её сравнивали с Florence And The Machine, но если Флоренс тяготеет к статусу не то рок-дивы, не то поп-звезды шестидесятых, то Марина предпочитает танцевальные ритмы и синтезаторные аранжировки. Живьем её песни слушать куда интереснее, чем в записи. Внешне Марина напоминает M.I.A. - обе из брюнеток перекрасились в блондинок и наряжаются в нечто очень цветастое. В паузах певица много беседует с публикой, рассказывает, как давно хотела приехать в Россию ("С вашей страной у меня особые отношения, мой отец говорит по-русски, я даже знаю некоторые слова, например "кукла") и как ей здесь нравится. Похоже, что так оно и есть – за пару часов до концерта Марину уже успели засечь среди зрителей. В финале все дружно пляшут и поют хором хит про шампанское.

Дослушав Марину, двигаемся к сцене "Tompan Big Gig", где в этот вечер много интересного. Пока Tamaryn настраивают инструменты, мы даже успеваем пообедать, благо еда находится неподалёку от топмановской площадки. Народу на Tamaryn мало – то ли все побежали смотреть Kaiser Chiefs, то ли американцев здесь никто не знает, а скорее всего и то и другое. Тем приятнее слушать - полное ощущение камерного концерта, плюс можно подойти вплотную к сцене. Tamaryn – настоящие шугейзеры: все в чёрном, волосы спадают на глаза, с залом не общаются, играют будто бы сами себе, но делают это великолепно. Звук похож на запись с поправкой на то, что живьем все же меньше мечтательности и больше гитарного скрежета, что опять же плюс.

Образ солистки (собственно говоря, её-то и зовут Тамарин) как нельзя лучше соответствует музыке. Перед нами печальная длинноволосая девушка в очках а-ля Джон Леннон (John Lennon). Как у всякой не слишком известной приезжей группы, у Tamaryn обнаруживается безумный фанат. Юноша в шортах в цветочек с названиями песен, написанными на руках, экстатично скачет в первом ряду. Парень, к тому же, явно злоупотребил веществами – пляски заканчиваются тем, что он сначала пытается вылезти на сцену (его вежливо останавливает охрана), а потом, не отходя, просто ложится на траву, уже явно не реагируя на происходящее.

Играют Tamaryn свой единственный альбом, разве что порядок песен изменен. "Love Fade" звучит в начале, замечательная "The Waves" в середине, а самая, пожалуй, красивая песня этого концерта "Sandstone" – под конец. Вот он, кажется, и лучший концерт фестиваля.

Тем временем на главной сцене как раз закончили свой сэт Kaiser Chiefs. С Россией у группы отношения особые: еще до того, как группа стала занимать высокие места в чартах и попадать на обложки музыкальных журналов, «Кайзеры» в статусе неизвестных новичков успели выступить на одном из летних фестивалей в Москве. Воды с тех пор утекло немало, однако же задор и напор коллектив с тех пор не потерял. Формально их визит можно приурочить к выходу новой пластинки "The Future Is Medieval", однако же, как это и бывает на больших фестивалях, публика больше жаждала проверенных хитов, под которые можно прыгать, подпевать хором и брататься с окружающими. И Kaiser Chiefs в этом отоношении ожиданий не обманули: их выступление началось с "Everyday I Love You Less And Less", да и дальше обороты не снижались. Разумеется, прозвучали и "Never Miss A Beat", и "I Predict A Riot", а на "Ruby" и "Oh My God" случилось практически хоровое пение.

Следующим номером на площадке "Topman Big Gig" играет Cocknbullkid, она же Анита Блэй (Anita Blay), британская электропоп-певица, попавшая в обойму модного лейбла Moshi Moshi. Анита оказывается крупнокалиберной чёрной дамой, этакой big fat mama, разумеется – с соответствующим голосом. В сопровождении барабанщика, басиста и клавишника (популярный состав сегодня), Cocknbullkid рубит развеселый плясовой поп, при этом отчаянно жестикулируя – то "домик" покажет в качестве сурдоперевода к своей песне, то просто так руками помашет. Заслышав веселуху, откуда-то шустро набегает толпа народу, в результате к семи с небольшим сцена "топмана" превращается в большую дискотеку. Анита довольна: "Ай, какие вы молодцы. Давайте, зажигайте, тут сегодня еще куча отличной музыки, потом будут New Young Pony Club и Wombats!".

А в это время к выходу на главную сцену готовилась роковая блондинка для всей рок-музыки 90-х. Кортни Лав (Courtney Love) и обновленный и помолодевший состав Hole должны были дать первый концерт в России. Зуб на скандальную жену Курта Кобейна (Kurt Cobain) до сих пор имеют многие поклонники Nirvana, но при этом нельзя не признать, что Кортни, в общем-то, всегда была самостоятельной творческой единицей, и отнюдь не звездное замужество позволило ей стать тем, кем она является. Hole на сцене появляются на радость фанатам практически вовремя. Сама Кортни выглядит, конечно, не столь свежо, как во времена выхода альбома "Live Through This" (да и вообще производит впечатление дамы, успевшей приложиться к бутылке), зато ужасно довольной. Несмотря на большое количество песен в багаже, группа начинает свой сэт с кавера на песню The Rolling Stones "Sympathy For The Devil”, после чего Кортни начинает делать то, что ей удается лучше всего – расслабленно трепаться с залом, причем на уровне отличного стэнд-ап комеди номера. Она то кокошник надевала и начинала признаваться в любви к России, то мило спрашивала у какого-то зрителя из партера, мол, "do you wanna fuck me?", в общем, «отжигала». Зрители, правда, реагировали на шутки несколько настороженно, да и песни встречали не слишком бурно. Правда, на "Celebrity Skin", которую публика узнала с первых аккордов, случилось некоторое подобие слэма даже на холме, а вот "Malibu" была сыграна настолько небрежно и грязно, что возможного единения публики не случилось.

В получасовой паузе перед New Young Pony Club, отправляемся посмотреть на польскую сцену с диджеями. Расписания на эту площадку не опубликовано, но там должны играть наши старые знакомые Arthur8 и Максимилиан Скиба (Maximilian Skiba). Палатку с поляками так запросто не найдешь, даже вооружившись картой. Запрятана она в самый угол парка, имеющего какую-то отчаянно неправильную форму. Неудивительно, что народу перед ней – буквально человек пять. А жаль – за пультом как раз Скиба, и играет он отменное современное диско, мелодичное и с сочным раскатистым слэп-басом. Заведи он такое в паузе между Cocknbullkid и NYPC, плясали бы все, а тут – горстка фанатов и случайно забредших посетителей.

Отдав поляку должное, возвращаемся на площадку, где уже начался концерт New Young Pony Club. Таита Балмер (Tahita Bulmer) скачет по сцене в коротеньком леопардовом платье, обгорелая и довольная. Шутит со зрителями, размахивает стойкой как Дейв Гаан (Dave Gahan), в общем, чувствует себя в своей тарелке. С со времен выступления год назад на "Сонаре", NYPC не слишком изменились – тот же сетлист на основе альбома "The Optymist", но звучат и выглядят как-то поубедительнее. Особенно группе идёт многоголосье, когда Таите одновременно подпевают барабанщица и клавишница (обе – чудо как хороши), такие штуки поп-музыку очень красят. Обидно, что не играют "Grey", но зато в конце, после сумасшедшего угара на "We Want To" нам достаётся "The Bomb", которой на "Сонаре" как раз не было. Никаких неожиданностей, но концерт отличный.

В паузе перед The Wombats успеваем заглянуть на Peaches. Роковая женщина на этот раз без бороды, но зато в боди телесного цвета и в сиськах – они у неё со всех сторон, десятка два, не меньше. Не менее ярко выглядят её фанатки. Перед сценой настоящее фрик-шоу – есть и бородатые, и бритые налысо (при этом наряженные в камуфляж), короче говоря, жесть как она есть. Пичез начинает свой сэт с "Let Them Talk", на сцене ей помогают две барышни, которые не танцуют, «но делают шоу» - в костюмах ходят в разные стороны. После этого певица встала за диджейский пульт и начала играть довольно однооборазную электро-дурь, будто взяла себе в продюсеры Бенни Бенасси (Benny Benassi), правда, то и дело разбавляя программу песнями. Поёт она на удивление хорошо, голос у неё мощный и поставленный, вполне могла бы и соул-стандарты горланить. Во время очередного диджейского угара Пичез вытаскивает бутылку шампанского, открывают ее и начинает поливать напитком первые ряды к радости окружающих, в трусах у артистки при этом угадываются очертания дилдо. Девушки со сцены к тому моменту переоделись в более фривольные одежды и показывают что-то вроде лайт-версии садо-мазо шоу. Зрители довольны и пляшут. В конце поклонников ждет еще один сюрприз, на этот раз музыкального характера: Пичез неожиданно поет кавер на песню Тины Тернер (Tina Turner) "Private Dancer", а заканчивает свой сэт главным хитом "Fuck The Pain Away".

Последний лайв топмановской сцены на сегодня – ливерпульская команда The Wombats, которую все знают по песне "Let's Dance To Joy Division". Англичане долго настраиваются (к тому же "Пони клуб" перед ними явно перебрал хронометража), но публика терпеливо ждёт. Музыка у "Вомбатов" по настроению будет примерно в том же ключе, что и у двух предыдущих артистов – бодрая и мелодичная веселуха, вполне пригодная для танцев, разве что парни все же скорее рок, а не поп-группа. По ходу пьесы выясняется, что вокалист Мэтью Мерфи (Matthew Murphy) сегодня празднует день рождения, по поводу чего начинаются тёрки с публикой на тему "куда бы податься в Москве вечером".

Народ в экстазе – такое ощущение, что именно их сегодня все ждали. Слямэт перед сценой, подпевают хитам, в общем, принимают Wombats как героев. Те, понятное дело, счастливы. В финале благодарные слушатели, наконец, получают песню про Joy Division и "Tokyo", главный хит с нового альбома. После концерта растроганный Мёрфи решается прыгнуть к зрителям, но задача оказывается непростой – с первого раза он спотыкается и падает в зал бревном. Настойчивого фронтмена эпический провал не останавливает, и со второй попытки ему наконец удаётся поплыть на руках. Спустя минуту его трюк повторяет гитарист.

А в это время на главную сцена вышла хэдлайнер фестиваля Земфира. Как и все ее летние выступления в этом году, сэт начался с песни "Без шансов", правда, получилось это не с первой попытки. Буквально на первых аккордах практически все, сидящие на холме, встали и не садились до самого конца. Удивительно, но по сравнению с другими участниками, со звуком у Земфиры не задалось. Конечно, это не было настолько же плохо, как на "Maxidrom-2011", однако звучало все как-то недостаточно громко и плоско. Было заметно, что Земфира этим крайне недовольна. Впрочем, фанатам хватало и этого, тем более что ближе к концу случилась премьера новой песни, которая, судя по припеву, будет называться "Деньги". Несмотря на то, что старые хиты звучали в новых аранжировках, Земфира, как говорится, в свое прошлое чуть-чуть, но сходила: на «Ромашках» ей помогал Дмитрий Шуров, который ездил в качестве клавишника в одном из прошлых туров певицы. Основная часть заканчивалась «Блюзом», который был проиллюстрирован красивым видеорядом. После небольшой паузы Земфира вышла и исполнила на бис "Хочешь?", во время которого, уже традиционно, начался фейерверк. Финал удался, равно как и весь пикник. В этом году он явно был одним из лучших.

25.07.2011, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: