5 и 6 ноября в Архангельске пройдет 17-й по счету Всероссийский рок-фестиваль Беломор-Буги - старейший из ныне действующих отечественных фестивальных брэндов. Примечательно, что проходит он вдалеке от обеих столиц, крупных спонсоров, FM-станций и иных средств массовых коммуникаций, что в непростых российских условиях можно считать разновидностью подвижничества. Однако фестиваль процветает - и тому есть самое простое объяснение.
Начиная с 80-х годов, мы неоднократно наблюдали попытки искусственно родить спрос на региональные фестивали методом "насаждения сверху", оттянув внимание массового слушателя из центра на периферию. Но музыканты решали иначе: они попросту массово эмигрировали. Екатеринбург и Уфа 80-х, Ижевск и Калининград 90-х, Пермь и Казань 2000-х действительно помогли открыть новые имена, но они же стали первым искушением славой для новых звезд, которые быстро выбрали квоты местной публики и отправились покорять Москву и Питер. Попытки установить фестивальную традицию в опустошенном регионе, предпринимаемые выходцами из этого региона при поддержке предприимчивых москвичей, представляют собой в итоге не смотр местных групп, а "образовательный десант" разной степени циничности. Все это очень напоминает поведение нефтяных концернов: после того, как недра опустошены, развороченный регион с барского плеча получает полуфиктивную программу развития экологии.
На этом фоне "Беломор" выделяется самым выгодным образом. Его делают свои и для своих. Не привлекая для создания крутого фасада продюсеров-варягов и не особо заморачиваясь жанровыми ограничениями, организаторы "Беломора" целенаправленно занимаются развитием и поддержкой провинциальных рок-групп России, провозгласив это своей официальной политикой. И на мелочи не размениваются - приглашают лучших. При этом московские гости фестиваля почти всегда оказываются слабее коллег по уровню строевой подготовки.
Поэтому на сцене "Беломор-Буги" почти не бывает раскрученных звезд, но уровень музыкального материала неизменно высок. За минувшие годы на площадках "Беломора" выступило более 300 рок-групп из 55 городов России. И все это - заслуга продюсера Александра Мезенцева и его команды. Мезенцев - что-то вроде местного рок-божества: работает с несколькими архангельскими и северодвинскими командами, вывел на большую сцену замечательных гитареро Blind Vandal, ведет музыкальные программы на "Нашем радио", помимо организации фестиваля, работает редактором одноименной газеты "Беломор-Буги" и арт-директором архангельского клуба "Колесо". Когда он все это успевает - неизвестно. Есть подозрение, что на самом деле их трое.
Программа фестиваля составлена серьезно и грамотно. Двухдневный хэппенинг проходит с 15:00 до 21:00, а после этого всех его гостей ожидает традиционный after party в клубе "Колесо" - до последнего посетителя. Плотность выступлений чрезвычайно высока, каждый день выступает более десятка групп разного плана. При этом у фестиваля есть "нулевой день" - ставший уже давно самодостаточным фестивалем "Север-Буги". Он проходит в соседнем городе Северодвинске с 22.00, то есть после окончания основной фестивальной программы в Архангельске. Ряд гостей фестиваля параллельно выступает на этом фесте.
Группы-участники приезжают со всех концов страны - от Сыктывкара до Калининграда, и первое, что поражает всех, кто побывал на "Беломор-буги" - это уровень организации. На протяжении многих лет все репортеры Звуков поют осанну команде Мезенцева с ее отличным уровнем логистики и нездешней четкостью.
При этом за 2 дня фестиваль посетят несколько тысяч человек и пара десятков групп, и всех их встретит в Архангельске самый радушный прием. Размещение музыкантов, их еда и транспорт - непременная составляющая гостеприимства организаторов, а этим может похвастаться далеко не каждый российский фест.
"Беломор-буги" играет важную роль не только в общественной жизни северного региона, но и в рок-музыкальной жизни страны. Он благотворно влияет на актуальный музыкальный процесс Севера, взращивает таланты, приглашает на батл самые мощые команды и плевать хотел на формат. В самом деле, здесь могут себе это позволить.
Программа 17-го Всероссийского рок-фестиваля "Беломор-Буги":
5 ноября
1. Snacks & Pedals (Архангельск),
2. Chrome Masters (Архангельск) - heavy metal
3. Electric Iron (Архангельск),
4. Контейнер (Котлас),
5. Gentoo (Архангельск) - female metal core
6. Newton (Краснодар),
7. Enemy Down (Архангельск),
8. My Rezistance (Пермь),
9. Inexist (Ярославль) - heavy/power,
10. Yuri Mikhailov Group (Смоленск) - инструментальный рок
11. Аркона (Москва).
6 ноября
1. Fank Sтерлинг (Северодвинск),
2. Прохожий (Новодвинск),
3. Йота (Архангельск),
4. Kid Logic (Северодвинск) - инструментальный гитарный рок
5. Voltum (Череповец),
6. Karmuazine (Санкт-Петербург) - трип-хоп, готик, поп
7. Indigo Junks (Северодвинск),
8. The Kite Runners (Сыктывкар),
9. Scelta (Иваново) - gothic rock
10. Почти Непьющий Оркестр (Брянск) - фолк-панк
11. Пижоны (Москва) - ретро-рок
Подробную информацию о группах-участниках вы можете найти на официальном сайте фестиваля - www.belomor-boogie.ru.
17-й Всероссийский рок-фестиваль
"Беломор-Буги"
Культурно-развлекательный комплекс "М33"
Архангельск
5 и 6 ноября 2010 года
В этом году, как и много лет подряд, редакция Звуков будет вести свой репортаж с фестиваля. Поедем слушать музыку вместе!
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)