MASSIVE ATTACK  Страна приливов

Итак, "Heligoland". Что ж, может это и не новый "Blue Lines", открывший миру новую музыкальную парадигму и очаровавший песнями вроде "Unfinished Sympathy", и не "Mezzanine", который захватывал с первого же аккорда и не отпускал до последнего. Massive Attack можно поругать за отсутствие былой мощи и за отход от трип-хоповых канонов, но всё равно пластинка получилась убедительной. Не зря ждали. Обозреватель Звуков Ник Завриев изучает новый материал...

Итак, "Heligoland". Что ж, может это и не новый "Blue Lines", открывший миру новую музыкальную парадигму и очаровавший песнями вроде "Unfinished Sympathy", и не "Mezzanine", который захватывал с первого же аккорда и не отпускал до последнего. Massive Attack можно поругать за отсутствие былой мощи и за отход от трип-хоповых канонов, но всё равно пластинка получилась убедительной. Не зря ждали. Обозреватель Звуков Ник Завриев изучает новый материал, заодно обращая внимание на видеоряд...

01. "Pray for Rain" (вокал: Tunde Adebimpe)
Эту вещь все хорошо помнят по синглу, и альбомная версия совпадает с ней полностью, с точностью до секунды. Надо сказать, что ожидаемого эффекта, когда к выходу альбома знакомая вещь изрядно надоест, тут не наблюдается, "Pray for Rain" со временем только утвердился в статусе хита. И вокал Тунде Адебимпе из TV On The Radio в тему, и смена тональности перед вторым куплетом каждый раз звучит эдаким неожиданным поворотом событий, как солнце сквозь тучи спустя пять минут после летнего ливня.

02. "Babel" (вокал: Martina Topley-Bird)
Эта вещица с Мартиной Топли-Берд хорошо запомнилась по московскому концерту. И вокалом, и аранжировкой "Babel" ужасно напоминает раннего Tricky. Вместо мэссиваттаковской тяжеловесной обстоятельности – нервный бит, почти незаметный бас и свистящая от перегруза гитара на дальнем плане. Так и ждешь появления речитативных куплетов-мантр, но вместо этого песня заканчивается долгим проигрышем. Но и так получилось чудо как хорошо.

03. "Splitting the Atom" (вокал: Grant Marshall, Horace Andy, Robert Del Naja)
Тот самый первый сингл, и снова в версии, которую мы хорошо знаем. Аранжировка выглядит несколько конъюнктурной, уж очень очевиден кивок в сторону тимбалендовских ритмов, и уж очень этот стиль не подходит ко всей печали и безысходности самой песни. Звучи она, скажем, на манер "Mezzanine", эффект был бы куда сильнее, а в таком виде – ни то, ни сё. Самой яркой находкой кажется вокал Daddy G.

04. "Girl I Love You" (вокал: Horace Andy)
Вполне типичная тяжелая вещица с Хорасом Энди. На концертах (в бутлегах она именовалась "16 Seeter") брала драйвом, хоть и казалась несколько однообразной, в записи же расцвела новыми красками – менее надрывно и более тонко. Ключевой элемент сюжета – переход от задумчивых куплетов к инструментальному драйву и эмоциональному пику, где Хорас почти срывается на крик. Старые Massive Attack снова с нами.

05. "Psyche" (вокал: Martina Topley-Bird)
В противовес двум предыдущим песням, засветившимся на сингле, "Psyche" от той версии отличается разительно. Вместо умиротворенного и светлого трип-хопа – подчеркнутый минимализм. Вокал Мартины, гитарные петли с привкусом фламенко, глухой бас-барабан и… да и всё. Что-то в этом есть, но уж больно была хороша интерпретация этой песни от продюсеров Fever Ray, оригиналу её не превзойти.

06. "Flat of the Blade" (вокал: Guy Garvey)
Как-то так звучал бы альбом Гая Гарви из Elbow, если бы он вздумал записать сольник, вдохновляясь "The Eraser" Тома Йорка (Thom Yorke). Печальный надломленный вокал, электронные текстуры и суховатый экспериментальный бит, все вместе звучит нестройно, как будто песня распадается на части. Не сказать, чтобы это было плохо, но MA мы любим не за это.

07. "Paradise Circus" (вокал: Hope Sandoval)
Песня с клипом о порнозвезде Джорджине Спелвин (Georgina Spelvin), она же "Harpsichord" с питерского концерта. Классический трип-хоп с Хоуп Сэндовал, которой вокальная партия удаётся на несколько порядков лучше, чем Стефани Дазен (Stephanie Dosen), исполнявшей эту вещь на концерте. В куплетах голос Хоуп то и дело остаётся в скудном обрамлении баса и барабанов, и лишь под финал в аранжировке появляется струнный оркестр, что делает этот кусок особенно красивым. Минимализм как минимум непривычен, но в целом песня хороша.
Увидеть клип можно по адресу www.heligoland-films.massiveattack.com.

08. "Rush Minute" (вокал: Robert Del Naja)
Одна из нескольких свежих песен MA, похожих не то на "False Flags", не то на альбом "100th Window" (был, например, трек "Dobro", который МА любили петь на концертах). Если бы на диск "Heligoland" таких было несколько, это было бы перебором, но одна слушается хорошо и к месту. Традиционные Massive Attack без изысков и украшений.

09. "Saturday Come Slow" (вокал: Damon Albarn)
Солирует Деймон Олбарн и этим всё сказано. Такая песня вполне могла бы очутиться на очередном альбоме Gorillaz или оказаться Blur-овским ауттейком из времен "13" или "Think Tank". Дорогой Деймон, хоть ты иногда грешишь занудством, но мы тебя любим и таким.

10. "Atlas Air" (вокал: Robert Del Naja)
Перед нами главный концертный хит последнего тура, проходивший ранее под названием "Marrakesh". Трип-хоповая психоделическая "гнетучка", хаммонд и гипнотический голос Роберта. На концертах саспенс разрешался восхитительной гитарной истерикой, в альбомной версии вместо гитар нежданно-негаданно появляется однообразное синтезаторное арпеджио, что несколько портит финал. Похоже, перед группой возникает новая сверхзадача – чуть ли не впервые электронщики звучат живьем лучше, чем в записи. Что в общем и не удивляет – как убедительна группа на сцене, известно кажется уже всем.

P.S. Напоминаем всем желающим, что всего на сайте Heligoland-films.massiveattack.com будет размещено всего семь видеоклипов, снятых под руководством Эвана Спенсера (Ewan Spencer, "Flat Of The Blade"), Эдуарда Сэйлера (Edouard Salier, "Splitting The Atom"), а также давно сотрудничающего с Massive Attack режиссера Бэйли Уолша (Baillie Walsh), который также представит свою версию "Splitting The Atom".

08.02.2010, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

MASSIVE ATTACK - свежие публикации: