Швейцарский Montreux Jazz Festival подходит к концу, и в ход пошла тяжелая артиллерия. В течение трех дней Звуки имели возможность наблюдать лучшие концерты фестиваля. Свои способности к вызыванию оваций продемонстрировали Грейс Джонс (Grace Jones), Джордж Бенсон (George Benson), Марианн Фэйтфулл (Marianne Faithfull).
Но событием года стал, конечно же, Большой Блюзовый Джем под управлением Би Би Кинга (B.B.King), в котором приняли участие все находившиеся в городе участники Монтре - даже те, кто, кажется, и не собирался. Отпределенно этот блок концертов можно назвать маленьким триумфом Клода Нобса (Claude Nobs), который с сияющим видом принимал поздравления, принимал участие в джеме (исполнив соло на губной гармошке) и даже проехал круг почета на плечах одного из участников феста...
Но обо всем - по порядку.
11 июля вечер в Зале Стравинского носил название "Sing The Truth: Hommage to Nina Simone" ("Пой правду": Почитание Нины Симон"). Выступавших в этот вечер музыкантов приглашала к участию в трибьюте дочь великой певицы, которая на афишах трогательно не обозначает собственного имени (так и пишет - Simone, хотя все мы знаем, что зовут ее Лиза). "Я очень давно мечтала сделать такой вечер", - призналась Симон-младшая зрителям. - "Если бы моя мама видела этот концерт, она бы предпочла устроиться в зале со словами "я хочу сесть в заднем ряду и посмотреть, как мир любит меня". Пожалуй, великая Нина осталась бы довольна увиденным: в этот вечер на сцену вышел в полном составе ее старый бэнд, а песни певицы, скончавшейся в 1993 году, исполняли американская джазовая певица Дайана Ривз (Dianne Reeves), Лиз Райт (Lizz Wright), африканская world-дива Анжелик Киджо (Angelique Kidjo) - и, разумеется, Лиза Симон. Вчетвером они исполнили знаменитый хит, написанный Ниной в 1966 году - "Four Women".
В тот вечер на сцене звучали очень разные, но одинаково сильные и красивые женские голоса. Лиза Симон исполнила ""Keeper of the Flame"", Анжелик Киджо - "To be Young, Gifted and Black", на долю Ривз достались "I Put a Spell On You" (дуэтом с Лиз) и "Be My Husband". Под овации публики было сказано множество теплых слов в память о Нине Симон. А потом начались номера, под которые овации уже не стихали: гершвиновская "I Love you, Porgy", визитная карточка Нины Симон "My Baby Just Cares for Me", "Feeling Good"...
Значительно хуже дела пошли у вышедших часом позже на сцену Стравинского участников банды Wyclef Jean. Бог знает, что заставило самого Вайклифа (Nel "Wyclef" Jean) строить программу с явным упором на номера, исполненые а капелла. Пение а капелла хорошо в двух случаях: когда это пение ради пения, демонстрация исполнительской изобретательности, либо когда речь идет об интересном и сложном вокальном произведении. К сожалению, разложенный для секстета r'n'b звучит бедновато - не в последнюю очередь потому, что голоса, отвечающие за ритм-секцию, быстро "сдаются" и не "держат" композицию.
Зато в зале им. Майлза Дэвиса в этот вечер закручивался мощный торнадо! Именно там Грейс Джонс (Grace Jones) презентовала свой "Hurricane"! Шоу, которое уже имели возможность наблюдать европейские и русские зрители, содержало в себе все отличительные признаки медиа-бомбы. Провокативные наряды и парики (корсет, леггинсы и нечто, напоминающее гигантский панковский гребень, на бритой голове), не менее провокативные тексты, мощный низкий голосина с апломбом (закрываешь глаза - перед твоим внутренним взором настойчиво маячит образ поющей про комсомол Софии Ротару), диско с элементами стрип-шоу... а чтобы публика непрерывно двигалась, ее постоянно, словно электроплетью, подстегивает оглушительный бас Малькольма Джозефа (Malcolm Joseph).
Начиная с открывающих вечер "Nightclubbing" и "I've Seen That Face Before", Грейс ведет безостановочный конферанс. Эта гибкая темная змеюка может, кокетливо изогнувшись, свеситься прямо перед носом у какого-нибудь оторопевшего мальчика в первых рядах, взять его за подбородок и, проведя языком по зубам, c нежной улыбкой спросить: "Хочешь подойти ко мне за кулисы после концерта, дитя мое?" В отличие от большинства "общительных" музыкантов, острая на язык Грейс безжалостна не только по отношению к публике - не меньше от нее достается и музыкантам (даже бэк-вокалисткам), да и себя она комментирует не самым комплиментарным образом. К примеру, предваряя исполнение песни Стинга "Demolition Man", Грейс сокрушенно признается: "Когда я пою эту песню, я пою ее о себе. Хотя пою не первый год - с годами я ни капли не улучшаюсь, все такая же сучка!"
Репертуар из нового альбома занимает большую часть концертной программы, что приятно удивляет. Каждой песне соответствует "тематический" наряд: "Sunset, Sunrise" исполняется в картонном парике блондинки и шляпке из 50-х, шаманская "Corporate Cannibal""Love You To Life" - в высокой конической шляпе-воронке... Перед глазами мелькает калейдоскоп образов, а музыка, переходя от пост-диско к регги, продолжает накачивать зал ритмом, словно футбольный мячик. Это шоу одновременно и очень ретро, и очень футуристическое, в нем намешано страстей и экзальтированных жестов, в нем - тот дух нью-йоркского клаббинга, который так привлекает нас. Концерт заканчивается знаменитой "Ladies And Gentlemen", и я отчетливо понимаю, что эти свободные, счастливые интонации Джонс имеют много общего с ранними манифестами Боуи и Гэбриела. Это интонация той эпохи, которая учила думать людей на танцполах.
И, наконец, последнее шоу на сегодня - в Montreux jazz Cafe выступают Diana Miranda & Xero No Gangote. Роскошная блондинка с невероятно зажигательным бурлеск-бэндом ставит на уши полторы тысячи человек при помощи коктейля из африканских ритмов и джаз-фьюжна. Кстати, Диана Миранда впервые посетила Монтре в 1993 году - если посмотреть ее концертные записи того времени, остановится очевидно, что певица получила тогда мощнейший "заряд джаза" на всю жизнь, но фолк по-прежнему остался предметом ее основного интереса. Регги, румба, сальса, даб и этно-панк - термоядерная смесь в сопровождении танца живота, свистков и барабанной дроби более всего напоминает бразильский карнавал. Окончательно оттанцевав себе ноги и охрипнув, мы уползаем на последний троллейбус, напевая "No Woman No Cry".
12 июля. Вечер плавно переезжает на день: финалисты конкурсов вокала и гитары отмечают свою победу. Вокалисткой года признана американка Обри Логан (Aubrey Logan), поразившая жюри тем, что еще и играет на тромбоне; а лучшим гитаристом стал венгр Роланд Балог (Roland Balogh).
Именно во время конкурсной программы понимаешь, сколь разительно отличается местная публика от российской: участники и финалисты с одинаковым жаром и энтузиазмом поддерживают друг друга, встречая аплодисментами не только удачные, но и явно провальные номера.
Вечер, предшествовавший всеобщему сумасшествию, начала сенсация в стиле Золушки: на сцену была приглашена Свит Джорджия Браун (Sweet Georgia Brown) - настоящая big fat mama, которая попала на сцену Монтре прямо из нью-йоркского клуба, где 59-летняя вокалистка выступает и сейчас. Наш старый знакомый Куинси Джонс (Quincy Jones), буквально проходя мимо, захватил обмирающую от ужаса и гордости тетку с собой в Монтре - и тут обнаружилось, что тетка отлично встроилась в атмосферу огромного и пафосного европейского зала. У Браун прекрасный, богатый и "бархатный" вокал. К тому же, эта симпатичная толстушка невероятно артистична: в ее исполнении песни Этты Джеймс (Etta James) и Дженис Джоплин (Janis Joplin) звучат как написанные специально для нее, она весьма достоверно "проживает" их и позволяет себе трогательные реминисценции на тему сюжета песен. Под конец выступления Свит Джорджии Браун зал встал, аплодируя (большая редкость для Монтре, который много повидал). Все это напомнило бы известную историю с конкурсом Britain's Got Talent, если бы не явная непредвзятость аудитории.
Далее программа несколько "просела": на сцене появилась blues-girl Сьюзан Тедески (Suzan Tedeschi) - очень банальная гитаристка, исполняющая блюз-рок с характерными кантри-интонациями. Чуть хрипловатый пронзительный голос, снабженный квакающим коргом и саксофоном, стал фоном для ожидания Большого Джема. Однообразные блюзовые композиции с раздумчивыми гитарными соло практически не задерживали внимание - разве что иногда публика оглядывалась на сцену на отчаянный призыв альт-саксофона. В зале Майлза Дэвиса, к сожалению, уже завершился сет дуэта Sly & Robbie, поэтому мы воспользовались паузой, чтобы до полуночи успеть на встречу с легендой.
И вот, наконец, встреча, ради которой, собственно говоря, и было предпринято наше путешествие в Монтре. Посмотрите на эту хитрую физиономию. Загляните в эти веселые и мудрые глаза. Это - лучший блюзмен планеты.
B.B. King, один из немногих ныне живущих "настоящих" блюзменов, еще в 2004 году объявил, что его концерт в России станет последним. Тем не менее он - частый гость Montreux Jazz Festival. В минувшем году был издан DVD с записью его предыдущего выступления (2006). Даже когда Кинг не концертирует, он иногда заезжает в Монтре на огонек - провести мастер-класс, побалагурить. Мне повезло кратко пообщаться с Кингом на встрече с прессой, которая предшествовала Джему, и я выразила надежду (думаю, всеобщую), что он еще навестит Москву. "Thank you, darling" - ни да, ни нет. Преисполнимся надежды.
Концерт начался с длинной инструментальной композиции, исполненной бэндом Кинга: по очереди отыграли свои партии гитарисмт Чарльз Дэннис (Charles Fennis), Эрнст Вантриз (Ernest Vantrease), барабанщик Тони Коулман (Tony Coleman) и духовая секция. И вот на сцене показался герой вечера -лукаво ухмыляющийся, круглый, плотный, в шикарном расшитом растительным узором белом фраке.
"Добрый вечер, леди и джентльмены. Я наконец-то вернулся, но теперь мне 83, и надеюсь, что за это время я не разучился играть. Хочу сказать вам, молодые люди за 50, что нас с вами ожидает очень особенная ночь, поскольку больше всего на свете я люблю именно блюз, - сообщил Кинг, устраиваясь на сцене под оглушительные аплодисменты. - Думаю, мы этот джем подадим как раз к завтраку".
Формат вечера был задан с расчетом на то, чтобы каждому гитарному соло Кинга предшествовала байка, рассказанная под бэнд, деликатно задающий тему на заднем плане. Для разгона Кинг исполнил "Every Day I Have The Blues," "Let The Good Times Roll", "When Love Comes To Town" и"Thrill Is Gone", поочередно представляя всех музыкантов своей группы (иногда - веселыми каламбурами: "А это - Реджинальд... Он наш басист, он всегда басит... в базовом смысле". Кинг от души развлекался, гримасничал и изображал страстный поцелуй с микрофоном, исполняя "Oh Give Me One More Kiss"...
Захватывающее зрелище - рождение соло. Кинг может, например, деликатно тронуть несколько раз верхнее до, явным образом испытывая терпение публики, потом широко, почти всей ладонью, проехаться по грифу, мягко обхватывая его а потом снова положить палец на гриф и раскачивать гитару, чтобы получить свое знаменитое вибрато, к которому постепенно подключаются, усиливая эффект "эха", духовые: комичный, словно с рисунков Бидструпа, трубач Джеймс Болден (James Bolden) или саксофонист Стэнли Эбернати (Stanley Abernathy). Когда наблюдаешь вблизи эту сумасшедше точную игру слайдом, возникает ощущение магии: кажется, что рука Кинга абсолютно расслаблена, пальцы едва шевелятся, гитара поет сама собой.
Надо заменить, что Кинг не просто травит байки. Он тщательно, никого не забыв, представил всех участников группы. Он в теплых выражениях поблагодарил организаторов и публику. Он даже озвучил манифест в защиту женского пола, после чего исполнил "I Need You So".
А потом... потом на сцене стали появляться участники джема: Сьюзан Тедески, Джордж Дюк, Ли Ли Райтнур (Lee Ritenour).... и хедлайнер следующего дня, выход которого на сцену Би Би Кинг предварил несколько высокопарными, но вполне уместными словами:
- Меня часто спрашивают: кого вы назовете лучшим гитаристом в мире во всех жанрах? И я всегда отвечаю, не сомневаясь ни на секунду: это - Джордж Бенсон (George Benson)! Он играет рок, джаз и блюз лучше, чем кто-либо другой!
Cмущенный и сияющий Бенсон также занял место в кругу гитаристов. "Я чувствую себя подобно ребенку в кондитерской," - заявил Кинг, рассматривая команду мечты, которая образовалась на сцене. И, после очередной инструментальной импровизации, попросил выйти на сцену окончательно впавшую в ступор от восторга Свит Джорджию Браун и невозмутимую как скала Грейс Джонс.
- Какая у вас любимая тональность, леди?, - обратился Кинг к вокалисткам.
- Разумеется, G (соль мажор), как Georgia!, - немедленно нашлась Браун.
Джем продолжался до трех часов ночи. Зрители отбили себе все ладони, музыканты несколько раз выходили на бис, а Кинг, в очередной раз окинув зал хитрым взглядом, весело заключил:
- Ну что ж, мы недурно провели сегодняшний вечер!
На следующий день, в том же разговорно-игровом формате, Кинг провел бесплатный двухчасовой мастер-класс для публики. И вновь его встречали и провожали овациями, и вновь люди стояли со слезами на глазах и толпились в проходах. Однако мы с обозревателем "Коммерсанта" Борисом Барабановым, прилетевшим в этот день в Монтре, умудрились пропустить больше половины семинара. Зато пересеклись на набережной с гитаристом Марком Рибо (Marc Ribot), который поведал нам о том, что планирует принять участие в завтрашнем концерте Марианны Фэйтфул (Marianne Faithful) и рассказал о новой совместной записи с Леонидом Федоровым, лидером Аукцыона.
Когда в твоей жизни происходят такие встречи, понимаешь, что у тебя появилась возможность понять о жизни нечто очень важное.
13 июля главной сценой безраздельно владел Джордж Бенсон. Владелец десяти Grammy также пригласил к участию в своем шоу друзей: исполнив для разгона "фирменные" "Weekend in L.A.", "Love Ballad" и ""Nature Boy", он позвал на сцену одного из хедлайнеров 10 июля - Монти Александра (Monty Alexander), с которым исполнил "в две доски" боссанову "At The Mambo Inn" и " "Give Me The Night". А потом попросил Рашель Феррелл (Rachelle Ferrell) исполнить партию бэк-вокала в ""On Broadway". Однако общий характер шоу был совершенно другим - ровный поп-соул и диско-фанк, конечно, очень танцевабельны, но дают куда меньше пищи уму и сердцу. Просто они красиво рассказывают о любви - окрыляющей, романтичной и оттого лепечущей всякие трогательные глупости типа "Nothing's Gonna Change My Love For You".
А в зале Майлз Дэвиса после полуночи нарисовалась героиня иных сказок - Марианна Фэйтфул (Marianne Faithful). Ее выступлению мы посвятим отдельный рассказ.
Продолжение следует... Однако в силу того, что мое пребывание в Монтре закончено, следующий репортаж будет написан другим автором.
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)