Karl BARTOS  "Главное - ваши чувства"

Карл Бартос, сделавший многое для развития современной музыки, участник Kraftwerk и знаменитый композитор, известен не только как плодовитый автор, но и как авторитетный музыкальный теоретик. В разговоре со Звуками он высказывает о музыке суждения, которые интригуют и увлекают. Кто бы мог подамать, что экс-"робот" придает такое значение человеческим эмоциям!

Карл Бартос (Karl Bartos), сделавший многое для развития современной музыки, экс-участник Kraftwerk и знаменитый композитор, известен не только как плодовитый автор, но и как авторитетный музыкальный теоретик: много лет он читает в университете лекции о креативности и симбиозе музыки и техники.
В Kraftwerk Бартос отвечал за ритм (или "электронную перкуссию"). В школьных рок-группах он начинал играть на гитаре, но в Консерваторию имени Роберта Шаумана поступил на класс перкуссии (электронных перкуссий тогда толком не было). В состав Kraftwerk 23-летнй Бартос был приглашен в 1975 году, когда еще молодая группа готовились к туру в поддержку только что вышедшего альбома "Autoban". Собственно, это единственная пластинка из "золотого фонда" группы, к созданию которой Карл Бартос не прикладывал руку. Прочие известнейшие работы команды - "Radio-Activity", "Trans-Europe Express", "The Man Machine", "Computer World", "Electric Cafe" и знаменитый "Tour de France",- - созданы при участии Карла. В 1991 году он покинул Kraftwerk, взял творческую паузу, после чего полностью переключился на сольные проекты...
В конце 90-х проект Бартоса Elektric Music (позже "k" в названии заменили на более привычную "c") записал два весьма удачных альбома "Esperanto" (1993) и "Electric Music" (1998). Несколько особняком в череде его работ стоят альбомы "Raise The Pressure" культового проекта Electronic (совместно c Бернардом Самнером из New Order и Джонни Марром из The Smiths) и "Universal" коллектива Orhestral Manoeuvres In The Dark.
Официальным началом сольной карьеры экс-"робота" принято считать 2003 год, когда вышел первый сольник Бартоса "Communication". Но современной музыкальной истории наиболее ценен уже немного другой Карл Бартос. Тот, что столь гармонично соединяет изысканные электронные пассажи, клавиши и перкуссию. Тот, что владеет мастерством видеопефоманса, органично смешивая язык новых музыкальных технологий, сценического действа и видео-арта.
Именно этот мастер высказывает о музыке суждения, которые интригуют и увлекают. Какие-то из них спорны, какие-то как будто упрощены, но одно очевидно: Бартос пришёл к ним в результате многолетней и очень интересной работы.
Программа, которую Карл Бартос планирует привезти в Москву 14 февраля, называется Live Cinema. Мы расспрашиваем Карла о его видении актуального музыкального процесса и своего места в нем...

Звуки.Ru - Добрый день, герр Бартос. Очень приятно пообщаться с Вами накануне Вашего московского концерта. В афише я прочитала, что ваша программа будет включать в себя как музыкальную, так и видеочасть. Можете ли вы рассказать об этом подробнее?
Карл Бартос - Да, разумеется. Эта программа была вдохновлена работой немецких музыкантами-режиссёрами 20-х годов прошлого века, они изобрели понятие "picture musician", "die absolute film'. Их фильмы основывались на абстрактных рисунках, чередующихся друг за другом. Это то, что мы делаем - играем с картинками, импровизируем, как джазовые музыканты, например.

Звуки.Ru - И что в данном случае играет главную роль - музыка или картины?
Карл - Ни то, ни другое. Скажем, это перераспределение энергии от одного к другому. У нас есть глаза и есть уши, и получение информация по одному из этих каналов отличается от того, как это происходит с другим каналом. Интеллектуально мы воспринимаем мир через зрение, эмоционально - через слух, а наш мозг, обрабатывая оба вида информации, составляет единую картину мира.

Звуки.Ru - Считаете ли Вы, что именно в этом направлении будет развиваться музыка в дальнейшем?
Карл - В каком-то смысле. После окончания Второй мировой войны, в 50-е и 60-е годы, центральное место в обществе заняла молодёжная революция. По крайней мере, так было на Западе, ведь тогда Европа была чётко разделена Берлинской стеной - сейчас, когда её больше нет, стало намного лучше (смеётся). Так вот, в 60- молодые люди выражали свои идеи через музыку, она была их оружием, так они свергали авторитеты. Через двадцать лет музыка утратила революционное значение. Исчезла идея развития, смешения всех возможных молодёжных течений, источника информации, и популярная музыка стала не более чем развлечением. Смешение искусства и молодёжных течений практически полностью ушло в киноиндустрию, разумеется, я не имею ввиду голливудские фабричные проекты.

Звуки.Ru - Поп-музыка нынче не просто развлечение, но и гимн консьюмеризму.
Карл - Да, совершенно верно.

Звуки.Ru - Как думаете, как долго это ещё будет продолжаться? Ведь должна же быть следующая ступень развития индустрии.
Карл - Не думаю, что будущее заключается в таком ключе. Все хотят развлекаться, до самой музыки большинству людей дела нет. Доказательством является то, что больше никто не хочет платить за музыку, её воспринимают как жвачку, а не результат труда. Раз продавать пластинки скоро станет невозможным, значит, система рухнет.

Звуки - Как человек, который стоит в авангарде современной музыки, а значит и современного искусства, можете ли Вы сказать, как отличить его от профанации, поскольку многие работы оставляют именно такое впечатление.
Карл - Очень сложный вопрос. Я каждый раз дискутирую на эту тему со своими студентами. И в результате многих размышлений я всё же думаю, что самым главным индикатором является то, насколько сильно вас затронуло то или иное произведение.
Только ваши собственные чувства и впечатления могут сказать вам, стоит ли смотреть фильм или картину или слушать музыку. Принцип как будто бы простой, но усложняется тем, что сейчас мы имеем неограниченный доступ к информации. Её объём ставит перед человеком непосильные задачи - невозможно судить о чём-то, не прослушав или не посмотрев всё, что относится к предмету, а это физически невозможно. В такой ситуации необходимо выработать собственные критерии и собственный подход к выбору информации. Как ни странно, море информации не помогает нам, а наоборот, мешает, мы всё те же, какими были люди сто лет назад, и судим мы точно так же. Главным критерием должна быть, в итоге, не виртуальная информация, а реальная, иными словами то, что происходит вокруг вас. Это и должно быть точкой, от которой вы должны отталкиваться в своих суждениях. Для меня главные музыкальные события - это мои концерты в разных странах и те мистические моменты, когда моё знание становится знанием тех, кто пришёл на концерт.

Karl Bartos
http://karlbartos.com
Программа Live Cinema.
Клуб "CICterna-Hall"
14 февраля 2009 года
Начало в 21.00

22.01.2009, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

Karl BARTOS - свежие публикации:

  • События - Не для протокола, 27.11.2012
    Карл Бартос готовит сольный альбом. Первый за 10 лет »»
  • Репортаж - Вкалывают роботы, а не человек, 16.02.2009
    Концерт Карла Бартоса превратился в мощный клубный диджей-сет на основе классики Kraftwerk »»
  • Анонс - Карл Первый, 09.02.2009
    Карл Бартос, бывший участник Kraftwerk, везет в столицу живое видео-шоу под названием "Live Cinema", но идти на его концерт стоит не из-за кино, и даже не ради того, чтобы посмотреть на живую легенду, а просто потому что Бартос - один из тех, кто исполняет электронику живьем, на старый манер - крутит ручки и терзает клавиши »»