Вряд ли кто-то из музыкантов и
заинтересованных слушателей всерьез считает, что
за последние 10-15 лет в рок- и поп-музыке наблюдается какой-нибудь значительный
прогресс. Не будем касаться новых веяний в области технологий, программного
обеспечения, дизайна, визуальных составляющих шоу. Это большие темы для отдельных
разговоров. Но в последние 10-15 лет ничего принципиально нового собственно
в музыке предложено не было. Пусть те, кто с этим не согласен,
попытаются меня переубедить. Далее речь пойдет именно о музыкальной
составляющей нынешней рок- и поп-культуры - в отличие от ее технологической стороны.
Все, что мы сейчас имеем в наличии в современной музыке - всходы семян,
посеянных еще в
1950-1980-е годы. Вся электронная музыка была исполнена Львом Терменом в
начале прошлого века, Kraftwerk превратили его эксперименты в культуру 30
лет назад, и с тех пор ее содержание мало изменилось. Блюз-рок остался прежним
со времен Led Zeppelin и Хендрикса (Jimi Hendrix). Вся психоделия
уложилась в битловскую
"Revolution 9". Если брать еще шире, то вся популярная музыка живет на
проценты с капитала, заложенного еще композиторами XVII-XIX веков. Так,
например, изобретение набившей сегодня оскомину аккордовой прогрессии Am-Dm-G-C
приписывается современнику Баха, итальянцу Антонио Вивальди, начало XVIII
века. Сейчас развивается только технология записи и воспроизведения звука.
Однако этот двигатель уже многократно исчерпал свой ресурс. Круг замкнулся, и нужно его как-то разорвать.
Запад давно ищет новые идеи во внеевропейских культурах. Достаточно вспомнить
увлечение Индией, начавшееся с легкой руки The Beatles, опыты Джона
Маклафлина (John Mclaughlin), Питера Гэбриэла (Peter Gabriel),
Пола Саймона (Paul Simon) и других исполнителей, обращения к
раннехристианским мотивам у Dead Can Dance и Enigma. Это самые
очевидные пути
преодоления кризиса. Но не единственные.
Если наш человек слушает классику, то лишь самые хитовые и доступные для восприятия произведения Чайковского, Моцарта, Бетховена плюс еще 2-3 фамилии. При этом среди окружающих этот человек - "продвинутый" меломан и эстет. Почему-то считается, что в ХХ веке ничего интересного создано не было. Наследие композиторов прошлого века совершенно выпадает из поля зрения.
Почему-то никому из нынешних рок- и поп-музыкантов не приходит в голову
использовать наработки "серьезных" композиторов двадцатого века. Да, были
попытки использовать нетрадиционные размеры и крупные инструментальные формы в
арт-роке, но эти опыты в конце концов сошли на нет. Да, в джазе используется
ладовость и модальность, но кто из обычных слушателей знает имена Джона
Колтрейна (John Coltrane и Майлза Дэвиса (Miles Davis)?
В "классической" музыке последних 50-70 лет было огромное количество
интереснейших композиторских находок. Тот, кто сумеет грамотно реализовать их
средствами рок- и поп-музыки, хотя бы частично донести их до широких масс,
будет достоин всемирного внимания, уважения и материального вознаграждения.
Вот лишь некоторые - далеко не все! - идеи композиторов ХХ века.
Моцарту приписывается изобретение своеобразного "алгоритма" для сочинения
менуэтов-игры с расчерченным полем и кубиками. Тот же Моцарт, по свидетельству
современников, разбрасывал чернильные кляксы на нотную бумагу, приписывал к ним
штили - и из этих "мелодий" отбирал наилучшие для дальнейшего использования.
Считается, что впервые они частично были применены
Ефимом Галышевым в сочинениях 1914-1919 годов, разработаны в виде
стройной системы
"нововенской школой" - Арнольдом Шенбергом (Arnold Schoenberg), Албаном
Бергом (Alban Berg) и Антоном Фон Веберном (Anton fon Webern) в
1920-1950 годах.
Описание этих систем займет много места, применение же на практике не
представляет трудностей. К этим методам сочинения обращались в разное время
Родион Щедрин, София Губайдулина, Эдисон Денисов, поляк Кшиштоф
Пендерецкий, американец Филип Гласс (Philip
Glass) и
многие другие.
Отход от традиционных размеров 4/4, 3/4, 6/8. Способ известен и
применяется с античных времен. В "Картинках с выставки" Модеста
Мусоргского самые
первые такты ("Прогулка") написаны в переменном размере 5/4 и 6/4. Оригинальные
способы "растягивания" и "сжатия" ритмического рисунка применял француз Оливье
Мессиан (Olivier
Messiaen. Самая известная попытка использовать эту идею - песня
"Money" в размере
7/8 группы Pink Floyd.
Неверно было бы противопоставлять рок-музыкантов авторам "серьезной" музыки.
Взаимопроникновение стилей все же существует. Точнее, существовало раньше. Еще
в 1960-70-е годы американцы Velvet Underground и Фрэнк Заппа использовали
нетрадиционные методы композиции и аранжировки. Немцы Kraftwerk и Tangerine
Dream не были пионерами в электронной музыке - они пользовались наработками
Штокхаузена, Булеза и авторов "конкретной" музыки. Англичане Yes, King
Crimson и Genesis применяли крупные музыкальные формы, а ELP делали
рок-обработки классических произведений. Композитор Эдисон Денисов, в
частности, говорил: "К
современному року я отношусь с интересом. Привлекает раскрепощенность, яркость;
бывает и высокая поэзия. Любимый ансамбль - Pink Floyd, могу слушать его каждый
день. Это серьезная музыка".
На Западе огромное число мелких лейблов занято поиском и производством
нестандартной музыки. "Мейджоры" в силу своей неповоротливости и общего упадка
бизнеса не
заинтересованы в радикальных новаторских экспериментах, они "заточены"
исключительно под массовый продукт и миллионные тиражи. Но и там понимают, что
99 процентов издаваемой ими продукции - музыкальное вторсырье, и бесконечно так
продолжаться не может. Должны ли мы ждать, пока Запад переварит идеи наших
соотечественников и современников и выдаст готовый коммерческий продукт?
В мире есть достаточное число творческих людей, применяющих новаторские
музыкальные решения и композиторские технологии. Должны ли мы ждать, когда
кто-то из них получит коммерческое признание, а мы опять будем догонять
уходящий поезд?
Если вы хотите спросить, как сочинить поп-хит, используя, допустим,
"пуантилизм", я вам этого скажу, поскольку для этого требуется не только знание
основ музыки, но и определенная тяга к экспериментированию. Я вовсе не пытаюсь отбросить
всю поп- и рок-музыку как устаревшие и недостойные нашего внимания. Я лишь хочу
заставить музыкантов активнее шевелить мозгами.
Может быть, нестандартные
музыкальные решения помогут нам поднять отечественную поп-музыку от уровня
плинтуса хотя бы до уровня подоконника?
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)