Ирина БОГУШЕВСКАЯ  Дама под вуалью

Время от времени Ирине Богушевской приходит в голову фантазия реанимировать на концерте атмосферу студенческого кабаре. Из нафталина достаются прелестные девичьи песни о нежных принцессах и первой любви, группа располагается за занавесом, певице слепит глаза белый круг прожектора - это шоу родом из 80-х. В которых певице явно очень хочется остаться...

Концерт-съемка Ирины Богушевской невольно заставил публику провести параллели с ранними работами певицы в составе Студенческого театра МГУ. Эти бесшабашные спектакли в старом здании театра, которое позже отобрала РПЦ, в начале 90-х строились по узнаваемому принципу: занавес, круг прожектора выхватывает тонкую фигурку во фраке, на заднем плане - группа Несчастный случай в белых импозантных "тройках". Кабареточная сценография, столь любимая кинорежиссерами, была здесь необходима не только как бюджетная отсылка к мировому наследию, но и как иронический штрих, задающий тон всему спектаклю.
"Синие ночи ЧК" - шоу, которое стало легендой; вскоре за спектаклями и сборными концертами последовали бенефисы, а далее Ирина Богушевская из театра ушла и начала сольную карьеру. Однако время от времени ей приходит в голову фантазия реанимировать на очередном концерте атмосферу тех студенческих кабаре; из нафталина достаются прелестные девичьи песни о нежных принцессах и первой любви, группа (уже собственный постоянный состав) располагается в некотором отдалении, певице вновь слепит глаза белый круг прожектора - это шоу родом из 80-х.

Концерт в зале "Мир" открылся узнаваемой отчаянной вещью эпохи "когда Горбачев еще не был президентом" ("Мезозой" - едко характеризует это время сама Богушевская). "Прощай", исполненная по всем канонам - с бурными форшлагами, заламыванием тонких рук и пресловутым прожектором, настроила "старую" публику на ностальгический лад, а дальше пошел блок ранних песен, которые Ирина исполняет крайне редко: "Зыбкий таинственный сон" (в "Синих ночах ЧК" очень эффектно исполнялась английская версия этой композиции), "Мой принц, мой брат", "Баллада плюща"... Голос Ирины, не потерявший с годами ни свежести, ни силы, порхает, словно бабочка, и ему вторят бабочки, вьющиеся у нее над головой.

Ретроспективный характер баллад и вальсов подчеркивался наивными видеопроекциями на кисейном заднике, отделявшем Ирину от ее музыкантов: медитативно "растущие" побеги, распускающиеся розы, вода, травы, насекомые,принцессы и рыцари... Незамысловатый трогательный видеоряд формировал в публике некое ожидание, - по мере того, как развивался "сюжет" концерта, приближаясь к свежему репертуару, нас, должно быть, ожидало и вовсе сказочное шоу: может быть, новые изобразительные средства, может быть, отдернутый занавес, звучание "в полную силу"...
Ожидание наше было тем более оправданно, что концерт был заявлен как презентация новой программы "Шелк и другие нежные материи". Прошлое неизбежно должно было встретиться с настоящим - и вот уже оно сделало первые робкие шаги: "Просто чужая" с красивой партией кларнета, босса-нова "Улетаю", "Городская чайка" и "Наперегонки с волной" с психоделическим интро, синими бегущими точками морзянки по экрану и контр-светом на музыкантов...

Увы, сценографа в команде Богушевской не было. Вторая и третья части концерта - все известные и новые композиции, - прошли под знаком все тех же "наивных" картинок и кисейной занавески - и вовсе не от недостатка технических средств: на сцене были и световые панели, и лампочки на заднике, и профессиональный свет. Просто никто ими почему-то не пользовался.
Иногда занавес, повинуясь неочевидной режиссуре, поднимался и снова падал, певица металась по обе стороны кисеи между музыкантами и зрителями, звук от группы шел глухой и неясный - он был неплохо отстроен, но психологически музыканты находились в "мертвой зоне" и не могли "докричаться" до публики... В итоге создавался ненужный и обидный эффект дешевой фонограммы. "Концепцию сегодняшнего концерта мои музыканты назвали "Шоу за стеклом". Конечно этот фрагмент мы вырежем, но как-то так они себя чувствуют", - недоуменно говорила Ирина. А ведь музыканты были правы: они и были "за стеклом", отделенные стеной занавеса не только от зала, но и от нее.

Первое отделение завершилось блоком новых вещей: горестная "Сандаловый пепел", теплая песня без названия, написанная для фильма "Суженый-ряженый" (и в фильм не вошедшая), и, наконец, чрезвычайно актуальный этой осенью "Лузер-блюз": мрачная, располагающая к гроулингу песня городского неудачника в сопровождении утяжеленных гитар. "Это песня про такое состояние, когда ты достиг дна и, как говорится, начал копать". Блюз, который упорно не укладывался в концепцию "конфетно-букетного" первого отделения, исполненный со страстью и тяжелыми модуляциями, вновь настроил на ожидание: ну, во второй-то части нам точно покажут!..

Но во второй части концерта изменился лишь цвет фрака (с белого на красный), постылый занавес никуда не исчез, а видеоряд окончательно разошелся с текстом и музыкой. К примеру, во время исполнения песни "Тростник" на экране упорно торчали бамбуковые заросли и распускающиеся в режиме random нарциссы; под игривую босса-нову "Снова живи" бессмысленно топтались на месте целулоидные пупсы и белые фигуры в мешковатых одеяниях, почему-то танцующие электрик-буги; все те же навязчивые бабочки и растения населяли уже "Шелк" и "Ключи в твоих руках"...
Публика начала уходить: усталость, пятница, малоэнергичное действо. Ирина даже не пыталась "раскачать" публику - просто просила: "Давайте похлопаем, пока есть свет - у нас съемка".

Вдруг случилось чудо: во время исполнения песни "Цыган" из-за кисеи прорезался веселый, повизгивающий от радости кларнет - имитатор цыганского хора в веселой плясовой. На "Московской" к нему подключился сакс, постепенно пробудились от векового сна остальные музыканты, и только мы обрадовались тому, что волшебный голос Богушевской наконец-то зазвучал в достойном обрамлении,- начались бисы.

Занавес был окончательно поднят и под прекрасную радужную босса-нову "Детство" группа Ирины Богушевской, наконец, показала, на что она способна. Слаженный, веселый оркестрик, в котором каждый музыкант - находка: умеющий играть "за все духовые мира" кларнетист Сергей Шитов, изобретательный саксофонист Николай Семёнов, рассыпающий нежную капель гитарист Николай Сарабьянов, четкая и склонная к джазу ритм-секция, и, конечно, заслуженный мастер фортепиано Светлана Мочалина - вставали и уходили по одному, исполнив на прощание сольную партию каждый на своем инструменте. Это было чертовски обидно. И очень хотелось, чтобы они вернулись всем составом, чтобы сыграли новый, энергичный, полный ярких красок концерт - как только они умеют. Но близилась полночь, и наша карета грозила превратиться в тыкву.

Странно, что Ирина Богушевская - самобытный, умный и красивый артист, который по праву может называться одним из лучших явлений на российской поп-сцене, - столь последовательно держится за старые изобразительные клише. Она, с легкостью заполняющая залы Кремля и КЦЗ "Мир", словно не хочет отпускать свой старенький занавес, свою камерную аудиторию. Не желает подключать к созданию своих концертов профессионалов, которые поставят вместо стандартной цветовой программы на видеопанели оригинальные работы, сделают качественный звук и свет, организуют режиссуру так, чтобы не только операторам, но и зрителям что-то досталось. Все делает "на коленке".
Культивирует случайность своего успеха: это не со мной, это все мне снится.

Ирина, таких снов не бывает. Это по-настоящему. Поверьте.

18.11.2008, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Ирина БОГУШЕВСКАЯ - свежие публикации:

Сайт: bogushevich.theatre.ru

Ирина БОГУШЕВСКАЯ

Дата рождения:

2 ноября 1965