ФЕСТИВАЛЬ  SONAR-2008. День третий

Завершающий репортаж с испанского фестиваля "Sonar": Yazoo, Matmos, Miss Kittin', шикарный сет от D.I.R.T.Y Sound System - а также скандинавский шоукейз в стиле Skwee - одна из долгожданных новых тенденций, которые Sonar показывает миру. И многие, многие другие...

Продолжение. Предыдущий репортаж можно прочесть здесь.

Начало третьего дня "Sonar" - самое странное и в то же время самое приятное время на фестивале. Народ отсыпается после бурной ночи и до обеда дневные арены почти пустуют. Публика состоит либо из настоящих geek-ов, встающих по будильнику, либо из преданных фанатов выступающих музыкантов: эта аудитория как правило состоит из друзей и знакомых, которые ведут себя как-то особенно трогательно - выстраиваются перед сценой, создают шум как от хорошей толпы и так далее. В прошлом году незабываемым зрелищем был сет DJ Stainboy, который под дождем играл в "деревне" Kettel, Aphex Twin и Apparat. В этом первая точка назначения - Sonar Complex, там играет испанская группа Capming.

"Camping" - смешная и очень разношерстно выглядящая компания. Вокалист с гитарой похож на молодого Бернара Февра (Bernard Fevre), рядом с ним ютится басист - лысый, с усами, этакий Розенбаум.
А барабанщик примостился справа на приличном расстоянии от остальных и существует будто бы сам по себе - типа "я не с ними". Играют испанцы при этом шумный инди-рок - на любом английском фестивале таких групп было бы 90 процентов, а тут вот всего одна, да еще и испанская. У меня немедленно начинаются флэшбеки - вот уж действительно "музыка в стиле авант", как бы сказал один критик. Живьем Camping напоминают Мои ракеты вверх - совсем не поражающая, но вполне добротная "не английская, но на английском" драйвовая гитарная музыка.

После "Кемпинга" ненадолго заскакиваем в Sonar Dome, там продолжение акции "журналисты за вертушками". Девушка по имени Senor Rosa (журналист, промоутер и вообще какая-то активистка местной независимой сцены) ставит IDM вперемешку с приятным электропопом. В очередной раз поражаюсь тому, насколько "простые люди" крутят более интересную музыку, нежели професииональные ди-джеи. Народ сидит на полу и расслабленно слушает, а кто-то положил сумку под голову и дрыхнет в теньке, в общем такое приятное фестивальное утро.

На фотографии справа вы имеете возможность наблюдать, как выглядят сонаровские звукачи.
В большом перерыве мы успеваем нормально пообедать (поблизости в квартале el raval кормят отличной индийской едой), и возвращаемся к шоукейзу D.I.R.T.Y Sound System. Французы еще не начали, и мы успеваем зацепить конец выступления Duloks. Смешная девочка в маечке и шортиках и её небольшой бенд играют крикливый инди-поп. Не сказать, что как-то впечатляет, но для разнообразия приятно.

Дальше - обещанный шоукейз от D.I.R.T.Y. В расписании заявлен сет от Pilooski, лайв от Discodeine и еще один сет от D.I.R.T.Y Sound System, но в реальности парни играют как-то от вольного - меняются как хотят и когда хотят. Сначала на вахту заступает какой-то седовласый дядечка в темных очках - я было решаю что это Пилуски и есть, благо музыка вполне соответствует - поначалу он играет какие-то диско раритеты неопределенного возраста, а потом неожиданно устраивает "рваку", поставив "Compulsion" Мартина Гора (Martin Gore) - вот уж что я меньше всего ожидал услышать на "Сонаре".

Диско это хорошо, но сюда мы еще вернемся, а пока нас ждут хедлайнеры всей дневной части - Matmos. Успеваем войти в "холл" до закрытия дверей и даже занимаем стратегические позиции неподалеку от сцены. Американцы уставили сцену приборами и колдуют над ними почти в полной темноте - единственный свет на сцене - лучи видеопроектора. В центре - "заведующий лабораторией" Дрю Дэниел (Drew Daniel) c двумя ноутбуками, микрофоном и какими-то неопределенными рэковыми железками, слева - Мартин Шмит (Martin Schmidt), обставленный клавишами - свет на него почти не падает, поначалу кажется, что его вообще нет на сцене, но на самом деле Мартин, что называется, "делает всю работу". Справа от "завлаба" - третий, приглашенный участник с гитарой, тёмный силуэт на фоле видео в голубых тонах.
Matmos начинают с экспериментальных зарисовок с последнего альбома. Шумят, хрустят, атонально булькают синтезаторами. Народ в легком недоумении, толпа потихоньку рассасывается. Пошумев минут 15, парни играют несколько старых вещей с акустической гитарой - этакое пост-кантри. А потом...
Потом начинается, наверное, самый красивый момент фестиваля. "Момент" - это, конечно, сильно сказано, ибо композиция "Supreme Balloon" длится почти полчаса. Эта вещь и на альбоме звучит завораживающе, но в живом исполнении, когда все эти красоты играются "руками", буквально сводит с ума. Космическая электроника во всём своём величии - музыка вне времени и пространства. Услышать этот, по сути, очень консервативный звук от таких экспериментаторов, как Матмос приятно вдвойне.

К шести возвращаемся к французам - там уже аншлаг и танцы до упаду. Кто из заявленных проектов сейчас играет - не разобрать, но сейчас на сцене по крайней мере есть "настоящий" Пилуски - молодой брюнет. Рядом с ним - Бенджамин Морандо (Benjamin Morando), а седовласый незнакомец то уходит, то возвращается. Парни играют развеселый французский диско-хаус а-ля Алан Браксе (Alan Braxe), из которого постепенно скатываются в итало-классику. Самый угар начинается под "Mr Flagio" - как-то даже не привычно видеть такое веселье и слышать такую музыку в этом царстве экспериментов. Молодцы французы.

Сегодняшний день проходит под девизом "Больше контрастов!". После диско-танцев снова отправляемся в "холл" на COH plays Cosey. Послушать Ивана Павлова в Москве, где он бывал много раз (хоть и давно живет в Швеции) как-то не доводилась, но здесь грех не воспользоваться шансом, тем более что программу на фестиваль Иван привез интересную. COH сам по себе звучит на мой вкус чересчур лабораторно, а здесь свой глитч Павлов разбавил нарезкой из голоса Кози Фанни-Тутти (Cosey Fanni Tutti), экс-участницы Throbbing Gristle, известной также по Chris & Cosey и CTI.
Павлов - неподвижный человек за ноутбуком. Оранжевая майка, лысая голова - яркие, почти схематичные образы и минимум заметного действия на сцене. Музыка, скажем так, непривычно понятная - под глитчевые секвенции в духе Pan Sonic вполне можно танцевать, в бас-линии есть зачатки мелодий, да и голос нарезан как-то чётко, с грувом. Записанная и нарезанная Кози то томно стонет, то повторяет словечки вроде "Fuck", то выдает какой-то сбивчатый нарратив. "Приятно" - неподходящее слово для такой музыки, но тем не менее, перед нами эксперимент, от которого очень даже можно получить удовольствие.

В 'Деревне' играет The Field. Для концертов Аксель Вильнер (Axel Willner) даже собрал небольшую банду - сам колдует за ноутом, а с ним два мультиинструменталиста - один (лысый) барабанит, то и дело отвлекаясь на гитару, другой (татуированный бородач, похожий на викинга) булькает кислотными секвенциями, возится с ритм-боксом и время от времени хватается за бас.
Играют в основном вещи с "From Here We Go Sublime" и звучание, несмотря на живой состав, очень похоже на альбомное - вся проблема в том, что если ты привел на сцену живых музыкантов, то пусть уж они солируют. А эти как-то еле выведены и играют как-то больше для вида - то хэтик добавят, то гитарой пожужжат - это всё конечно слышно, но решающей роли в звуке не играет. В общем, проблему перенесения в концертный формат, музыки, которая целиком склеена из кусочков, швед пока не решил - ну что ж, попытки похвальны, посмотрим куда он двинется дальше. Единственный инструмент, который слышно отлично и он очень приятно разбавляет этот лоскутный минимализм - 303-образная булькающая коробка. Время от времени динамичная, но сдержанная музыка взрывается эйсидным визгом, которому с радостью вторит публика.

Нас ждет еще одно интригующее мероприятие - скандинавский шоукейз в стиле Skwee - одна из долгожданных новых тенденций, которые Sonar показывает миру, но по дороге мы успеваем заскочить в "комплекс' и глянуть на DJ Scotch Egg. Японец рубит развеселый восьмибитный чип-кор и скачет по столам как ошпаренный. Народ радуется. Занятно, но нас ждут великие дела.

"Okay! Let's see if you can SKWEEEEEEE!". Такого столпотворения на сцене я здесь еще не видел. Чего-то подобного можно было ожидать, посмотрев на лайнап (там шоукейз не делится, как обычно, на несколько лайвов, а участники просто перечислены через запятую), но там хотя бы было деление на финнов и шведов, которым было выделено по часу. В реальности вся толпа, похоже, собралась играть одновременно. Мало того, перед каждым - гора железа. Ноутбуки суровыми законами Скви не поощряются. Деление на финский и шведский щоукейз парни решили переместить из времени (час одним, час другим) в пространство. Слева - шведский стол (лейбл Flogsta Danshall), справа - финский (лейбл Harmonia).
Вкратце о том, что такое Skweee. "Скви" - это новый жанр, пропагандируемый скандинавами и постепенно примыкающими к ним англичанами. Напоминает смесь электрофанка, брейкса и дабстепа. Медленные ритмы (95-110 BPM), сыроватый и жирный аналоговый звук, простая фанкованная мелодика, опционально - пение в вокодер. Между песнями - непременный конферанс со словами типа "skweeecious" и "skweeerious". Играется эта музыка непременно на железках, выпускается непременно на семидюймовках. И, как у всякого нового жанра, у скви обнаруживается масса корней и прародителей - вот, например, Uberzone "Beat Bionic" - почти скви.
Ровно это парни перед нами и рубят. Получается не то, что весело, - угарно! Убитые тремя днями фестиваля ноги сами пускаются в пляс, руки - в хлоп. Играют они как будто все вместе, но на самом деле каждый поочередно играет по 2-3 трека, а кто-то из остальных (один-двое максимум) солисту подыгрывают. Остальные в этот момент пляшут за клавишами и пьют шампанское. Особенно хорошие треки играет светленький паренек в очках - тут и мелодии отменные, и вокодерное пение в изобилии. Красота, да и только.
В какой-то момент вся толпа резко исчезает, на сцене остаётся одинокий швед (или финн), который за своими клавишами смотрится как-то сиротливо. Что же случилось? Всё оказывается просто - через один трек шумный балаган возвращается с пополненным запасом выпивки и начинает жечь со страшной силой. Танцуем, не в силах оторваться. Вроде параллельно уже начал играть Black Dog, но какой там Блэк Дог, когда тут такое. Отплясав перед сценой часа полтора до состояния, когда ноги уже объявляют об одностороннем расторжении договора с остальным телом, отправляемся передохнуть перед бурной ночью. Да, skweee-people выдали лучший лайв фестиваля, что уж тут говорить.
А что же Black Dog? Проходя мимо, бросаем взгляд и на английских ветеранов. Ветераны всё так же плохи - играют с двух ноутбуков унылое техно, никакого отношения не имеющее к их последним релизам. Ну и ладно, не очень-то и хотелось.

Ночь.

Пожертвовав матчем "Россия-Голландия", бежим на Yazoo. Не то, чтобы я ехал сюда специально ради них, но концерты давних кумиров, которых и не чаял увидеть, зрелище всегда удивительное. Как водится (очень хорошо в этом году работают автобусы), приезжаем на ночную арену чуть раньше. Успеваем немного посмотреть диджея Yoda и его Magic Cinema Show. Йода играет какую-то старую хитовую веселуху, сопровождая каждую вещь клипом, но регулярно вставляет в свой мэшап фрагменты болливудских фильмов - очень быстро смотреть на "Зиту и Гиту" становится невыносимо, и мы отправляемся дожидаться Yazoo.
Концерт чуть задерживается, а народу в зале совсем мало, можно подойти почти к самой сцене. То ли воссоединение старичков не вызывает у сонаровской публики энтузиазма, то ли народ тупо приезжает клубиться к часу. Минут через 15 Винс и Элинон все-таки выходят на сцену - народа уже не позорно мало, но аншлагом картину не назовешь. Декорации напоминают последнее турне Depeche Mode - на сцене только Кларк (Vince Clarke) и Мойет (Alison Moyet), перед которыми стоят футуристического вида стойки. Перед Винсом - ноутбук и контроллер на одной стойке и "микрокорг" на другой, перед Элисон - внушительных размеров бокал вина и бутылка минералки.

Смотреть на это довольно странно - на огромной сцене, где Найл Роджерс легко размещал чуть ли не целый оркестр, два человека почти без инструментов смотрятся как-то потерянно, даже с учетом внушительных размеров Элисон. Им бы в клуб, там бы дуэт смотрелся отлично, а здесь площадка великовата. Ощущение усиливается странно отстроенным звуком - в зале очень много вокала (Мойет и без того поёт ну очень мощно) и маловато кларковской электроники. Мойет вообще выглядит демонически - вся в черном, с какими-то нелепыми хвостиками - фраза Энди Флетчера "Никогда не шутите с Элисон Мойет, она ведь и побить может" кажется совсем не шуточной.
Поёт, впрочем, Элисон отлично - голос её с годами стал мощнее и ниже, а владеет она им так, что классические певцы позавидуют. Все ноты выпевает чётко и уверенно.

Yazoo начинают с "Nobody's Diary", но в первой половине хитами не злоупотребляют - играют несколько вещей с "You And Me Both". Кларк за своими стойками почти неподвижен - похож не то на манекен, не то на одного из участников Kraftwerk. Лишь изредка играет соло на маленьких клавишах и пару раз подходит к "Микрокоргу", чтобы сказать пару слов в вокодер. Аранжировки за исключением винсовских соляков практически как на альбоме, никаких ремиксов, что явный плюс. Отменно звучит "In My Room" (хоть и без длиннющего финала, как на пластинке), гипнотизирует "Midnight", а под конец, когда публики уже набежало прилично - заход по хитам. "Bring Your Love Down", "Situation" ("А это старый би-сайд, но мне кажется, вы его знаете!"), "Don't Go", "Only You" ("Это наша первая песня, Винс принёс мне демо сразу же, как ушел из Депеш") и, наконец, "Don't Go" - тут уж даже сонаровские подростки встают на уши: как-никак, эта вещь переиздается и ремикшируется чуть ли не каждый год. Жалко, что не сыграли "Bad Connection", но в остальном неплохо, если только с Depeche Mode не сравнивать - те пошли далеко, развились и видоизменились, а Кларк так и остался в своём игрушечном синти-попе.

Следом - в "парк" на Neon Neon - новые клиенты Lex Records, играющие совсем не привычный для этого лейбла хип-хап, а вполне себе новомодный инди-поп. Играют на совесть - толпа народу на сцене, барабаны, клавиши, вокал, гитары и прочая атрибутика живой группы. В одной из вещей все дружно начинают барабанить, а в "Trick Or Treat" приходит поверещать сам маленький и смешной Har Mar Superstar, ну и это конечно очень весело. В целом лайв 'Неона' напоминает не то Hot Chip (но более радостный и громкий), не то New Young Pony Club (только с мужским вокалом), в общем такой trendy 2008 shit. Очень хочу услышать от них песню "I Told Her On Alderaan", но, видимо, её они играли в начале, поэтому приходится довольствоваться "Белфастом".

В час в 'Sonar Pub', что под открытым небом, нас ждёт занятное зрелище - Miss Kittin live. Она-таки окончательно решила переквалифицироваться из диджеев в певицы, и, надо сказать, добилась в этом определенных успехов. Действо, конечно, напоминает караоке (вокал под минус из ноутбука без малейших признаков игры на инструментах), но в пользу мисс есть целых три аргумента. А) большая часть "лэптопперов" ни о каком вокале и не помышляют, а просто весь концерт трясут головами, и ничего - пипл хавает. Б) минус сильно переделан, многие вещи с оригиналом не имеют почти ничего общего, к тому же играет она не только последний альбом, но и более старые штуки вроде "Happy Violentine" или "I Beat That Bitch With A Hit". Доходит дело даже до чужих вещей, где она делала guest vocals - начинает с "автопилота" Голден Боя (Golden Boy), а чуть погодя исполняет искаженную до неузнаваемости техно версию "Rippin Kittin". И, главное, В) она попадает в ноты и вообще хорошо звучит! То ли Мисс реально решила подготовиться к лайв-туру и взяла преподавателя по вокалу, то ли она так привыкла петь под сеты без мониторов, что попадание в обстановку максимального благоприятствования превратили её в супер-вокалистку.

Около двух сливаемся на Soulwax - их я видел на "Сонаре" четырехлетней давности, где бельгийцы играли недавно вышедший в тот момент "Any Minute Now" и были чудо как хороши. На этот раз всё еще интересней - такой же рок-угар (5 человек на сцене, из которых самый крутой конечно клавишник, который зарубает на MS20 что твой Джерри Ли Льюис), но играют они в основном материал с "Most Of The Remixes". Драйв просто сумасшедший - на месте стоять невозможно, к тому же в кои-то веки в "Sonar Club" прекрасно отстроен звук. Ближе ко второй половине концерта - заход по хитам. Daft Punk и, о счастье, Justice "Phantom pt 2", который сами авторы вчера откровенно смазали. Исполнение - выше всяких похвал.
Настоящий живой звук + все клавишные партии играются руками. Ах!! По отношению к Justice это выглядело как "учитесь, сынки!" - брависсимо!
После Cоулвокса остаёмся в "клабе" - там играет Radioactive Man, он же Кейт Теннисвуд (Keith Tenniswood) из Two Lone Swordsmen, которого мы пропустили на Bloc Weekend, а теперь радостно восполняем пробелы. Кейт выставил себе столик перед занавесом, за которым остался сетап Cоулвокса, и принялся играть отменное мрачноватое электро. Минимум света, на видео - руки и сосредоточенное бородатое лицо, но лайв просто отличный. Куча железа - какой-то Akai MPC, два "электрайба" и еще какие-то клавиши, которыми он тоже не пренебрегает, хотя основной упор в лайве все-таки делает на возню с фильтрами и ритмическими паттернами. Народ подсливается, но в такой обстановке даже приятнее слушать.

Последним лайвом на сегодня значится X-102 - воссоединение техно отцов Джефа Миллса (Jeff Mills) и Майка Бэнкса (Mike Banks) с живым исполнением своей классической пластинки 1992 года. X-102 - одно из самых ожидаемых и, если угодно, самых опасаемых концертов фестиваля. Все эти "first show since..." изначально попахивают керосином, вспомнить хотя бы LA Synthesis на "блоке". Но здесь, похоже, всё серьезно. Занавес поднимается под амбиентное интро, открывая двух темнокожих дядек за стойкой, уставленной железом. Поначалу на сцене полная темнота, но постепенно становится больше бита и музыканты кое-как проявляются из-за тьмы и дыма. На экранах крутят видео про космос, перемежая его кадрами со сцены - Бэнкс колдует за клавишами (у него что-то современное, но играет он честно, руками), а Миллс суетится за огромным пультом, выводя и уводя кольца секвенций.
Минут через 20, когда ощущение "вот вот, сейчас они зажгут" несколько затягивается (окей, я обожаю эмбиент и играют они красиво, но все это немного goes to nowhere), из колонок вдруг начинает литься каша, занавес закрывается и вступает диджей. Это что, всё?.. Это, в сущности, даже и не удивляет, но, чёрт возьми, хочется объяснений. Прождав минут 10, мы уже засобирались домой и чуть было не ушли, но перед самым выходом я напоследок забегаю в "клаб" и вижу там открывающийся занавес. Отцы решили свои технические проблемы и продолжают полёт. Теперь уже всё как должно быть - эмбиент медленно обрастает ритмом, который постепенно начинает доминировать. Музыка превращается в техно классического разлива - довольно жесткое, но ни капельки не тупое.
Именно этого и не хватало под конец фестиваля. Еще раз браво.

Это был лучший Sonar из тех четырех, где мне довелось побывать.

09.07.2008, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: