День второй, cумбурный.
Кому - как, а вашей покорной слуге в этот день приходится несладко. Куда-то
запропал один из участников нашей маленькой экспедиции, который должен был
прилететь в Будапешт с утра. Уже к ночи ближе выяснится, что он не только
прилетел, но и отправился в одиночку бродить по бескрайним просторам Сигета - а
мы тем временем нервно пытаемся выяснить, куда он мог подеваться, названивая в
Москву и в различные венгерские госучреждения. На фоне треволнений дня проходят
концерты и пресс-конференции. К тому же, в этот день на Сигете мокро, как
никогда: согласно данным местного гидрометцентра, 31 июля в области
зафиксировано рекордное количество осадков, а их месячная норма превышена в
несколько раз. Огромные мрачные тучи выливают на остров кубометры воды,
создавая на поле непроходимые топи и целые заводи. В них с большим
удовольствием бултыхаются самые отчаянные (или предусмотрительные?)
островитяне. В конце грязевых процедур их ждет горячий душ прямо на острове...
А пока нам звонят тревожащиеся за наше здоровье родственники и коллеги: вас,
мол, там не затопило?
По дороге на главную сцену мы обнаруживаем забавный проект на Pesti Est Stage: называется он Gabos Barna, и афиша характеризует его как "музыка ветра". На деле, это - легкая электроника, сопровождаемая этническими инструментами и "природными" спецэффектами. Вокруг расположены несколько кафе, и их посетители сидят, дружно вытянув шеи в сторону неведомых звуков, словно крысы, услышавшие вдалеке дудочку крысолова.
На главной сцене выступают Slovo - сайд-проект техничного гитариста
Faithless Дэйва Рэндалла (Dave Randall). Дэйв, в рыжей рубашке и
с рыжими прядями в волосах, воплощает в этой группе все новое и прогрессивное.
Именно его замысловатые и мелодичные пассажи становятся основой для
лаунжево-дабовых композиций, приправленных голосами двух контрастных барышень:
холодной блондинистой исландки Эмилианы Торрини (Emiliana Torrini) и
подвижной африканки Маэзы (Maezah). К сожалению, труд Дэйва пропадает
даром: своим пением и танцами его соратницы низводят всю изящную
инструментальную часть композиций до банального поп-соула.
На сцене Wan 2 заводят публику экстравагантные Boo!. Всем, кому важны в музыке интеллект и ирония, предназначается эта группа, смешавшая в один тропический коктейль ска-панк, поп, традиционные африканские мелодии и великолепный вокал (в четыре октавы, между прочим!). Лидер группы со смешным прозвищем Крис Хамелеон называет сей маловразумительный, но бесконечно забавный жанр monkey pop. Действительно, что может быть правильнее - от души посмеяться над всеми клише, которыми снабжают африканскую музыку недалекие европейцы!.. Когда Крис начинает раскачиваться и изображать шаманские пляски, а после с глубокомысленным видом поясняет "так мой народ обычно просит у богов пива и девочек" - только сдвинувшийся на расизме человек не улыбнется этому веселому забияке.
Выступление Lamb мне приходится пропустить - остается лишь выразить
надежду, что оно было не хуже их сета на Гластонбери. Зато я успеваю задать
несколько вопросов легендарной женщине, восхитительному рок-поэту - Патти Смит
(Patti Smith). Полное интервью с ней будет опубликовано на Звуках по
окончании отпускного периода, а пока поделюсь лишь общим впечатлением: и в свои
56 Патти по-прежнему бескомпромиссна и свободна, она сурова по отношению к
частностям, мешающим ей заниматься главным: музыкой и поэзией, и благосклонна
ко всему, что способствует сплочению людей, 'поскольку много человек - это
уже та сила, с которой требуется считаться'. Именно в сплочении людей она
видит свою задачу - и эта задача остается неизменной на протяжении всех
творческих лет, как и прочие ее ценности.
Неизменна и музыка Патти -она по-прежнему ритмична, сурова, похожа одновременно
и на шаманскую песню и на марш протеста ( даже если это реггей). При этом
публика, собравшаяся перед сценой, наизусть знает все старые хиты. За
некоторыми исключениями, они и звучат. После третьей композиции Патти требует,
чтобы пространство перед сценой покинула пресса: "Мы играем для людей, а не
для фотографов! Вон! Вон! " - чем навеки лишает себя благосклонности нашей
Нади. Часть песен рок-легенда посвящает своим ушедшим коллегам: Джиму
Моррисону, Джорджу Харрисону. Наблюдая ее на сцене, я начинаю остро жалеть, что
мысли и чувства моего поколения выражают артисты, с которыми у меня нет общих
мыслей и чувств: все они, по большей части, высказаны и спеты "in 1969".
Краем уха нам удается услышать английских doom-death-красавцев My Dying Bride, чей лидер-вокалист издает звуки, схожие со злобным рычанием разбуженного медведя. В этой группе все настолько "в жанре", настолько "по правилам", что даже волосы у игроков длинны строго по уставу. Идеальная команда для блюстителей жанра и начинающих металлистов, коих вокруг тента Hammer Metal World толпится несметное количество.
День третий, немузыкальный.
Наконец-то над островом сияет солнце. Холод и беды позади, лужи быстро
высыхают, настроение повышается пропорционально отметке ртутного столба. Однако
программа этого дня не блещет громкими (и даже сколько-нибудь интересными)
именами. Днем на главной сцене успешно заводят народ Asian Dub
Foundation, заявившие нам, что азиатский мир в их лице получил право
голоса. Их эффектный и ритмичный, но несколько однообразный танцевальный сет
очень красит "коронный" номер с тамтамом и длинной импровизацией ударника.
Антибушевские лозунги братцев-рэпперов пользуются в народе популярностью: их
скандируют дружно и с удовольствием.
Этническая музыка первой половины дня - преимущественно местного разлива, веселая, скрипичная, отчасти цыганская. Вечером сцену Pannon Praktikum посетит сначала Bonga из Анголы, а позже - Los De Abajo из Мескики, и тут уж на "Панноне" будут царить другие настроения и ритмы.
Наши фавориты - суровая шведско-норвежская рать Clawfinger и знакомый по московским гастролям трип-хоп Morcheeba. Проблема в том, что разница во времени выступлений этих групп составляет полчаса, а находятся сцены в разных концах острова. Но сама судьба делает выбор за нас: у Clawfinger еще до начала выступления сгорает аппаратура, в результате чего команда, и без того задержавшая выступление на сорок минут, еще минут двадцать позирует фотографам и развлекает публику, вызывая рев и аплодисменты. К тому же, при первых же звуках гитар измучившиеся фанаты начинают такой чудовищный слэм, что мы принимаем волевое решение пойти послушать что-нибудь более "мирное".
Morcheeba не обманывают наших ожиданий: их сет по большей части
составлен из нежных песен с прошлогоднего альбома Charango, однако в нем
встречаются и более ранние композиции - аж с Who Can You Trust. Не
забыты и знаменитые хиты в стиле ретро-диско, под которые так весело танцевать
и вертеться в пыли. Очаровательная вертлявая солистка Скай в ярком
красном платье получает в подарок от фаната футболку и растроганно предлагает
ему спеть дуэтом. Поскольку юноша, смутившись, ретируется, она подначивает
всех: 'Ну, давайте! У вас получится - у меня же получается!' Толпа перед
сценой, превосходящая размерами все, виденные нами доселе, с удовольствием
пускается в пляс и довольно стройно подпевает. Тем временем со сцены Metal
Hammer начинают подтягиваться усталые бойцы, в красках повествующие о том, как
им чудом удалось выжить в дикой битве за место перед сценой с любителями crossover.
Этот день подходит к концу, а меня все грызет мысль: может быть, вместо того,
чтобы ожидать чего-то нового от известных музыкантов, стоило пойти слушать
что-то совершенно незнакомое в целях обогащения своего интеллектуального
багажа? Так в следующий раз и сделаю, пожалуй.
1959 – Родился Владимир Шахрин, лидер группы "Чайф". Каждый год на фестивале "Старый Новый Рок" Владимир выступает в роли Деда Мороза »»
Kris KRISTOFFERSON (1936)
Chuck JACKSON (1937)
Peter ASHER (1944)
Howard KAYLAN (1947)
Don HENLEY (1947)
Todd RUNDGREN (1948)
Green GARTSIDE (1956)
Владимир ШАХРИН (1959)
Mireille MATHIEU (1964)