Многие изобретения человека на пути к совершенству проходили по столь же заковыристым тропкам эволюции, что и живые организмы. И если изобразить при помощи мультипликации, как зарождается, растет и матереет какой-нибудь духовой инструмент - картина может получиться не менее захватывающей, чем клип Fatboy Slim "Right Here, Right Now"...
Практически все современные медные духовые происходят от охотничьего вальдгорна. Горн - инструмент изначально рогового происхождения. Начав изготавливать рога из меди, многие мастера вскоре заметили, что этот материал удивительным образом изменил звучание, и здесь скрыта масса возможностей. Следы этого названия можно отыскать в имени современной валторны с ее удивительно гибким и разнообразным благородным звуком. От горна же произошла и широко известная труба.
В XV веке трубу удлинили и сделали возможность плавной регулировки как пути прохождения по ней воздуха, так и его напора. На свет появился тромбон с более низким и густым диапазоном звучания.
Инструмент с труднопроизносимым названием эуфониум произошел от изобретеной в XVIII веке басовой трубы серпент. Этот неуклюжий инструмент, сделанный из меди или серебра, играл в то время в военных ансамблях в качестве походного баса. Серпент получил свое имя за змеевидную форму и вначале использовался в качестве "поддержки" басов в церковном хоре. Играли на нем при помощи мундштука с глубокой чашечкой, изготовленного из слоновой кости. До XIX века клапанная система серпента неуклонно усложнялась, пока не зашла в тупик. Позднее изобретение помпового механизма в течение второго и третьего десятилетия XIX века было революцией в проектировании и производстве музыкальных инструментов. Старенький серпент постепенно превратился в баритональную трубу и, собственно, эуфониум - чуть ниже и сочнее, но еще не бас.
Флюгельгорны появились где-то в 1825 году в Австрии. По сути это
модификация трубы, позволяющая добиться более мягкого и плавного звука. Из-за
мягкости звучания инструмента его сложнее освоить: например, на верхних нотах
человеку, привыкшему работать исключительно с трубой, существенно сложнее
работать с атакой звука.
В последнее время принято считать, что флюгельгорн - сугубо джазовый
инструмент, однако некоторые партии этого инструмента порой обнаруживаются даже
на пластинках Пола МакКартни. Причем в исполнении самого МакКартни.
В 1835 году немецкий мастер Мориц произвел так называемый
бомбардон - басовый духовой инструмент для нужд военных духовых
оркестров. Это был прототип современной тубы.
Военные оркестры вообще взрастили масу разновидностей духовых, особенно басового и баритонального толка. Среди них следует отметить сюзафон - род геликона с угрожающе разросшимся раструбом.
Чуть позже, в 1845 году бельгийский мастер А. Сакс взял патент на
духовой тростевой музыкальный инструмент имени себя, проще говоря -
саксофон. Обладающий очень гибким, эмоциональным звучанием, этот
недисциплинированный инструмент плохо прижился в военных оркестрах (там нередко
использовался вместо него более суровый саксгорн), зато оказался незаменимым в
джазе.
Семейство саксофонов состоит из семи разновидностей, причем сопрано-саксофон не
имеет характерного для своих собратьев параболического раструба, из-за чего его
часто путают с кларнетом. Между тем некоторые низкочастотные модификации
кларнета как раз такой раструб и имеют. Здесь важно помнить, что кларнет в
отличие от саксофона изготавливается из дерева, а следовательно, обладает более
мягким, с приглушенной атакой, звучанием.
Кларнет, духовой тростевой инструмент деревянной группы, изобрел в 1690 году в Нюрнберге Иоганн Кристоф Деннер. Кларнет гораздо убедительнее и гибче, нежели флейта и гобой, воспроизводит крещендо и диминуэндо (затухание).
Дудук - духовой деревянный музыкальный инструмент турецкого происхождения, традиционно распространенный на Ближнем Востоке и Кавказе. Подобно гобою, также инструменту турецкого происхождения, использует для звукоизвлечения двойную трость. Одна из исполнительских традиций предусматривает дуэт дудуков, когда один исполнитель играет мелодию, а другой - бурдонные ноты. В последнее время дудук оказался на обочине музыкального прогресса, так как лишь в по-настоящему умелых руках способен выйти за рамки диапазонов более распространенных флейты и гобоя. Лишь старания подвижников вроде Дживана Гаспаряна не дают этому инструменту кануть в Лету.
Эволюция духовых инструментов продолжается и в наши дни, хотя и подчас в довольно необычных направлениях. Так, например, лет десять назад специалисты из лабораторий "Fender" пришли к выводу, что поток воздуха не обязательно должен создавать звук напрямую. Зато он может придавать совершенно новое звучание... гитарным струнам! Созданный в лаборатории парадоксальный гибрид гитары "добро" и тромбона обладает поршневым механизмом, позволяющим быстро и плавно менять тональность, а также сужать и расширять лады. Сию адскую машину можно услышать на всех выпущенных после 1989 года альбомах знаменитого Алана Холдсворта, игравшего в таких знаковых для рок-авангарда коллективах, как Soft Machine, UK, Gong и Heavy Machinery. Говорят, в детстве Алан хотел быть саксофонистом, но родители купили ему гитару, и пришлось "оправдывать доверие". Теперь с помощью струнно-духового ди-лап Холдсворт совмещает обе ипостаси своей бурной творческой натуры.
1970 – В этот день в 1970 году погибла непревзойдённая королева белого блюза и пионер женского рока Дженис Джоплин. Официальной причиной смерти специалисты называют передозировку опиатами »»
Torben ULRICH (1928)
Lloyd GREEN (1937)
Leon THOMAS (1937)
Bernice Johnson REAGON (1942)
Eddie GOMEZ (1944)
Nona HENDRYX (1944)
Duke ROBILLARD (1948)
Евгений ОСИН (1964)
Лена КАТИНА (1984)