У Anthrax довольно двусмысленная репутация. Огромный фэндом в металлическом мире и стыдливо скрываемый интерес со стороны экстремалов - при том, что к металлу как он есть творчество группы вот уже более десяти лет относится постольку-поскольку, а вот заслуги группы в области формирования экстремального жанра сравнимы со вкладами Генри Роллинза, Mashine Head и Pantera, вместе взятых. Именно благодаря Anthrax состоялось перевоплощение одряхлевшего трэша в куда более лютый энгри. Именно Anthrax, хорошо это, или плохо, несут ответственность за превращение рэп-металла из забавного, но не более, приемчика в самостоятельный и коммерчески успешный жанр. Именно Anthrax, наконец, одними из первых начали отказываться от стандартов металлической героики в имидже музыканта, эстетизируя с претензией выбритые головы, заковыристые татуировки и садистский пирсинг в самых невероятных местах, а также опасность, бьющую из бешеных глаз на бандитских лошадиных лицах.
Тем приятнее, что лед наконец-то тронулся: на прошедшем 14 июня в Лужниках концерте группы металлистов и экстремалов было примерно поровну. "Батюшки, вся публика будто из помойки какой!" - причитали пожилые работницы спортзала "Дружба", шарахаясь от обильно татуированных ребят с кокетливо выстриженными на головах узорчиками и двух-трехконечными бородками самых неожиданных цветов. Начальное состояние публики повторяло полугодовой давности зимний вечер в ожидании Sodom: люди братались, обсуждали последние новости, потягивали пивко и на чем свет стоит кляли разогревающие команды.
"А кто будет на разогреве?" - спрашивал кто-то у потрепанного волосатого
мужика. "Мы", - отвечал тот. "Мы - это кто?" "Мастер..."
М-да, так вот и проходит земная слава. Слушать укомплектованный клонами
производства Рок-гимназии и усохший до состояния сольного проекта Алика
Грановского коллектив было мучительно. К примеру, старенькая баллада
"Еще Раз Ночь", написанная в расчете на сдвоенные гитары и электроорган,
исполнялась с явным недостатком инструментальных партий, а посвятивший эту
грустную историю наркоманки-самоубийцы "всем прекрасным дамам" (хм...)
вокалист во время соло-проигрыша стоял столбом, будто его на этот момент
отключали от сети. Пионеры, дорвавшиеся до исполнения рок-баллад в некоем
кабаке. Чудовищно.
Появление на сцене следующей разогревающей команды изрядно многих удивило, а
кем-то, быть может, даже было воспринято как культурная провокация. По большому
счету у группы Тихая Долина только два недостатка: дурацкое название и
высокие "цивильные" сапоги вокалистки. Остальное было в полном порядке. Этот
молодой коллектив - весьма мощное явление нынешней отечественной
экстремальной сцены. Обработанные электроникой ударные, победно гремящий
пятиструнный бас, индустриальный скрежет синтезатора "Kurzweil", бьющийся в
конвульсиях вместе со своим инструментом гитарист и милая девочка в очках,
способная своей луженой глоткой выбить из категории "женский гроулинг" и
Сабину Клаасен, и Сандру Насич. Редкий у нас случай, когда
разогрев начинающих музыкантов интересно слушать.
Сами герои вечера долго себя ждать не заставили. Появившись на сцене,
украшенной пентаграммами, составленными из букв "А", под угрожающее рычание
гитары новобранца Роба Каггиано, брутальные ребята тут же урезали "What
Doesn't Die". За которой практически без перерыва последовала "Fueled".
Восторгу публики не было предела. Помимо всего прочего, музыканты Anthrax - это
удручающая в своей запредельности коллекция имиджей на любой, даже самый
извращенный, вкус. Злобный лысый мужик? Вокалист Джон Буш (John Bush) к
вашим услугам. (Подумать только, когда-то этот матерящийся через слово бандит
запевал в группе христианского рока Armored Saint!) Желаете лицезреть
кондового металлиста? Вот басист Фрэнк Белло (Frank Bello) собственной
персоной - лохматый, жилистый, вооруженный "Фендером" с зеркальной накладкой,
обладатель глотки не менее луженой, нежели у фронтмена. Маргинальными
личностями интересуетесь? Гитарист Скотт Ян (Розенфельд) (Scott Jan
Rosenfeld) - татуировки, безжалостно ободранные по колено джинсы, раздвоенный
клинышек неприлично желтой бороденки и дикая рожа. Роб Каггиано, в профиль
похожий на В.И.Ленина с панковским ирокезом, вписался в эту компанию наилучшим
образом. Что же до свирепствовавшего в тылах ударника Чарли Бенанте
(Charley Benante), то его скоростные и гиперплотные канонады говорили сами за себя.
Металлические хиты разных лет сыпались на публику, как из дырявого мешка. В тот
вечер группа прошлась по всей своей истории, от примитивного пауэр-трэша юных
лет до нынешних рэп-кора и ангри. Новейший сингл "Safe Home" и уже
классическая "Anti-Social", смурная полубаллада "Black Lodge" и
припадочные "Mad House" и "NFL"... Буш обрашался к публике то с
левого, то с правого края сцены, держась за прожекторные консоли и рискованно
повисая порой над метром мертвого пространства между сценой и партером - дабы
быть поближе к народу. Гиперактивные Ян и Белло вились вокруг запевалы
волчками, не забывая однако, оказываться в нужный момент у своих микрофонов.
Даже выйдя в фойе, можно было ощутить как содрогается бетон. "Дружба", вместе с крышей, трибунами, внутренними стенами и лестницами, если кто не знает, - единый кусок фигурного бетона. И качество звука на рок-концертах там обратно пропорционально мощности возникающих между трибунами и сводом вибраций. Вполне вероятно, что у стоявших в партере лишь к началу новой рабочей недели прекратился шум в ушах. А их немногочисленные коллеги на трибунах лишь к этому же времени избавились от последствий акустической чесотки.
Под занавес группа исполнила обласканный некогда даже самыми злобными критиками "Among The Living", впечатляющий и чертовски заводной рэп-металлический эпик "Noise / Man", и, совсем уж на закусочку, знаменитую "I Am The Law" - тему из "Judge Dread". Не нынешнего, со Сталоне, а еще старого, мультипликационного, на комиксах основанного.
Ну что же, господа присяжные - лед тронулся! Благодаря пятерке отважных "сибирских язвенников" смычка хэдбенгеров из металлического и экстремального лагеря, о необходимости которой говорилось давно и на все лады, почти состоялась. Для начала неплохо.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)