КНИГА  Рок-Энциклопедия по всем правилам

Несомненный плюс нового издания - просто-таки невероятно полные для момента издания дискографии. "Самое правильное с точки зрения энциклопедии - старательно перечислять все", пишет Сергей Кастальский в авторском вступлении. Приятно, что в этом вопросе его слово не расходится с делом. По-крайней мере, до середины 2002 года за полноту подавляющего большинства приведенных в книге дискографий можно ручаться.

Рок-Энциклопедия / Сост. С. Кастальский.
2 изд., испр. и доп. - Ровесник, 2003.

Первые статьи этого справочного труда увидели свет в середине 80-х годов ХХ века на центральных разворотах журнала "Ровесник". Интересно, что содержавшие сведения о сменах составов описываемых групп, эти статьи еще не включали дискографии - зато содержали довольно забавные с точки зрения сегодняшнего дня сведения вроде "сингл Боуи и Джаггера "Танцы На Улице" был показан в передаче "Утренняя Почта". К началу 90-х шрифт был уменьшен, а половину разворота стали занимать цветные фотопортреты музыкантов. Следующие по алфавиту статьи дополнялись оперативными "врезками" статей о новых музыкантах и коллективах в правом нижнем углу. При желании врезки эти можно было вырезать и использовать в качестве вкладок в магнитофонные кассеты.
Наконец, в 1995 году была предпринята первая попытка свести накопившиеся и постоянно дополняющие друг друга материалы журнальных статей в единое издание. Правда тогда по ряду причин дальше первого тома (от А до L плюс ряд избранных статей и интервью из архива "Ровесника") дело не пошло. Забавно, что в качестве некоторых иллюстрирующих статьи фотографий тогда частично были использованы несколько уменьшенные журнальные постеры Полностью обнародовать материалы рок-энциклопедии удалось лишь в 1997 году. Так что теоретически нынешнее издание - даже не второе, а второе с половиной.

Так уж повелось, что до какого-то момента большая часть изданных у нас рок-энциклопедий с удручающим однообразием игнорировала примерно один и тот же набор не самых последних в своем роде артистов. До того же 1995 года в подобных изданиях было немыслимо отыскать статью о Нине Хаген, Faith No More, Sparks или даже всенародно любимых Manowar. В настоящим издании с этим все в полном порядке - более того, из него наконец-то можно подчерпнуть начальные сведения о таких явлениях рок-сцены 90-х, как Red Hot Chilly Peppers, Extreme, Nirvana и Fear Factory, ознакомиться с чудовищной по своему объему дискографией официальных концертных бутлегов Pearl Jam или полностью прочесть не менее чудовищное по своей длине название второго альбома Фионы Эппл.
Несомненный плюс нового издания - просто-таки невероятно полные для момента издания дискографии. "Самое правильное с точки зрения энциклопедии - старательно перечислять все", пишет Сергей Кастальский в авторском вступлении. Приятно, что в этом вопросе его слово не расходится с делом. По-крайней мере, до середины 2002 года за полноту подавляющего большинства приведенных в книге дискографий можно ручаться.

Не обошлось в новом издании, однако, и без ряда существенных недочетов. Разумеется, нельзя объять необъятное, и отсутствие в энциклопедии ряда знаковых для последних лет имен - в диапазоне от No Doubt до Nightwish - можно было бы легко закрыть глаза, если бы не ощущение, что законные места этих коллективов заняты странноватыми в контексте рок-энциклопедии статьями о бой-бэндах и рэп-бригадах. Странное дело, стоявшие у истоков последней волны серф-панка Green Day в списках имеются, а добившиеся на этом поприще гораздо большего Offspring - напрочь отсутствуют. Точно так же обстоят дела с наличием в энциклопедии скороспелых индустриальщиков Rammstein и отсутствием куда более основательных Die Krupps, роль которых в становлении индастриела сравнима по значимости со вкладом Einsturzende Neubauten.
Кроме того, о факте "исправленности" статей в ряде случаев можно поспорить - несколько досадных фактических неточностей перекочевали в новые статьи прямиком из изданий 1995 и 1997 годов. К примеру, Морис Гибб, покойный басист Bee Gees так и остался гитаристом по фамилиии Джибб. А в статье про Bonzo Dog Doo-Dah Band по-прежнему упоминается The World, мифическая группа Нила Инеза, с которой якобы некоторое время выступал Джордж Харрисон. Не совсем ляп, но было все немного по-другому. (Группа действительно была, только называлась The Rutles, а Харрисон выступал в роли сопродюсера "монтипайтоновского" фильма "All You Need Is Cash" с ее участием.)
Наконец, статьи об Oasis, R.E.M. и Rolling Stones явно "добиты" публиковавшимися некогда на страницах "Ровесника" абзацами из рецензий на альбомы, несколько ломающими "энциклопедическую" стилистику изложения материала. Правда, справедливости ради следует отметить, что в некоторых случаях подобная ломка изложения не просто уместна, но и просто необходима. Статья о Beatles, к примеру, вообще выполнена в виде развернутого эссе, но писать иначе о культурном феномене второй половины ХХ века, раз и навсегда смешавшем всяческие табели о рангах, было бы просто глупо - есть на свете явления, которым позволено стоять выше всяких стандартов.

Ну да ладно. Необъятное действительно объять нельзя. По-крайней мере, начальные сведения об искомом предмете какой-нибудь "юноша, обдумывающий житие" перед обычным сейчас погружением в зловонные глубины Интернета из этого труда подчерпнет. А следовательно, его дальнейший поиск сведений будет носить гораздо более целевой характер. КПД новой рок-энциклопедии в области спасения человечества от информационного потопа, как ни крути, существенно выше, нежели у предыдущих изданий подобного плана. А это уже немало.
Остается выразить надежду, что в дальнейшем рок-энциклопедия "Ровесника" будет переиздаваться регулярно - так, как происходит это с подобными изданиями во всем цивилизованном мире. Ибо в целом эта первая попытка сделать "некустарное" справочное издание - более чем удачна. Такому почину просто необходимо дальнейшее развитие.

14.04.2003, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)