ФЕСТИВАЛЬ  Старый Новый Рок и его герои

Каждый будет вспоминать эти праздники по-своему, но для нашего корреспондента А-Лены ударным оказалось их завершение: 13-го января, в Старый Новый год на уральской земле это событие отмечало вместе с ней еще почти две тысячи человек во главе со всеми лучшими представителями уральской рок-сцены. Репортаж А-Лены с фестиваля "Старый Новый Рок" снабжен не только красочными описаниями событий, но и диалогами с рок-мэтрами...

Вот и не слышится больше на улицах гром петард, квартиры постепенно избавляются от засохших колючих красавиц и многочисленной мишуры, детишки уже вдоволь наелись подарочных конфет и мандаринов, а взрослые по утрам перестали превращаться "в дегенератов и аристократов", тянущихся к очередной бутылке с шампанским - короче, очередной год вступил в свои права. Каждый будет вспоминать эти праздники по-своему, но лично для меня ударным оказалось их завершение - во-первых, потому что 13-го января, в Старый Новый год, в кои-то веки я оказалась на родной уральской земле, а во-вторых, вместе со мной это событие отмечало еще почти две тысячи человек во главе со всеми лучшими представителями уральской рок-сцены. Происходило все это в стенах Дворца молодежи города Екатеринбурга, где уже в четвертый раз проводился фестиваль "Старый Новый Рок".

Сам фестиваль возник как естественное продолжение концертов группы ТОП, лидер которой, Евгений Горенбург, в этот день, к тому же, еще и празднует свой день рождения. Вот что он мне поведал: "Моя группа "ТОП" начинала играть в те же времена, что и наши звезды, только я никогда себя не позиционировал в качестве музыканта, тем более, великого. Нас даже в нашем рок-клубе не аттестовали долгое время, поскольку мы ни за что не боролись и, по их мнению, играли слишком веселую музыку, типа "Облади-облада". В общем, группа "ТОП" существовала как студийный проект, мы записали альбом, которому нужно было устраивать презентацию. Ну, а чтобы сделать настоящий концерт, мы пригласили еще группу Пантыкина "Поезд Куданибудь". Вот такой был "фестиваль" для двух групп. Потом уже принимали участие Володя Бегунов, Леша Могилевский... Ну, а когда альбомы кончились, которые надо было презентовать, то кто-то сказал, что, в принципе, хорошая традиция - устраивать такую тусовку на Старый Новый год. Решили бросить клич, и начался обвал, поскольку молодым группам играть просто негде!"
Вполне естественно, что сам Евгений стал директором этого мероприятия, получившего название "Старый Новый Рок". Кстати, в названии очень точно отражена главная идея фестиваля - в Старый Новый год, праздник, который официально не отмечается, на одной сцене встречаются "старые" и новые представители российской рок-музыки.

Первоначально в фестивале стали принимать участие свердловские друзья и знакомые, но к четвертому году на участие в конкурсе уже претендовали молодые группы с территории от Харькова до Сахалина. Всего было подано 160 заявок из 15 городов и населенных пунктов, на телеканале "Ермак" в специально созданной к фестивалю программе с одноименным названием приняли участие 50 коллективов, лучшие из которых, выбранные авторитетным экспертным советом в составе: Евгений Горенбург (директор фестиваля), Владимир Шахрин (ЧАЙФ, председатель оргкомитета), Михаил Симаков (программный директор радиостанции Пилот, экс-Апрельский марш), Александр Пантыкин (композитор), Алексей Хоменко (экс-Наутилус Помпилиус, экс-Топ, экс-Слайды), Владимир Елизаров (директор студии SVE-Records), Алексей Могилевский(экс-Нау, Ассоциация...), Вадим Самойлов (Агата Кристи), Вадим Копьев (директор салона A&T Trade) - и добились права участия в финальном концерте.
"Старая" же гвардия в этом году была представлена всем "цветом" свердловского рока: "Агата Кристи", "Настя", "Топ", Вячеслав Бутусов вместе с экс-участниками "Наутилуса Помпилиуса" Алексеем Могилевским, Егором Белкиным, Алексеем Хоменко, Виктором Алавацким и Владимиром Назимовым.
Кроме того, специально для фестиваля на несколько часов возродились легенды советского рока "Апрельский марш" и "Урфин Джюс", практически в оригинальных составах. В качестве же почетных столичных гостей была приглашена группа "Ва-Банкъ". И, как говорится, "весь вечер на арене" - ведущие, Владимир Шахрин в роли Деда Отмороза, и Владимир Бегунов, по понятным причинам исполнявший роль не Снегурочки, а Зайца, а также вполне подросший "мальчик Новый год" Алексей Могилевский. Думаю, не стоит труда догадаться, что конферанс просто блистал традиционным "чайфовским" острословием и добрым юмором.

Впервые фестиваль проходил одновременно на трех площадках, что, конечно же, дало возможность выступить гораздо большему количеству коллективов, но создало лично для меня огромное неудобство, поскольку уследить за всем, что происходило, было просто невозможно, поэтому я могу лишь высказать свое общее впечатление от праздника, а что касается молодых команд, то тут фактически придется ограничиться лишь их перечислением.

Итак, на главной сцене, помимо вышеупомянутых рок-звезд, "засветились" группы: "Апостроф", "Взрослые люди", "Лилит", "М.А.Р.К.", "Параплан", "Дяди", "Ананасов и Ко" (Челябинск), "Фил" (Новоуральск), "Москва-Луна". В "мьюзик-холле", расположенном в фойе Дворца, выступили "Куплю волосы" вместе с "Blues doctors", "The Stockmen", "Plutonium"(Казань), "Трали-вали" (Ижевск), "Шаманны", "Краеведы" (Москва), "ТаСторонаМоста" (Пермь), "КедрыВыдры", "Ясен перец". Ну, а в "андеграундном" ресторанчике играли местные альтернативщики "Sick Up Spit", "Блики", "Биолось", "Блакада", "2х250", "Acid Umbrellas", "Medula Oblongata", "Падший Карлссон" и "Пирамида" (Челябинск). Что касается музыкальных направлений, то здесь было представлено буквально все - от рэпа до рокабилли, хотя и в разных объемах. Вот, к примеру, какую проблему отметили ребята из группы "The Stockmen":
Тарас Трофимов: - Вообще ситуация с блюзом и рокабилли здесь плачевна. Одна группа, которая играет рокабилли - это мы, а блюз - "Blues doctors", есть еще одна группа, которая играет все, - "Spoilers". Собственно, этим "стильная" музыка здесь и исчерпывается. Все остальное - это мейнстрим или new-metal.
Сергей Мишарин: - На традиционный уральский рок мы стараемся внимания не обращать, поскольку весь талантливый уральский рок уже давно не уральский, потому что все свалили давно. ЧАЙФы - это наше все, конечно, просто "икона", на которую мы все молимся. Мы скучаем по рокабилли, хоть мы его и играем сами, но мы же не можем слушать себя со стороны!
Впрочем, грусть по поводу соратников в этом вопросе для ребят быстро скрасил Александр Ф. Скляр, неожиданно поразивший своими глубокими познаниями в этой области. Кстати, лидер "Ва-Банка" был одним из немногих "звезд", изъявившим желание послушать молодые команды. В отличие, например от Глеба Самойлова, заявившего: "Я не слушал сегодня никого по причине той же, по которой никто никогда на фестивалях никого не слушает - невозможно пробиться в коридоре, тем более в зал, через толпу, и что-то услышать, поэтому приходится жить в гримерке и терпеливо ждать часа своего выступления".
Настя Полева же, прибывшая во Дворец уже после начала фестиваля, наоборот, пообещала в дальнейшем все обязательно прослушать: "К сожалению, я пока никого не слышала, но мне пообещали в спокойной обстановке принести подборку тех групп, которые здесь выступают сегодня, так что я в этой спокойной обстановке сумею нормально все услышать и разглядеть. А так, что я могу пока видеть,- все повторяется, но мне кажется, что места мало для всех - Дворец не резиновый, надо бы найти более большую площадку. Но мне нравится, что столько здесь друзей, поклонников новых групп, они за них переживают, и есть искреннее стремление и много желания все-таки пробиться дальше".
Именно об этом же мне говорил и Антон Нифантьев, знакомый многим еще по группе "ЧАЙФ", а теперь являющийся одним из участников проекта "Лилит": "Мне нравится, что есть масса молодых групп, причем огромное количество! И неважно, кто как из них играет, главное, что у них есть желание, они любят это, и это очень кайфово. Мне нравится просто, что люди занимаются этим, в принципе! Станут ли они кем-то - это непредсказуемо. Главное, что они хотят стать этого!"
Кстати, отмечу, что если желание солистки группы "Лилит" Маши Зубковой "стать кем-то" не пропадет, то мы сможем получить вполне достойную конкурентку остальным нашим рок-дивам. К тому же, теперь еще в состав группы вошли и еще две девушки, играющие на столь модных нынче "рок-инструментах", как скрипка и виолончель.

Впрочем, большинство присутствующих отмечали не только огромное желание играть у всех участников фестиваля, но и высокий уровень их профессионализма. Было отмечено это и экспертами, наградивших особо отличившихся призами. К примеру, лучшим гитаристом фестиваля был признан Володя Мартынов из "Параплана", басистом - Иван Баженицкий из "Дядей", а новоуральская группа "Фил" получила шикарный приз в виде бесплатной записи на свердловской студии SVE-Records. Самыми же, наверное, желаемыми были награды от "Нашего радио", врученные Михаилом Козыревым и Дмитрием Гройсманом, прибывшими специально по случаю фестиваля в Екатеринбург. Группы "М.А.Р.К", "Москва-Луна" и "Куплю волосы" получили возможность ротации своих песен в эфире, а последние, к тому же, были приглашены и на грядущее летом очередное "Нашествие". Мнение Дмитрия Гройсмана: "Очень хороший фестиваль, который заслуживает внимания! Наконец-то это происходит не только в центре, Москве или Питере. Очень хорошая организация, три площадки, праздничная атмосфера, и самое удивительное, что нет плохих групп! Я не вижу особого отличия от того времени, когда начинал ЧАЙФ. Молодые как тогда рубились, так и сейчас это происходит, и это очень здорово! Сочиняют свои собственные тексты, свою собственную музыку и хотят быть первыми - это хорошо! Три группы мы отметили, ну, а дальше все будут уже решать слушатели".
А вот лидер самой отмеченной группы "Куплю волосы" Максим Мокряков, видимо, еще не осознавший до конца всей радости, заявил следующее: "Мы от этого фестиваля, собственно, и не ждали никаких наград. Я давно знаю Евгения Горенбурга и знаю, что изначально этот фестиваль замышлялся для того, чтобы молодые команды могли просто выступить, себя показать, поэтому я не относился к этому фестивалю как к соревнованию. Те, кто участвовал в финальном концерте - это действительно интересные коллективы, и я рад, что мы оказались в числе тех, кто был отмечен. Что же касается нашего участия в "Нашествии", то, кроме того, что мы станем немного известнее, чем сейчас, я ничего не жду, поскольку там же такая же точно ситуация - просто выйти, сыграть, на других посмотреть. Фестиваль же не конкурс, не "раздача слонов"! Я общался с ребятами из "Сансары" и "Сахары", которые уже участвовали в больших фестивалях, и они мне рассказывали, что выходили они после своих выступлений и видели сотни еще таких же музыкантов, как они. То есть для меня "Нашествие" - это не "звездный час", это скорее какой-то этапный момент в жизни коллектива, потому что мы сейчас немного "подсоберемся", чему я очень рад! В общем, я думаю, что мы себя покажем, и покажем неплохо! Марку свердловского рока не уроним!"
Вполне довольны происходящим остались и "Дед Отмороз" с "Зайцем":
Шахрин: - Все группы, кого мы видели сегодня, очень уверенно ведут себя на сцене, они все звучат очень хорошо. То есть "дети" на сцене порадовали - они вышли и были действительно молодцами! Я не услышал ни одной плохой группы - были хорошие и очень хорошие, это приятно! Атмосфера очень хорошая, настоящий праздник! Этот фестиваль очень похож, на самом деле, на рок-клубовские фестивали по атмосфере, по кайфу, по нормальному разгильдяйству. Но сейчас гораздо лучше аппарат, причем технически мы можем озвучить три сцены:
Бегунов: - И даже набрать на три сцены коллективов, причем полгорода еще потом обиженными ходит!
Шахрин: - Для нас, аксакалов с Уральских гор, очень приятно все, что здесь происходит.
Бегунов: - Чинно и благородно, по-старому! Хорошо, кстати, что изменилась направленность музыки - сколько же можно играть Deep Purple? 20 лет, мне кажется, достаточно! Нужно искать что-то новое!
Поддержал их в этом и Михаил Симаков, лидер "лучших друзей свердловской психиатрии", по определению "Зайца" Бегунова, - группы "Апрельский марш": "Этот фестиваль мне, без дураков, напоминает 1-й фестиваль Свердловского рок-клуба: Сегодняшнее мероприятие показывает, что рок-музыка все еще популярна - я не помню на одного концерта, который бы пользовался таким ажиотажем, как сегодняшний. Может быть, потому, что подобных фестивалей в городе очень мало проводится... Что касается молодых групп, то большинство из них я слышал до того, и у меня уже сложилось по ним свое мнение. Думаю, что количество групп, которые вызывают восторг, всегда одно и то же - их всегда мало. Из тех же, кто сегодня играет, мне нравятся Acid Umbrellas и Падший Карлссон. Групп стало, конечно, больше, и поэтому они, безусловно, разнообразнее, чем в наше время. Тогда источником информации были "Голос Америки" и пластинки на "туче" - все! Нам приходилось многое домысливать самим, потому что поле для фантазий было большим. А сейчас "валится" отовсюду - магазины работают, можно заказывать пластинки по интернету, можно скачивать песни из интернета, то есть все наоборот - можно найти музыку в любом стиле! И, конечно, сложно самому уже сделать что-то особенное. Но при этом все равно надо слушать, впитывать и брать для себя лучшее. Когда мне говорят, что мы, мол, хотим быть ни на кого не похожими, я вспоминаю высказывание, которое приписывают Сальвадору Дали. Он говорил про одного из своих однокашников по академии, с которым они начинали вместе, имели, что называется одни краски и кисти: "Он мне хотел быть не похожим ни на кого, но сейчас он никто, а я - Сальвадор Дали". В самом начале пути у человека должен быть учитель, какой-то маяк, ориентир. Потом он от этого ориентира уйдет, если у него есть талант, и переплюнет своего учителя!"

Впрочем, не так оптимистично воспринял происходящее "дедушка" уральского рока Александр Пантыкин: "На сегодняшний понятие уровня класса музыкантов очень зыбко, очень сложно определить этот уровень. Многие молодые группы сегодня, с точки зрения звучания, саунда, инструментов, оборудования, использования каких-то технических средств, конечно, выше того уровня, на котором были музыканты тех времен. Но, выигрывая в одном, как это часто бывает, мы проигрываем в другом - например, с моей точки зрения, не так много личностей стало, как было раньше. Если раньше были яркие индивидуальности, типа Михаила Симакова в Апрельском марше, типа Бутусова в Наутилусе, типа Шахрина в Чайфе и т.д., то сейчас таких откровенных лидеров, у которых чувствовался бы какой-то свой шарм, какая-то своя фишка, свой вокал, своя характерность, самобытность, ни на кого на похожая - таких групп не очень много. Для меня наши молодые группы, в общем-то, представляют на сегодняшний день некий какой-то "фон". И я считаю, что это тоже очень важный этап, потому что уже на этом фоне, на этой почве, на этом фундаменте будут появляться какие-то, в хорошем смысле, выскочки, которые и составят основное развитие свердловской рок-музыки в дальнейшем".

Но, главное, на чем сошлись все, и "новые", и "старые" гости и участники мероприятия - это то, что нынешний фестиваль обладал какой-то удивительной атмосферой - атмосферой прошлых лет, атмосферой праздника, дающего надежду на возрождение старых традиций.

Вячеслав Бутусов: - "Меня волнует один вопрос - как мы могли все это переносить такое долгое время, эту атмосферу? Видимо, это все существует в параллельных мирах, поскольку с точки зрения общечеловеческой это непереносимо - я имею в виду все эти рок-концерты. С другой стороны, трудно удержаться, чтобы не попасться на удочку, не попасться под влияние всего этого. Вот стоял, например, я сегодня за кулисами и слушал группу "Урфин Джюс", и понял вдруг, что, как был я фанатом этой группы, так им и остался, потому что эмоции у меня возникли то же самые - девственные, чистые и радостные. Оказывается, на эмоциональном, энергетическом уровне ничего никуда не девалось. Изменились несколько взаимоотношения между людьми в целом, между "кланами", но когда люди выходят на сцену, то все выглядит очень даже замечательно!"

Илья Кормильцев: - "Главное не изменилось, и это хорошо. Главные вопросы остаются неизменными - вопрос таланта, вопрос честности, вопрос энергии. То время, в которое мы начинали, оно во многих отношениях было лучше, чем мы живем сейчас. Я думаю, это то лучшее, что можно вернуть, а не то, что ушло навсегда и не подлежит никакому воскрешению. Я думаю, что нынешнее молодое поколение в состоянии его вернуть, и я надеюсь, что после длительного времени смуты и бестолковщины оно наконец-то этим и займется. Когда мы начинали, мы ничего не хотели, просто хотели делать любимое дело. Мы не хотели ни славы, ни денег, более того, мы и не подозревали о возможностях существования подобных понятий. В этом был наш плюс, и наш минус. Это защищало нас какое-то время от пессимизма, он неверия, от безразличия, которые сейчас, к сожалению, человек постигает в очень раннем возрасте. Я надеюсь, что нынешняя молодежь найдет какую-то форму, чтобы этому противостоять. Совсем не обязательно, что это будет рок-н-ролл! Рок это будет или не рок, рэп, электроника - это может быть любая фигня! Важно только, чтобы они отдавались ей с энергией, с ощущением того, что они идут напролом, потому что они не могут иначе. Мы сейчас, в сущности, живем в такое же время как тогда, когда мы начинали. И этот фестиваль - это доказательство того, что время всегда движется по спирали и возвращается в ту же самую точку, но на более высоком уровне".
Гарри Ананасов, "Ананасов и Ко";: "Когда я сегодня послушал Бутусова с практически оригинальным составом "Наутилуса", я просто окунулся в атмосферу конца 80-х -начала 90-х годов, наверное, когда была всеобщая эйфория, всеобщая "орок-н-роллизация", когда все были вместе, когда коммерция не разъела еще своей ржавчиной рок-н-ролл... Очень хорошо, что именно здесь, в Екатеринбурге, началось некое возрождение традиций, настоящих дружеских отношений между рок-музыкантами".

Эдик Самойлов, "Сахара": - "Рок-движение всегда было зеркальным отражением того, что происходит в мире. Сейчас здесь происходит взрыв музыкальности, взрыв профессионализма, взрыв идеи. Посмотри, сколько интересных команд здесь выступает! Они несут очень интересные идеи! И меня радует, что это происходит не в клубах Москвы, не в каких-то кулуарах Петербурга, которые нам неизвестны, а именно в свободном Екатеринбурге, в котором родились Наутилус, Урфин Джюс, Агата Кристи... Та свобода, которая всегда здесь витала, которая порождала те мысли, рождавшие такую музыку, осталась до сих пор и это чувствуется на этом фестивале".
Владимир Демьянов, "Blues doctors": - "Сейчас другое время, появились другие технологии в музыке, но я считаю, самое главное, что колорит остается!"

Полностью присоединясь ко всему вышесказанному, я бы хотела пожелать, чтобы в следующем году "Старый Новый Рок" состоялся, тем более, что он должен быть, к тому же, и юбилейным, 5-м по счету! Последнее же слово я оставлю за директором фестиваля Евгением Горенбургом, которому заодно хочу выразить огромную благодарность за оказанную помощь. Сам Евгений пребывает в оптимизме: "Будем ли мы делать праздник в следующем году, пока сложно сказать - надо разобраться с итогами этого. Могу сказать одно - я бы не хотел, чтобы наш фестиваль становился в один ряд с фестивалями типа "Нашествия" и т.п. Я очень дорожу духом нашего фестиваля, такой определенной камерностью, праздничностью и именно скрытой пафосностью. Хотя получить большую известность среди средств массовой информации я бы, конечно, хотел, в первую очередь, потому что тогда мне бы гораздо легче бы было собирать на него деньги, подбирать спонсоров, арендовать большие залы, платить профессионалам за профессиональную работу и делать его все лучше и лучше!"

Автор выражает личную благодарность пресс-атташе фестиваля и группы "ЧАЙФ" Марине Залогиной.

19.01.2003, А-лена (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: