Сорок километров от Питера, Репино, Plug&Play. Если вы были там, смело
пропускайте этот текст - для вас здесь нет ничего нового. Если нет - читайте и завидуйте:
может быть, в следующий раз вам повезет. Если, конечно, он будет, этот
следующий раз. Достаточного того, что уже был.
В ночь с тринадцатого на
четырнадцатое декабря в пансионате "Балтиец" прошел Зимний фестиваль
высокотехнологичной музыки. Электронной, проще говоря.
Признаюсь, что не привык восхищаться скучными мероприятиями и прославлять красивые малосодержательные названия. Мне противны пафосные истории о "фантастических похождениях" в душных клубах на "элитных party". Бахвальство глупых исполнителей, рекламирующих свое творчество, западные копирки, лишенные оригинальности, пустые коммерческие проекты - все это вызывает тошноту. Репинский фестиваль выбивается из этого ряда. Это совсем другое, очень приятное "другое".
Заниматься описанием электронной музыки - неблагодарное дело: все слова - жалкая имитация неподдающихся устному воспроизведению звуков. Поведать о своем субъективном восприятии гораздо легче, но я все равно не верю в передачу переживаний посредством монитора.
Начну со слов благодарности организаторам. Обычно о них вспоминают в конце
репортажей, уделяя основное внимание музыкантам, но на этот раз будет
по-другому - и только потому, что организаторы это заслужили. - Спасибо. До
последнего момента казалось, что обманут: дурацкая привычка, российский
менталитет...
Но бесплатные автобусы пришли вовремя, и все желающие проникли в
бассейн, и все, кто хотел, попал в пространство, где можно было хаотично
перемещаться между тремя из
предложенных сцен - каждая с качественным звуком и особой атмосферой. Любителям
эмбиента предлагался отдых в зимнем саду находящемся чуть выше
прочих залов. Для электронных снобов подготовили кинотеатр с мягкими креслами и
фильмами культовых режиссеров. Танцпол с ди-джеями располагался меж двух
площадок, неподалеку от барной стойки. Внизу - образцовый чил-аут с шахматами и
фоновой музыкой, чуть глубже спрятанный бассейн, с предварительной записью. Впервые
было из
чего выбирать и не думать об утренней головной боли.
Тридцать российских исполнителей - основная масса из Питера, но были команды и из Москвы, Нижнего Новгорода, Калуги, Северодвинска. Бессмысленно упоминать всех, я не слышал и половины.
Еще до полуночи в кинозале, сопровождаемые психоделическим видеорядом неизвестной фантастической ленты 80-х, отыграл пугающий названием проект Синтетика, который сразу снял вопрос о том, какая из площадок на фестивале - лучшая. "Лидеры позитивной электроники", "новая эмоциональная музыка" - смешные, далекие от действительности ярлыки, вычитанные мной в одном из журналов на следующий день. Все питерцы - лидеры, их музыка позитивна и эмоциональна, примеров, подтверждающих эти истины, предостаточно. Мне ли, москвичу, не знать об этом.
Здесь же в списке значились Елочные игрушки, москвичи Alexandroid,
Lazyfish и
многие другие представители "интеллектуальной электроники". Открытой
танцевальной интеллектуальной музыки. Живой. Да-да, споры о "настоящести"
звуков, созданных при участии новейшего ПО,
неактуальны. Один из участников фестиваля - Сергей из коллектива Полюс -
еще раз
напомнил скептикам, что за аморфными компьютерами и машинами стоят живые люди.
Отвечая на мои вопросы, Саша из "Игрушек" был более резок, превратив свое
интервью в манифест:
"Мы не хотим делать жестко фиксированные аранжировки, а потом ждать, когда они
отыграют. Мы обладаем достаточным контролем над той музыкой, которую делаем, и
можем многое себе позволить... Мы разрабатываем концепцию импровизационного
подхода, то есть все наши концерты - незапланированные импровизации. Дома мы создаем
всего лишь секвенции, сам трек формируется непосредственно в зале, на глазах у
публики. Зрители слышат, что происходит. Они реагируют. Это влияет на нас, на
нашу музыку. Мы меняем все на ходу. И только такой подход нам интересен".
"Елочные игрушки" - первые, кто еще до выступления сорвал аплодисменты в кинотеатре. Реакция со стороны музыкантов не заставила себя ждать. Расположившись поудобнее в мягких креслах, зрители напряженно наблюдали за осторожными движениями дуэта и улыбающимися старичками Mulholland Drive, покидающих Голливуд. Последний фильм Линча славится своим саундтреком (стоит заметить, что картинка тоже неплоха). Во всяком случае, как иллюстрация к "домашним секвенциям" она подходила превосходно. И только загадочный "Вальс" (вероятно, заглавная композиция новой программы) заставил закрыть глаза и притихнуть даже наиболее эмоциональных слушателей. Снова аплодисменты, вспышки фотокамер, глухие возгласы, кивки одобрения, гул и смена декораций.
Я наткнулся на них случайно. Я вовсе не ожидал услышать такое на площадке ди-джеев. Просто проходил мимо и шутил с другом на тему Гарри Потерра: мол, один из гитаристов до боли похож. Они долго настраивались. Становилось непривычно тихо и скучновато. Знал ли я, что через несколько минут стану свидетелем фантастического выступления Zelany Rashoho. Извините, я не хотел. ФАНТАСТИЧЕСКОГО! Да, опять не выдержал.
Пронзительные, душесозидающие гитары, сумасшедшие ритмы, бешеные танцевальные
волны. Своевременный саксофон. Непредсказуемый. Волшебный!
Мы слушали. Мы
танцевали. Мы переглядывались, не веря в собственное счастье.
- Просто классно, - не выдержал сосед слева.
- Что-что? - переспросил я.
- Здорово. У меня есть два их предыдущих альбома, но это...
- Кто это?!
- "Зелани Расхохо".
- Да!
Одновременно мы закатили глаза. И я вспомнил...
Red Snapper. Те 50 московских минут в 'Точке' невозможно забыть. Забитый зал
радостные, потные лица. Теперь-то я знаю, что тогда нас обманули. Тогда нам
оставалось лишь сетовать на столь короткий концерт и прокручивать,
прокручивать, прокручивать
каждую секунду живого выступления англичан. В Репино не было зарубежных
исполнителей. В зале можно было наткнуться на бельгийцев, американцев и,
конечно же, финов, но выступали только наши ребята. Свои.
К площадке стекались все новые и новые люди. Потом они признаются, что это
гитары заставили их перебраться из других залов, что им показалось странно, что
играет рок, и что это лучшее выступление на фестивале. Одно из лучших, и точно
- самое яркое.
Все танцевали. Кричали! И спрашивали, спрашивали, спрашивали: "Кто это?! Откуда
они?! Как?.."
Пока известно, что Zelany Rashoho - питерский коллектив, образовавшийся в 1999
году. Пока известно, что на сцене под этим названием появляется шесть человек:
три гитары, один
саксофон, живые ударные и клавиши. Пока известно, что совсем недавно они дали
два концерта в Москве (в 'ДжаоДа' и 'Третьем Пути'). Пока известно, что ни одна
из существующих записей не отражает материала, звучащего на живых концертах, а
новых записей нет. Еще у них есть сайт.
Электронную составляющую в игру
коллектива подмешивает
Гена Thenzor. Пока это все, что известно. Но только пока.
Тут же
прошел противоречивый слух, что на лейбле организаторов - Cheburek - в скором
времени выйдет релиз
распавшихся Red Snapper. Наверное, это будет интересно, но меня, к сожалению,
теперь интересует судьба другого коллектива... Теперь было бы неплохо
заглянуть в бассейн. Однако добраться до него мне было не суждено...
В зимнем саду мучился охранник. Его жалкий вид подсказывал, что нечеловеческие, местами нойзовые звуки, доносившиеся с верхней площадки, - далеко не единственное, что его тяготит. Так и есть: откровенные японские порно-мультфильмы, заставляющие краснеть смелых девушек и псевдобезразличных парней. За пультом - Platformer из Северодвинска. Вообразите себе эту картину: шумовые раскаты, ломающиеся звуки, северная энергетика и японское порно. Беззаботные молодые люди, кайфующие от происходящего. А в проходе - несчастный охранник, не понимающий, почему именно ему в эту ночь досталось оберегать от окурков прохладный сад...
Время предательски убегало. Общение пришло на выручку уставшим органам восприятия, почувствовавших свою беспомощность перед объемом витающей информации. Публика разделилась на более сильных и спокойных. Первые рубились (иначе это не назовешь) около площадки с ди-джеями, вторые расслабились в медитативных сферах кинозала, где настала очередь москвичей. Чуть раньше прославленные Fizzarum с серией хорошо известных футуристических треков, а потом - "гости столицы".
Я зарекся описывать музыку. Придется держать слово. Но это был единственный раз, когда мне хотелось кричать: "Я тоже москвич!". Заносчиво гордиться за своих земляков. Браво, Lazyfish! Браво, Alexandroid! Браво, москвичи!
Еще? Еще были добрые слова, летящие со сцены и заставляющие руки уснувших зрителей автоматически взлетать вверх. Я не помню, когда я в последний раз слышал столь искрение слова благодарности со стороны музыкантов. Я не помню, когда видел столько приятных улыбающихся неагрессивных лиц. Я не помню, как добрался до Питера, и почему с утра мне хотелось плакать...
Я знаю, что теперь я стану снобом. Каждый раз, слыша о великолепных
выступлениях модных
групп в ночных клубах, я буду ухмыляться себе под нос. В моем сознании
случилась новая
точка отсчета музыкальной меры вещей. Извините, но такого я не испытывал в
Амстердаме, Париже, Антверпене, Москве, Праге, Тампере... не испытывал нигде.
Извините. Я всего лишь хотел поделиться с вами радостью.
Настоящим событием,
проходящем в незабываемо далеком прошлом.
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)