Saint Etienne "International" (Heavenly Recordings)
Сент Этьен вот уже 35 лет несут бремя главной английской поп-группы для эстетов – в этой иерархии они стоят на одну ступень выше (чуть более эстетские и чуть менее массовые), чем их коллеги и соратники Pet Shop Boys. За это время группа написала уйму хитов (которые попутно ремикшировали лучшие электронщики планеты, например свой лучший ремикс в карьере Autechre сделали именно для Saint Etienne), но в последние годы музыка их становилась всё более эфемерной. Группу тянуло то в акустику, то чуть ли не в вейпорвейв, то и вовсе в spoken word. Казалось, еще чуть-чуть и Saint Etienne выпустят альбом полевых записей. Вместо этого группа решила поставить в карьере жирную точку и записать Последний Альбом (не означающий, впрочем, конец проекта как такового – музыканты обещают время от времени концертировать). По этому случаю Saint Etienne решили вернуться к корням и сыграть что-нибудь танцевальное, пригласив для этого целый оркестр продюсеров. Среди гостей – Том Роулендс (Tom Rowlands) из Chemical Brothers, Пол Хартнолл (Paul Harntnoll) из Orbital, Эрол Алкан (Erol Alkan), Винс Кларк (Vince Clarke), Реджи из Confidence Man и так далее. В результате получилось ровно то, что задумывалось – хороший электропоп-альбом, в котором гости помогают, но не тянут на себя одеяло. Особенно приятно, что вещи, записанные собственными силами (например "He's Gone", классический Сент Этьен в звуке 90-х, или "Dancing Heart", ностальгическое ню-диско) не уступают "продюсерским" хитам вроде "Glad" или "Take Me To The Pilot"). Есть и прекрасные номера, записанные с участием людей не слишком известных – например, в создании диско-бэнгера "Save It For A Rainy Day" группе помогал Адам Хант (Adam Hunte) из синтвейв-группы Flash Cassette. Хороших танцевальных треков здесь настолько много, что диско-грув даже перевешивает фирменную Saint Etienne'овскую грусть, но и ей тут место находится ("Fade", "Sweet Melodies"). В общем, если это и впрямь лебединая песня, то дай бог так прощаться каждому.
Sam Prekop "Open Close" (Thrill Jockey)
Сэм Прекоп известен в первую очередь как важная фигура чикагской пост-рок школы (куда также входит группа Tortoise) и лидер коллектива The Sea And Cake, где Сэм играет на гитаре и поёт. Параллельно с этим он уже лет 10 выпускает электронные пластинки и чем дальше, тем они звучат интереснее. Альбом "Open Close" сделан на основе его лайв-программы, где Сэм играет исключительно на синтезаторах – как модульных, так и "традиционных". На альбоме лайв-сет облечен в строгую форму из шести пьес на грани синтезаторного минимализма, спейс-электроники, эмбиент-техно, транса и краут-рока. Стилей перечислено много, но по сути всё это об одном, "Open Close" – это секвенсорные петли, которые очаровывают не яркостью и сложностью мелодий и не насыщенностью аранжировок, а красотой синтезаторных тембров, атмосферой и гармонией. В чем-то этот альбом схож со звучанием другого Сэма, Баркера (Barker). Если же искать параллели к музыке Сэма в XX веке, то это даже не Стив Райх, а Эрик Сати – нот как будто мало, но слушаешь их с открытым от восторга ртом. Тот случай, когда электронная пластинка цепляет с первых же звуков и не отпускает до последних, синтезаторная музыка во всем великолепии, прямое попадание во все возможные топы.
Skurken "Nótt" (Touched Music)
Третий для Touched и шестой всего (а до того были еще два CDR-сплита) альбом исландца Йохана Омарссона (Jóhann Ómarsson). Skurken играет мелодичный IDM, причем следует проторенной дорогой Plaid конца 2010-х – начала 2020-х. Упругие рваные ритмы, слегка алогичные мелодии, резкий бас с сайдчейном и хорошо узнаваемые солирующие синтезаторные тембры. "Следует проторенной дорогой", впрочем, не означает "копирует" – скорее Йохан следует принципу "всё в дело сгодится" и добавляет в эту палитру самых разных красок. Тут и фортепиано (и вообще эпизодические залеты куда-то на территорию Floex – музыка у Skurken по структуре очень оркестровая), и гаражные ритмы, и монументальные эмбиентные пьесы (есть даже печальный трек "Moatun 7", видимо посвященный памяти Арни Гретара). В результате получается музыка максимально насыщенная – порой даже чересчур, но это придает ей оригинальности.
Lynyn "Ixona" (Sooper Records)
Lynyn – имя сравнительно новое (это всего лишь второй лонг-плей проекта), однако стоящий за этим псевдонимом американский музыкант Колин Мэки (Colin Mackey) активен уже не первый десяток лет и записывался как сольно, так и в составе мат-роковых групп Monobody и Loose Lips Sink Ships. Интересно, что базируются обе группы в Иллинойсе, а так что вполне возможно, что Колин знаком с Сэмом Прекопом или как минимум выступал с ним на одних и тех же мероприятиях. Сольные релизы Lynyn звучат, однако, совсем иначе. "Ixona" начинается как Burial-образный future garage, однако затем раскручивается в музыку более рваную и одновременно с этим более энергичную. Это скорее крайне замысловатый брейкс и броукен-бит, который то и дело норовит перейти грань с IDM. На ум приходят сравнения то с Lanark Artefax, то с Djrum, то со Squarepusher. При этом где-то глубоко в этом нагромождении деталей закопан электрофанк, который придает трекам очень заметный (и в общем приятный) американский оттенок.
Multiplex "Colour Kinetica" (The Bricolage Collective)
Камбэк из разряда неожиданных. Братья Кристиан и Рональд Дормон (Christian Dormon, Ronald Dormon) были активными участниками IDM-движения в конце 1990-х – начале 2000-х: издавались на Toytronic и U-Cover и выпускали ремикс-альбом со всей IDM-братией от ISAN и Monolake до Ёлочных Игрушек. Однако, как это часто бывает с героями "второй волны", после 2006-го группа залегла на дно, напомнив о себе лишь раз в 2021-м, когда под одной обложкой были собраны старые ауттейки и неальбомный материал. Не затронула их и волна переизданий, если не считать попадания трека "Angles" в чудесный сборник "Still In My Arms" лейбла A Colorful Storm. Камбэк, однако, вышел мощнейшим – уж не знаю, писали ли все это время братья что-нибудь "в стол" или взялись за инструменты с новыми силами, но по состоянию на 2025-й группа в превосходной форме. Первая половина "Colour Kinetica" напоминает о том, что Multiplex всегда любили электро, но никогда не занимались им всерьез, ходя где-то вокруг до около. Тут наконец целая серия энергичных треков на стыке электро и IDM – такую музыку всегда почитал, например, лейбл Pyramid Transmissions. Однако с пятой композиции ("Ache 1.5") начинается форменный угар. Тут Multiplex буквально переключают передачу и дальше мчатся в темпе рейверского и эйфорического IDM/брейкса/брейнденса. Тут в пору вспоминать и Uf0, и Vertical67, да и вообще лейбл Analogical Force в полном составе. Ну и конечно никуда не деться от сравнений с еще одним триумфальным возвращенцем Solar X. В общем, перед нами один из лучших IDM-релизов года и, наверное, лучшая пластинка в дискографии Кристиана и Рональда. Сразу несколько треков отсюда немедленно оправились в папку для диджей-сетов. И как же жаль, что альбома (пока?) нет на виниле.
Akasha System "Heliocene" (100% Silk)
Давненько в "Проверке" не было пластинок лейбла 100% Silk – вот наконец нашелся хороший повод о нем вспомнить. Akasha System – проект музыканта по имени Хантер Пи Томпсон (Hunter P. Thompson), живущего в штате Флорида. Музыкой он активно занимается чуть больше десяти лет, пластинок издает много, и практически во всех своих довольно многочисленных проектах так или иначе ходит вокруг эмбиент-текстур и хаус-ритмов. "Heliocene" в этом смысле не исключение – альбом можно записать и в эмбиент-хаус, и в эмбиент-техно, причем по звучанию (ретроградскому и в хорошем смысле слова корявому) он напрямую наследует чиллаутной сцене начала 1990-х. Но не звездам типа The Orb или Aphex Twin с его "Selected Ambient Works", а скорее артистам второго ряда – тем, чьи треки чаще можно было услышать на сборниках "Freezone" или "Amberdelic Space". Это музыка чуть более ориентальная и "прихиппованная" (бонги и джембе в ритм-секции, сколько же лет я этого не слышал). Такое нередко звучало в чиллаутах транс-вечеринок – и кажется, именно до этого пласта сейчас докапываются архиватиусы и reissue-лейблы. В любом случае, звучит альбом свежо и, главное, совсем иначе по отношению к чиллаут-ревайвал мейнстриму.
Initial Programs "Alter Of Illusions" (Not On Label)
Немного потерялся в многочисленных релизах Мика Чилледжа (Mick Chillage) в последние пару лет, но второй альбом его ритмичного сайд-проекта пропустить не могу. Предыдущий, "Are We Programmed" 2023 года звучал как классическое эмбиент-техно, здесь же прямо мракуха. Тёмный IDM, больное электро, нервический эйсид – и всё это звучит так, словно на дворе 1995-й (то есть рыхловато, аналогово и по-простому говоря очень хорошо). Классические драм-машины с перегрузом, сырые и жирные брейки, много TB-303 и абсолютное торжество диссонансных секвенций. Ближайшим ориентиром для сравнения видится подзабытый, но классный и совершенно наособицу звучащий (как относительно нашего, так и относительно своего времени) диск Single Cell Orchestra "Dead Vent 7". Чрезвычайно мощное высказывание!
Fatima Yamaha "What's A Girl To Do" (Remixes) (Magnetron Music)
Редко и неохотно пишу здесь о синглах, но это особенный случай. "What's A Girl To Do" – один из главных электронных хитов современности и редчайший пример трека, где публика хором подпевает инструментальной партии (что-то подобное можно слышать, например, когда Depeche Mode играют "I Just Can't Get Enough"). Причем судьба у этой вещи сложная – впервые трек вышел в далеком 2004-м, причем был на пластинке четвертым (т.е. ставка на него совсем не делалась). Поначалу маленький тираж прошел незамеченным, но лет через 7-8 вещь откопали и начали играть диджеи-коллекционеры. В результате трек был переиздан в 2015-м и тогда уже по-настоящему взлетел. Так что нынешнее издание приурочено к 10-летнему юбилею того, второго. Получился даже не макси, а мега-сингл – 13 ремиксов общей длительностью в 75 минут. Версии тут есть на любой вкус – спид-гараж от JAEL, электро от Legowelt и Dexter, суперскоростной IDM от Upsammy, брейкбит от BSS, рваное кислотное техно от Identified Patient и так далее. Причем, что особенно приятно, все на только добавляют своего бита, но и на собственный лад переигрывают ту самую, главную синтезаторную партию. В общем, прекрасный привет из тех времен, когда ремикс был формой искусства, а не инструментом маркетинга.
Rolando Simmons "Animatronics" (Love Love Records)
Роландо Симмонс (в миру Маттиас Остлинг) уже много лет считается этаким "некоронованным королем брейнденса". Жанр этот (вместе с его названием) когда-то придумал Ричард Джеймс, задав канон звучания серией пластинок "Analord". Но с тех пор сам Великий и Ужасный к брейнденсу не то, чтобы часто возвращался, и жанр в результате зажил своей жизнью и развивается уже по своим собственным законам. Законы эти писались уже коллективно, и Симмонс в этом процессе был на ведущих ролях. Я никогда не был его фанатом, мне скорее были ближе Kettel, Uf0 или Джеймс Шинра (James Shinra), но и у Роландо порой получается сделать что-то близкое моему сердцу. "Animatronics" как раз такой. Здесь почти нет клубных "бэнгеров", зато много музыки спокойной, задумчивой и даже хмурой. Плюс, на этой пластинке шведский музыкант делает выбор в пользу более разреженного звука – партий в треках поменьше, соло потише (или их нет вовсе), да и барабанные партии не норовят расстрелять слушателя пулеметными очередями. В результате стало легче вслушиваться в отдельные линии и наслаждаться красотой синтезаторного звука. Если брейнденс и дальше будет сворачивать в такую вот созерцательную сторону, я буду только за.
Ida Urd & Ingri Hoyland "Duvet" (Balmat)
Каталонский Balmat – пример того, что называется "бутик-лейблом". Пластинок они издают сравнительно немного (этот альбом – всего пятый в 2025-м, а шестым и видимо последним в этом году будет эмбиент-альбом u-Ziq), зато тщательно держатся за стиль – как визуальный (рисованные обложки от одного и того же автора), так и музыкальный (всё вокруг эмбиента, не лишенного при этом акустических инструментов). Совместную пластинку датчанки Иды Урд и норвежки Ингри Хойланд проще всего определить как по-скандинавски уютную (уж простите за стереотип) эмбиент-индитронику или, если хотите, электроакустику. В этой музыке все события происходят как бы на втором плане: что-то журчит, гудит и позвякивает, кто-то едва слышно вздыхает и будто бы мычит себе под нос. Из этой обволакивающей текстуры очень сложно выделить отдельные инструменты и вообще разобрать её на составляющие (т.е. подвергнуть рациональному анализу), но в ней очень приятно кутаться как в одеяле.
Lord of the Isles "Signals Aligned" (Dusk Delay)
Шотландец Нил Макдоналд (Neil McDonald) издает соло-пластинки с начала 2010-х, и с тех пор успел отметиться на многих важных лейблах (ESP Institute, Lapsus, AD93, Phonica, Mule Musiq, Permanent Vacation) и попробовать себя во многих жанрах от дип-хауса и ню-диско до эмбиента. На "Signals Aligned" Нил погружается в деконструированное даб-техно, разворачивая его на разные лады. "ArXiv Mirage" напоминает дип-хаус трек, тонущий в шуме и помехах, "Re-ionization" – этюд на тему идей Chain Reaction, "Astraglossa" – техно, доносящееся до нас из соседней комнаты, "UAP" – заторможенного Ричи Хоутина (Richie Hawtin), "Signals Aligned" – свелтую эмбиент пьесу, к которой едва слышно подмешиваются даб-техно аккорды, будто диджей забыл до конца увести предыдущую пластинку, ну и так далее. Каждый трек как бы прилетает к нам с неожиданной стороны, при этом всё вместе звучит вполне целостно. Не факт, что таким образом Нил выведет даб-техно из тупика (кажется, жанр уже не первый год ходит по кругу), но сама попытка похвальна.
#rewind
Yage "Mind Maps 6" (Touched Music)
Творчество группы The Future Sound Of London и её сайд-проектов (к которым относится и Yage) в последнее время чётко делится на серии. Одна из них – это "Mind Maps", где FSOL представляют свой взгляд на ремикширование. Обычно сборники ремиксов – это именно сборники, где каждый трек записан по отдельному поводу и как правило, выходил раньше на сингле или альбоме оригинального артиста. Здесь же Брайан Дуганс (Brian Dougans) и Газ Кобейн (Gaz Cobain) просто выбирают понравившиеся треки (как правило, из каталога лейбла Touched) и делают на них ремиксы. В шестой выпуск "ассоциативной диаграммы" вошли интерпретации треков Meat Beat Manifesto, Uf0, Heogen, Yunx, Galaktlan и (что особенно приятно) трек Стаса Ковалева и его проекта Keiss. Ну и по традиции, несколько собственных вещей. И если на недавнем сборнике "Trip Maps" FSOL звучали максимально психоделично, то здесь мы слышим их совсем с другой стороны, электронно-айдиэмной. И если бы не сэмпл-визитка "The Future Sound Of London", к которому мы привыкли еще по ISDN-трансляциям из 1990-х, FSOL в этих треках (то кислотно-нервических, то наоборот спокойных, гармоничных и даже оптимистичных) можно было бы и не узнать.
#re-rewind
VA "Telepathic Fish Trawling The Early 90s Ambient Underground" (Fundamental Frequencies)
Сборники эмбиента из девяностых – жанр абсолютно беспроигрышный, в золотую эру хорошей чиллаутной музыки насочиняли столько, что переиздавать и переиздавать. На этот раз нам достался прекрасный ремикс Irresistible Force на молодого Свена Фета (Sven Vath), доальбомные треки Spacetime Continuum и Global Communication, едва ли не главные хиты Nightmares On Wax и Caustic Window (вы же не забыли, что за этим псевдонимом стоит Ричард Джеймс?), а также несколько неочевидных номеров – Insides "Skinned Clean", звучащая как ауттейк со сборника ремиксов на Стива Райха, и завершающая альбом нежная эмбиент-пьеса проекта No-Man, эмбиент-сингл, затерявшийся в длинной арт-роковой дискографии. Еще один подгон из разряда не лежащего на поверхности – эмбиент-ремикс Дэвида Морли (David Morley) на "Kinetic" проекта Golden Girls, за которым стоит Пол Хартнолл (Paul Hartnoll) из Orbital.
Pierre HENRY (1927)
Billy Edd WHEELER (1932)
Donald BYRD (1932)
Junior WELLS (1934)
William POWELL (1941)
Neil INNES (1944)
Joan ARMATRADING (1950)
Donny OSMOND (1957)