В прошлом году фестиваль Dekmantel пафосно праздновал 10-летие, выдав программу аж на 10 дней. В этот раз, видимо устав от мегаломании и совершенно правильно решив не соревноваться с массмаркетными фестивалями, Dekmantel выглядит куда скромнее, но, как показал опыт, от этого даже выигрывает. Пятидневная программа в этот раз сократилась до формата "4+1", где первый фестивальный день в Muziekgebouw (обычно объединявший несколько "сидячих" концертов – в прошлые годы тут играли, например, Tangerine Dream, Gaussian Curve или арфистка Мэри Латтимор (Mary Lattimore) заменили на концерт Морица Фон Освальда (Moritz Von Oswald) в церкви Oude Kerk, которым я решаю пожертвовать в пользу еще одного дня в Стокгольме – видел Фон Освальда раз десять и "Silencio" определенно не мой любимый альбом.
Моя "адженда" начинается с четверга, и это всегда любимый день на Dekmantel. Программа начинается в 6 вечера и собрана в двух "кластерах" по разные стороны реки Амстел, которые соединяет городской паром. Еще один из знаков наступившей рецессии – раньше параллельно с паромом плавал специальный фестивальный шатл (сильно сокращавший время перемещения между сценами), в этот раз альтернативы парому нет, но учитывая, что ходит он каждые 5 минут, а дойти до него можно минут за десять, большой проблемы в этом нет. Вдобавок, по сравнению с прошлыми годами чуть сократилось число сцен, но и это едва ли плохо – пяти площадок, работающих одновременно, более чем достаточно. К тому же программа составлена так, что не приходится плавать туда-сюда – с одной стороны (там, где "техно-притон" Shelter и сцена Parallel) – танцы и веселье, с другой (где большой зал Muziekgebouw и сидячая площадка Bimhuis, в нефестивальные дни работающая как джаз-клуб) концерты в формате "послушать" – как гласит надпись на майке одного из посетителей (и это, разумеется, название реально существующего сборника) "Irritating music for discerning snobs desparate to impress their jaded friends".
Первой в Shelter (где обычно царит потный угар, но сейчас даже приятно) играет Lenxi – новоиспеченная резидентка модного роттердамского лейбла Nous'klaer Audio, известного в том числе как взлетная площадка для интересных новичков. Её сет – упражнение на тему "люди девяностых годов рождения открывают для себя музыку девяностых" – задорный неотранс, брейкбит, спид-гараж и чуточку поп-музыки. Танцевальная электроника здорового человека, которую не портит даже вокал.
На соседней площадке Parallel стартует перформанс Wladimir M & Bladergroen, и это тот редкий случай, когда выступление на электронном фестивале совершенно не доступно тем, кто не знает языка. Создатель старейшего в стране техно-лейбла Eevo Lute Muzique читает с картонок spoken-word на нидерландском под лупы, цитирующие музыку 80-х и слайды с фотографиями хороших старых групп – DAF, Yazoo, Yello, Depeche Mode и так далее. Без понимания текста не работает совсем - по идее должно быть какое-то интересное меломанство, но кажется нет – на словах "Стоп материализм! Стоп Америка!" решаю, что в смысл происходящего лучше не вникать, чтобы не расстраиваться.
Пора плыть на тот берег – там скоро начинают мои давние любимцы The Orb, у которых на подходе новый альбом. Группе, чьи сеты обычно длятся от двух часов, здесь выделен всего час, поэтому есть подозрение что новый диск будут играть от и до. В реальности же сет выходит компромиссным – половина вещей действительно новые, другая – хиты времен первых двух альбомов. Получается не по-орбовски энергичный микс из хип-хопа, регги и коллажного эмбиент-техно. Поплясать под "Perpetual Dawn", "Assassin" и "Little Fluffy Clouds" всегда приятно, да и среди новых вещей явно есть удачные – где-то даже мерещится гитара Стива Хилледжа (Steve Hillage), но впечатление чуть портит звук – Паттерсон явно перебарщивает с басом и дабовыми эффектами, так что микс порой целиком состоит из грязного фидбека.
В камерном сидячем Bimhuis играют Herbert & Momoko. Альбом меня не особенно зацепил, но просто так пройти мимо лайва Херберта невозможно. И Мэтью, который в последние лет 10-15 был занят политическим активизмом, сочинением опер, документированием жизни свиней и жаркой трубы в кляре, наконец выдает супер представление. Их лайв с Momoko выглядит как возвращение во времена "Around The House" и "Bodily Functions" – дуэт играет приджазованный арт-поп на ритм-секции из повседневных звуков. Момоко не только поёт, но и играет на ударных, клавишах и перкуссии (в том числе, например ритмично чеканит баскетбольным мячиком), а Херберт пропускает всё это через эффекты, сэмплеры и луперы, не забывая подыгрывать сам. Максимально зрелищно и при этом не жертвуя музыкальностью.
Чуток не дослушав Херберта, возвращаюсь в Muziekgebouw, где вот-вот начнут хедлайнеры, группа Leftfield. Их я особенно жду – в девяностые буквально заслушивался двумя альбомами, которые не потеряли актуальности и сейчас, но живьем не видел их ни разу, несмотря на то что в последние годы группа довольно активно гастролирует. В отличие от Orb, которые обошлись скромным сетапом из лаптопа, CD-вертушек и пульта, у Leftfield всё серьезно. 5 человек на сцене (ударник, клавишник, два вокалиста – черный, поющий соул-регги и белый рэпер) и сам Нил Барнс (Neil Barnes) в центре с батареей синтезаторов и дудками. Большой концерт большой группы – длинные версии (“Check One” играют чуть ли не 10 минут), мощнейший чёткий звук, море драйва и отличный сетлист (в основном те самые первые два альбома). Голоса Джона Лайдона (John Lydon) и Африки Бамбаты (Afrika Bambaataa) звучат в записи (“Africa Shox” – пожалуй главный "бэнгер" концерта), с остальным материалом справляются штатные вокалисты и Барнс с вокодером. Из любимого не сыграли “Dusted” и “Original”, но и без этого абсолютное величие.
Последним аккордом четверга в Bimhuis выступают Джеймс Холден (James Holden) с модульной системой и Вацлав Цимпель (Waclaw Zimpel) с духовыми, дополнившие дуэт перкуссионистом. Три года назад они устроили в соседнем зале почти рейв, в этот раз всё более спокойно и задумчиво. Их новая программа – это скорее гибрид джаза и электронного минимализма, временами звучащий чересчур аморфно, но магически преображающийся, как только в секвенциях Холдена появляется чёткий пульсирующий ритм. Браво! На часах едва за полночь – программа в Muziekgebouw закончилась непривычно рано. На другом берегу до трех ночи диджеит Skee Mask, но толкаться после этого с угашенными людьми в Shelter – только впечатление портить. Хорошего понемножку.
В пятницу начинается "лесная" часть фестиваля – она тоже слегка прорежена (в этом году здесь, например, нет расположенной у фудкорта сцены Connection, где очень любили итало и электро), но и оставшихся семи (!) площадок более чем хватает. Но программа здесь, по крайней мере на мой вкус, распределена неравномерно. Все лучшие лайвы в субботу и в воскресенье, а первый день – это скорее разгон, когда можно бродить между сценами и оставаться там, где будет интереснее.
Первый номер программы – троица в составе Jakojako, Rødhåd и Fadi Mohem, играющая в техно-агаре UFO I четырехчасовой (!) импровизационный лайв на железках. Звучит это лучше, чем можно было бы предположить (всё же электронщики – не джазмены, искусству коллективной импровизации как правило не обучены, и все эти "джемы" чаще всего звучат невразумительно). Это качественное, в меру абстрактное и вдумчивое техно, но сорока минут более, чем достаточно – ума не приложу, выдержал ли кто-нибудь хотя бы два часа из четырёх. Вообще, супердлинные выступления кажутся явной попыткой схалтурить со стороны составителей программы – например, сцену Greenhouse, где частенько звучат интересные лайвы, сегодня на целый день (это 10 часов!) занимает диджейский дуэт Floating Points & Palms Trax.
В соседнем ангаре UFO II (где в основном концентрируются лучшие лайвы фестиваля) играет проект Paranoid London. Лет десять назад я видел их на Сонаре, тогда это было фрик-шоу с женщинами в перьях, танцующими под кислотный хардкор с MC. Сегодня передо мной три довольно обычного вида дядьки средних лет (один из которых действительно покрикивает в микрофон), играющие эйсид-хаус, техно и электро. Вполне неплохо, хотя претензия та же, что и год назад к Acid Junkies – TB-303 можно бы программировать и позатейливее.
Главное правило Dekmantel 2025: не знаешь куда идти, направляйся к сцене Nest. Там все три дня играет джангл, футворк, брейкбит, геридж, дабстеп и тому подобные ломаные радости. Сейчас публику развлекает девичий диджейский дуэт K means (отдельный респект барышне, назвавшейся в честь метода к-средних, одного из способов кластеризации данных) и Verity – играют довольно веселые околобейсовые треки, самое то для дневного слота. К тому же на сцене есть вторые порталы – можно не забиваться в ангар, а потанцевать под открытым небом.
Следующий интересный лайв тоже здесь – классики рагга-джангла Ragga Twins и видный деятель джангл-ренессанса уже из нового поколения Tim Reaper выступают в классическом формате "DJ+MC". Близнец правда всего один – второй брат приболел и восстанавливается после операции, но и один рагга-твин оказывается вполне себе в поле воин. Мощнейшая джангл-веселуха с треками периода 1993-1995 типа раннего Дока Скотта (Doc Scott). Вспоминаются первые походы в клубы на Грува и Дэна. Где, спрашивается, мои 17 лет?!
Время легенд – в UFO II играет The Mover, проект немца Марка Траунера (Mark Trauner), который 35 лет назад придумал хардкор. The Mover – пожалуй, не самая экстремальная из нескольких десятков его ипостасей, плюс понятие о тяжести с годами сильно смещается – на эту тему я всегда вспоминаю высказывание Джоуи Белтрама (Joey Beltram): "Когда я сочинял Energy Flash, мне казалось что это хардкор, сейчас мне кажется что это хаус". Так и с Траунером – сегодня его техно совсем не кажется чем-то суровым. Для своего возраста и биографии (всё же чувак прошел эру всех возможных рейвов) выглядит Марк просто потрясно. А вот лайв мог бы быть и поинтереснее – нажмет одну кнопку и туда ходит – сюда ходит да руками помахивает.
Послушав минут 20, отправляюсь на главную арену Loop посмотреть на лайв Blawan – он играет здесь регулярно и неизменно собирает толпы. Энергичное вонки-техно, неплохой "железячный" лайв, и даже старый хит про трупы под гаражом сыграл, но наскучивает довольно быстро. К чему столько хайпа – неясно.
В UFO II следующим запуском выступают British Murder Boys, проект Энтони Чайлда (Anthony Child) aka Surgeon и Карла О'Коннора (Karl O'Connor) aka Regis. На сцене густой дым, в колонках хмурое индустриальное трайбал-техно – местами даже Shackleton вспоминается. Идеальная музыка для фестиваля Berlin Atonal, но на Dekmantel они смотрятся какими-то чересчур мрачными, минут через 15 хочется выйти подышать воздухом.
Дальше вся программа уже необязательная – можно, например, поесть. С этим на Demantel традиционно не очень, это вам не Сонар, но как говорит коллега Базоева, "не пожрешь – умрешь". Вся еда вегетарианская, а бургеры с "веганским цыпленком" по 15 евро как-то не возбуждают. На наше счастье, есть те, кто умеет готовить годную вегетарианскую еду издревле – индусы. Взяв по "чане масале" и бокалу вина (за которыми, о чудо, никакой очереди – все ломятся за "веганскими цыплятами" и будавайзером), отправляемся гулять по аренам. На площадке Nest отцы дабстепа Coki и Joker играют… вы не поверите, дабстеп! Ну что сказать, в 2025-м весь этот "воб-воб-воб" слушается как породистое ретро. Пляшем как в последний раз до тех пор, пока за вертушки не встает CCL. Палатка с мерчом тоже не возбуждает – цены совершенно конские (от 45 евро за футболку до плюс бесконечности). Обилие публики в довольно остроумных "самоделках" как бы тоже говорит: "свой золотой мёрч пожалуйста сами носите".
На сцене Loop хедлайнерский слот достался Four Tet'у с DJ-сетом, и Киран хорош. Играет довольно человечный для девяти вечера хаус (в это время на главной арене обычно начинается "дискотека для бухгалтерии" с ремиксами на Gala) – ставит много своих треков, среди которых вдруг материализуется Autechre "Eutow". Одна беда – в "лупе" нет крыши, а фестиваль начинает заливать дождем, так что приходится искать убежища в В UFO II. Там Киттин (теперь уже не Мисс) и некто DJ Mell G (которого я было принял в лайнапе за DJ Hell'а – фестивальные дизайнеры умудрились сделать шрифт, где буквы M, N и H отличить невозможно) мешают техно и электро со старым брейкбитом. Мило, но после десяти уже несколько однообразно. Ноги гудят, на шагомере перевалило за сорок тысяч – кажется, пора домой. Завтра нас ждет куда более насыщенная программа.
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)