Montreux Jazz Festival незаметно перевалил за половину - самое время рассказать вам о бесплатных сценах и прочих приятных развлечениях, которые предлагает фестиваль. Концерты, dj-сеты, джем-сейшны, silent disco, кинопоказы, мастер-классы и бурлеск - бесплатная программа Монтре, как и прежде, составляет 90% от общего числа сетов. Некоторая сложность заключается в том, что попасть на все нужные события сложно, поскольку площадки в основном рассредоточены вдоль променада, на котором расположен фудкорт. Так что передвигаться в час пик здесь довольно затруднительно. Ситуация несколько улучшается к ночи, когда фудкорт прекращает работу, а на больших площадках заканчиваются концерты, но к этому моменту все маленькие сцены уже упакованы так, что яблоку негде упасть. Очень классные локации - Porsche Lakeside Lounge и The Memphis: и атмосфера, и музыка там на высоте.
На фестивале можно найти площадки и шоу на любой вкус, от веселой латиноамериканской Ipanema до камерного прослушивания старого винила. Но если вы задержались здесь до ночи, загляните в Palace Hotel или в Казино: здесь играют джем многие звёзды.
8 июля: сложность отношений и рукотворное торнадо
Над Женевским озером плывут мечтательные звуки - какой прекрасный саундтрек для заката! London Grammar начинают выступление с нежной баллады "Hey Now", гипнотический голос Ханны Рид (Hannah Reid) плывет над толпой, создавая психоделическую атмосферу. Правда, у самой сцены его заглушает ритм-секция, но звукорежиссер быстро поправил баланс и мы можем наслаждаться коктейлем из музыки и солнца - вместе с Ханной барабанщик и мультиинструменталист Доминик "Дот" Мейджор (Dominic "Dot" Major,) и гитарист Дэн Ротман. Программа турне The Greatest Love посвящена сложности и многообразии человеческих отношений, и песни сет-листа подобраны таким образом, чтобы заставить слушателя не только танцевать, но и задуматься.
"Californian Soil", "Kind of Man" - и удивительно красивый кавер на "Nightcall" Kavinsky, нежнее нежного.
- Я помню наше первое выступление в Монтре в небольшом зале. - говорит Ханна. - Это был очень короткий сет, и нам тогда все говорили "это очень важное выступление, оно имеет огромное значение. Я тогда впервые ощутила атмосферу Монтре, и она действительно была совершенно особенной. Я спою для вас песню, которая много значит для меня".
Звучит прекрасная "H" - для любой другой группы это было бы прекрасной финальной точкой концерта, но LG только разогреваются: дальше следует сет из "Hell to the Liars", "Wasting My Young Years" и "Lord It's a Feeling". А затем Ханна предлагает немного "поломать" атмосферу - и переключается на ироничную "Fakest Bitch".
Три финальных хита - "Metal & Dust" c ее гранжевыми гитарами, мощными битами и вокалом, переходящим в отчаянный крик, "Strong" и "Lose Your Head" c пульсирующими тяжелыми синтезаторами - ставят убедительную точку в споре "способны ли London Grammar дать концерт стадионного уровня и сохранить доверительную, почти интимную атмосферу". Это группа мирового уровня.
Австралийское электронное трио Rüfüs Du Sol - музыка совершенно другого типа: она изначально масштабная, рассчитана на стадионный звук и огромное количество спецэффектов. Что-то подобное делали The Chemical Brothers и Röyksopp, но им для покорения мира потребовалось куда больше времени.
Это группа на стероидах: дебютный альбом и стремительный взлет в чарты в 2021-м, премия Grammy в 2022-м, альбом ремиксов "Inhale / Exhale" - и огромный мировой тур на лучших площадках мира в 2025-м.
Концерт тоже невероятно интенсивный. Команда стартует со своего звездного хита "Inhale / Brighter", которая динамично перетекает в "Lately". Происходящее далее больше всего напоминает торнадо, раскрученное Джоном Джорджем (Jon George), Джеймсом Хантом (James Hunt) и Тайроном Линдквистом (Tyrone Lindqvist) над головами слушателей: грозовые раскаты ударных, пульсирующий бит и молнии стробоскопов. Толпу просто сметает тим напором, часовое шоу проносится как один миг. Вот уже и бисы - и, конечно же, это "Break My Love" и "No Place", хорошо знакомые нам по топовым ротациям.
"Ok, Монтрё, мы сделаем это ещё раз, в последний раз!", - кричит Тайрон и запевает "Music Is Better", растягивая припев на добрых 10 минут. Публика неистовствует.
9 июля: Girl Power
Сегодняшний день посвящен женской взаимовыручке. Вечер на главной сцене открывает молодая поп-звезда Jade - мы уже видели ее в составе поп-группы Little Mix. Сегодня ее первое сольное выступление за пределами Великобритании, и певица абсолютно ошеломлена теплым приемом. Она пробует на вкус название места: Монтре, Монтре... Я обещаю, я улучшу свое произношение!"
Джейд, несмотря на ее очень юный возраст, очень быстро завоевала расположение публики и коллег. Её дебютный сингл "Angel of My Dreams", выпущенный прошлым летом, принес ей премию Brit Award в номинации "Поп-артист года" и сотрудничество с хедлайнером дня - Raye, которая записала с ней знаменитый сингл "FUFN (Fuck You For Now)". И он, конечно же, становится центральной частью выступления Джейд.
Бодрая, танцевальная музыка без особых реверансов сама по себе довольно стандартна, но артистка очень харизматична, ловко заимствует вокальные приемы у всех певиц мира и отчетливо равняется на лучшие акты Motown Records. Поэтому неудивительно, что она подчеркивает эту преемственность, исполняя трибьют Motown и Дайане Росс - "певице, которая не устает меня вдохновлять".
И, конечно, не может не вызвать уважение ее блестящий кавере Мадонны "Frozen".
Прощаясь с публикой, Джейд чуть не плачет. Она посвящает свой финальный сплит "Fantasy" и "Angel of My Dreams" всем артистам Motown и, конечно же, публике. И это - самая красивая песня и сложная в арсенале певицы.
Главным актом вечера, безусловно, стала великолепная Raye (ее настоящее имя - Rachel Agatha Keen и она тоже из Лондона, хотя родилась в Швейцарии). Это певица совершенно другого уровня и класса: новое поколение "Большого r'n'b". Она всего за пару лет прошла стремительный путь от звезды TikTok до победительницы Brit Awards, шестикратного номинанта Grammy и хедлайнера главных фестивалей мира, покорила Монтре в прошлом году, но ее нынешнее шоу на голову выше.
Рей стартует с красивейшей "Oscar Winning Tears", сходу демонстрируя весь спектр своих талантов - уникальный микс из соула, поп-музыки и R'n'B, мощный вокал, мелодичные песни с долей черного юмора и головокружительными мелизмами.
- Вы не представляете, как много эта площадка значит для меня, - говорит певица, открывая концерт. - И я действительно имею это в виду! Монтре - самая важная сцена в моей жизни, я невероятно польщена и благодарна за возможность выступать здесь.
Что делает выступления Рэй особенными? - Класс. Он чувствуется во всем: в неукоснительном следовании канонам жанра, изобретательных композициях, безукоризненных оркестровых аранжировках и шикарных платьях. Певица словно сошла на сцену со страниц афиши 50-х годов или с плакатов pin up. Но это обман - ее песни в стиле ретро-нуар куда сложнее и интереснее, в них всегда есть "двойное дно".
Оркестр, с которым в этот раз работает звезда, усилен за счет духовой секции и ударных, и, по сути, воспроизводит канонический состав джаз-бэндов конца 50-х. Тем интереснее наблюдать, как этот оркестр "решает" задачу деликатно оформить скэт или кусочки рэпа.
И, конечно же, Рэй - уникальный сонграйтер. Ее песни не просто автобиографичны, она буквально проживает их сюжет на сцене каждвй раз - будь то ироничная "Where The Hell Is My Husband?" или "Ice Cream Man" - "самая тяжёлая песня, которую она когда-либо писала", в которой певица переосмыслила собственный опыт сексуального насилия.
Даже когда знаешь, что все эти мелодрамы артистка проживает в туре по десять раз за неделю - ей веришь безоговорочно.
Но и когда Рэй исполняет кавер-версии чужих композиций, она мгновенно делает их "своими". Песня Джонса "You Don't Know Me" становится в ее устах мрачной исповедью, "Cry Me a River" Джули Лондон - сожалением о несбывшемся, а "It's a Man's Man's Man's World" Джеймса Брауна - феминистским гимном.
Рэй завершает выступление, трогательно представив солирующих музыкантов и исполняя обожаемый всеми хит "Escapism". Будем надеяться, это не последнее ее выступление в Монтре. Она этого достойна.
10 июля: Королевы драмы
Вечер начинается с сета Celeste - британскоц звезды, чей узнаваемый, чувственный вокал с хрипотцой сопровождает тяжелый, почти металлический, блюзовый бэнд. Селеста - мастер заламывания рук и трагических фраз; на голове у нее убор из вороньих перьев, а ее черно-белый синхронный видеоряд невольно наводит на мысли о трагических актрисах эпохи зарождения синематографа.
В перерывах между песнями Селеста произносит пламенные речи о становлении личности и роли женщин, и все это великолепие служит созданию драматической атмосферы.
Но есть певица, которой совершенно не требуется никакой антураж, чтобы с первых нот погрузить слушателя в свой мрачный драматический мир.
Бет Гиббонс (Beth Gibbons) была и остаётся ключевой фигурой альтернативной музыкальной сцены с 90-х годов. Знаменитая британская певица вернулась на сцену весной 2024 года со своим первым полноценным альбомом "Lives Outgrown", который стал ее безусловным триумфом.
Бет начинает свой сет с "Tell Me Who You Are Today" и из фирменного мрака начинает постепенно проступать состав: Эойн Руни (Eoin Rooney) на гитаре, Том Герберт (Tom Herbert) на басу, Джейсон Хейзли (Jason Hazeley) на клавишных, Эмма Смит (Emma Smith) на скрипке, Ричард Джонс (Richard Jones) на альте и гитаре, барабанщица Софи Хастингс (Sophie Hastings) и мультиинструменталист Говард Джейкобс (Howard Jacobs). Это практически фолковый состав, однако ему прекрасно удаются оркестровые версии хитов Portishead.
Состав изменился, но Бет осталась прежней: она все так же любит петь, стоя в полоборота к залу, ее вокал так же чист и полон тревоги и нежности.
Фирменная гибсоновская меланхолия - при ней, она прорезается в "Burden of Life", растет в "Floating on a Moment" и поглощает все в "Oceans".
И, пожалуй, самая драматически яркая и сложная вещь из новой программы - "Whispering Love", в которой трепещущий высокий голос Бет обретает новую силу и глубину.
А для нас лучший момент недели, который хотелось бы прожить еще и еще - исполнение "Roads" и "Glory Box" из репертуара Radiohead. Оно вселяет надежду на то, что еще не все связи с прошлым оборваны и продолжение истории великой группы возможно.
Хедлайнером главной сцены сегодня стал оскароносный Лайонел Ричи, но когда в Казино звучит "голос Portishead" - мы ему повинуемся.
Продолжение следует!
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)