МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов февраля

Келела, dEUS, фаворит Обамы и барабанщик Radiohead - в обзоре главных пластинок февраля

Каждую неделю на стриминг-сервисах и в музыкальных магазинах появляются десятки новых альбомов. Каждый месяц авторская рубрика Сергея Степанова рассказывает о самых нашумевших, наиболее интересных и лучших из них.

Gorillaz "Cracker Island"

Песни, составляющие лучшую пластинку Gorillaz за 13 лет, номинально объединены в меру злободневной концепцией (под титульными "крекерами" надо понимать не хрустящее печенье, а воспитанное Трампом и Fox News белое отребье), но их сила - в сонграйтерском даре Деймона Албарна (Damon Albarn) и дальновидности взявшегося за Gorillaz сверхпродюсера Грега Керстина (Greg Kurtsin), в чьем образцово четком фокусе находятся именно мелодии и голос Албарна, оставляющего в собственной тени приглашенных звезд вроде Стиви Никс (Stevie Nicks), Thundercat или Бека (Beck). Заметные исключения - "New Gold" c эффектным припевом в исполнении Tame Impala и "Tormenta", которую прибирает к рукам Bad Bunny, но за лучшие моменты альбома - "Silent Running", "Skinny Ape", "Possession Island" - в ответе в основном Деймон, между своим позапрошлогодним сольником и этим альбомом, похоже, вышедший на еще один пик формы.


Caroline Polachek "Desire, I Want to Turn Into You"

Пока что самый захваленный альбом года (чей лид-сингл датируется летом 2021-го) вышел у экс-солистки Chairlift Кэролайн Полачек, в одном только прошлом году съездившей в тур с Дуа Липой (Dua Lipa), нарисовавшейся в саундтреке к очередным "Миньонам" и ставшей звездой тиктока - в общем, неплохо подготовившейся к принятию в поп-элиту. Полачек не раз признавалась в любви к Кейт Буш (Kate Bush) и Бьорк (Björk) - возможно, поэтому ее с ними регулярно сравнивают. Однако альт-поп Кэролайн - продукт своей эпохи, поэтому куда более релевантной аналогией будет не успевшая сойти с рельсов Граймс (Grimes), для пущей наглядности появляющаяся в одном из здешних треков на пару с Дайдо (Dido). По обе стороны от этой - очевидно, программной - коллаборации происходит масса не менее интересных вещей: тут трип-хоп, там фламенко-гитары, где-то еще волынки, всюду жизнь.


Young Fathers "Heavy Heavy"

По части восторгов прессы с Полачек шумно спорят Young Fathers - шотландское трио, чей дебютный альбом "Dead" выиграл Mercury Prize и сделал их любимцами многих авторитетов, от группы Massive Attack до режиссера Дэнни Бойла. На своей четвертой, лаконичной даже по их меркам пластинке Young Fathers как никогда явно дают понять, что у двух из трех участников группы африканские корни: тамошними мелодиями и ритмами "Heavy Heavy" вдохновляется в бешеном темпе и с неистовым энтузиазмом. При этом музыка трио всегда была и остается густо замешанной на альтернативном хип-хопе, а ее ближайшим аналогом принято считать суматошную эстетику TV on the Radio. В общем, этим людям всегда есть что сказать, куда податься и кого процитировать - но, если честно, даже за полчаса звучания от этой их свистопляски слегка устаешь.


Yo La Tengo "This Stupid World"

Свой 17-й студийный альбом выпустили стоящие на пороге 40-летия ветераны меланхоличного, но неусидчивого инди-рока из Нью-Джерси. Их очередная авантюра напрашивалась давно, но материализовалась во время пандемии: при прошедшей в несколько заходов работе над "This Stupid World" музыканты трио обошлись без помощи продюсера или звукорежиссера. Эта самодостаточность Yo La Tengo к лицу: выросшие из студийных джемов вещи вроде "Sinatra Drive Breakdown" или "Miles Away" - их самые собранные и доходчивые песни за десять лет. (По-своему неотразим и монотонный титульный трек с красноречивым рефреном "This stupid world, it's killing me / This stupid world is all we have".) Понимая друг друга с полуслова, музыканты мастерски воздвигают шумовые завесы, где-то напоминающие их канонические ранние записи, а где-то и вовсе утоляющие тоску по Sonic Youth.


dEUS "How to Replace It"

Пару вечностей назад автор "Прослушки" ездил на фестиваль, хедлайнерами которого были Red Hot Chili Peppers, The Who, Depeche Mode - и группа dEUS, на разогреве у которой старались в числе прочих Arctic Monkeys, Franz Ferdinand и Placebo. Окей, дело было в Бельгии, но и многие из тех, кто говорит на русском, согласятся: для полного драмы, огня и амбиций инди-рока ведомая Томом Барманом (Tom Barman) группа из Антверпена была в какой-то момент тотемной. Правда, несмотря на то, что последние альбомы dEUS (в особенности "Keep You Close") не роняли установленную их ранними записями планку, тот момент остался в далеком прошлом: "How to Replace It" - первая пластинка группы за 11 лет. Хорошие новости: ничего из того, что делало их много чьей любимой группой (или спорадическими фестивальными хедлайнерами), dEUS за время тайм-аута не утратили: ни огня, ни драмы, ни развязных гитарных соло, не прикладной генсбуровщины (имеется даже песня на французском).


Gracie Abrams "Good Riddance"

Хотя "Good Riddance" - ее дебютный LP, эта певица, сонграйтер и nepo baby (отец Грейси - создатель "Остаться в живых" и режиссер полудюжины голливудских блокбастеров Джей Джей Абрамс) успела обзавестись отрядом именитых поклонниц во главе с Оливией Родриго (Olivia Rodrigo) и Тейлор Свифт (Taylor Swift). Первую Абрамс разогревала в прошлом году, вторую будет разогревать в новом, и это еще не все: соавтором и продюсером "Good Riddance" стал сделавший Свифт инди-дивой Аарон Десснер (Aaron Dessner), а среди других участников записи числятся еще два музыканта The National, Томас Бартлетт aka Doveman и сам Брайан Ино (Brian Eno). Результат - 52 минуты мелодичного бедрум-попа с акцентом на тинейджерские переживания и отчаянные шипящие, который должны прийтись по душе тем, кому ее порвала "drivers license".


Andy Shauf "Norm"

Непредвиденный карьерный буст получил пару лет назад дотоле не хватавший звезд с неба канадский певец и песнописец, чья "Neon Skyline" угодила в летний плейлист популярного инфлюэнсера Барака Обамы. Приятно слышать, что эти 15 минут славы никак не повлияли на его творческий метод или габариты эго - если, конечно, не счесть нескромным общение с богом, начинающееся в первой и лучшей песне "Wasted on You" и включенное в изощренный альбомный нарратив. (Энди вырос в религиозной семье и начинал барабанщиком в христианской поп-панк-группе.) Если вынести за скобки довольно мрачную сюжетную линию, это все тот же ненавязчивый, но иммерсивный инди-фолк (или даже чеймбер-поп), что и раньше - разве что клавишных на "Norm" больше, а продакшн у пластинки лощенее обычного.


Philip Selway "Strange Dance"

Без малого четыре декады в составе важнейшей рок-группы наших дней гарантируют определенные дивиденды всем причастным к ее подвигам, и скромняга Филип Селуэй - не исключение. "Strange Dance" - уже третья (не считая саундтрека к драме "Отпусти меня") полнометражная пластинка барабанщика Radiohead, первым делом "уволившего" самого себя и доверившего ударные Валентине Магалетти (Valentina Magaletti). Среди других соучастников Селуэя - еще одна базирующаяся в Лондоне итальянка, сопродюсер нового альбома Depeche Mode Марта Салоньи (Marta Salogni), номинантка Mercury Prize Ханна Пил (Hannah Peel) и гитарист Portishead Адриан Атли (Adrian Utley), привнесшие в "Strange Dance" сложность и пышность, которых не было на предыдущих сольниках Фила. Струнные аранжировки и странные гармонии зачастую подминают под себя его непритязательный вокал, но музыканту не привыкать находиться в чьей-то тени.


Max Richter "SLEEP: Tranquility Base"

"Tranquility Base" - вышедший безо всякого предупреждения получасовой постскриптум к 8-часовому альбому Рихтера 8-летней давности. После показывавшегося на Beat Film Festival фильма о его происхождении и новости о том, что "Sleep" стал чемпионом по стримингу среди классических записей, есть ощущение, что для карьеры композитора эта работа стала даже важнее, чем лицензируемый до потери пульса "The Blue Notebooks" или великий саундтрек к "Оставленным". Тем, наверное, логичнее, что набравший голливудские обороты Рихтер решил к ней вернуться - в форме как-то разбитого на треки 32-минутного нон-стопа, под который сложнее заснуть (минимализму "Tranquility Base" предпочитает электронику) и которым все не закончится: пресс-релиз обещает ремиксы авторства Alva Noto и Келли Ли Оуэнс (Kelly Lee Owens). Красивая, неотступная, ничуть не стесняющаяся собственной вторичности короткометражка.


Альбом месяца
Kelela "Raven"

Второй альбом Келелы вышел через пять с лишним лет после первого - из ярчайших дебютантов последних лет так же долго соображала разве что SZA. Все, впрочем, указывает на то, что новая гордость каталога Warp чихала на законы маркетинга: несмотря на солидную репутацию и историю коллабораций с коллегами калибра Соланж (Solange) и тех же Gorillaz, на "Raven" Келела обходится без звездных камео и силами грамотных, врубающихся в ее методы сопродюсеров, в ряду которых выделяются канадцы Kaytranada и Mocky. Вдохновляясь иконами черной Америки, от Стиви Уандера (Stevie Wonder) до Жанель Моне (Janelle Monáe), и невольно повторяя за прошлогодним "Renaissance" Бейонсе (Beyoncé), американка эфиопского происхождения делится своими взглядами на афрофутуризм и клубную квир-культуру, и они у нее довольно широкие: тут и альтернативный R&B, и забористый драм-н-бейс, и ускользающие из жанровых рамок соблазнительные баллады. В общем, это, пожалуй, первая пластинка года, у которой есть хорошие шансы запомниться - в смысле, угодить во всевозможные топы - по его итогам.


Автор рубрики - кино- и музыкальный обозреватель, ведущий телеграм-канала "вольности перевода" Сергей Степанов.

03.03.2023, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: