МУЗЫКА  Проверка пульса: февраль

Tangerine Dream, Chrome Canyon, Serge Geyzel, Sally Shapiro и другие электронные новинки февраля

Serge Geyzel "Xenophonic" (Touched Revolutions)

Серж Гейзель – музыкант с крайне необычной биографией. Родился он в Саратове, где получил классическое музыкальное образование, затем переехал в Израиль, где учился в Иерусалимской академии музыки по классу джазового фортепиано и выступал с собственным трио и в составе разных ансамблей. При таких вводных от похода Гейзеля в электронику ожидаешь чего-то в духе Маркуса Шмиклера (Markus Schmickler) – глитча, электроакустики и постмодернистских деконструкций хауса и техно. Вместо этого вся сольная дискография Сержа (уже достаточно обширной, несмотря на то, что его первый релиз датирован 2019-м) располагается в пространстве между электро, эйсидом и IDM. Ну а альбом "Xenophonic" вполне отвечает тэгу "braindance", но отличается от подавляющего большинства пластинок в этом жанре продуманностью, изысканным продакшеном и мелодизмом. По звуку треки чем-то напоминают афексовский "Syro", но атональным кислотным рифам Серж предпочитает мелодические хитросплетения или лаконичные мотивы в духе раннего Arovane. Его главная находка – сочетание braindance-ритмов и пронзительной меланхолии. Больше всего в каноне жанра не хватало именно ярких эмоций, и "Xenophonic" этот недостаток наконец восполняет.

Tangerine Dream "Raum" (Kscope)

Tangerine Dream, которые и при жизни Эдгара Фрёзе (Edgar Froese) были, по сути, формацией переменного состава, не стали изменять своей традиции и когда у руля оказался Торстен Кешнинг (Thorsten Quaeschning). На время работы с диском "Raum" состав покинул (надеемся, временно), Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss), а заменил его Пауль Фрик (Paul Frick), участник трио Brand Brauer Frick, который и до этого эпизодически сотрудничал с TD. В плане формы и звучания "Raum" вполне соответствует традиции – перед нами вся та же спейс-электроника с тёплыми (но вполне современными) синтезаторными тембрами: фактурными лидами, пространственными текстурами и паутиной секвенций и арпеджио. Но отсутствие шнауссовских мелодий в каком-то смысле лишает группу лица – почти любой из этих треков можно принять за творчество кого-то из их последователей. Эпическую "Raum" мог бы записать Холлан Холмс (Hollan Holmes), динамичную и почти уже танцевальную "Continuum" – Петар Дундов (Petar Dundov), холодную "Along The Canal" – примерно любой из клиентов лейбла Ghost Box. Фирменный стиль угадывается на паре пьес в середине диска – в "In 256 Zeichen"(тут ни с кем не спутать скрипку Хошико Ямане (Hoshiko Yamane), которую в остальной части альбома почти не слышно) и в "You're Always On Time", где картину всё же задает лаконичная, но яркая мелодическая тема.

Prins Thomas "8" (Prins Thomas Musikk)

Патриарх норвежского ню-диско в последнее время всё дальше уходил от своего изначального звука. Начав с максимально вальяжного балеарика, он двигался то в сторону краут-рока, то в космо-электронику с привкусом минимализма, то в эмбиент-хаус по заветам британской чиллаут сцены 90-х, то и вовсе к легкомысленному трансу. На этом фоне его восьмой лонг-плей - классический пример “возвращения к форме”, то бищь к себе образца примерно середины нулевых. Неторопливый диско-бит, живая перкуссия, вальяжный гитарный перебор, фактурный и тягучий бас, ну и конечно же клавиши - где-то космические, а где-то почти джазовые, в одной из вещей даже подыгрывает Бюгге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft).

Chrome Canyon “Director” (Stones Throw)

Дебютный альбом Моргана Уирледжа (Morgan Wilredge) “External Themes” вышел ровно 10 лет назад, когда мода на синтвейв и ретро-электронику была, по сути, на взлете. Резко вспыхнув (помимо самой пластинки всем запомнился клип на трек “Memories Of A Scientist”), он так же внезапно исчез, и вот только сейчас материализовался со второй пластинкой. “Director” - по сути, продолжение истории с того же места, породистая ретро-электроника со сравнительно небольшим количеством ударных, но с мощным зарядом планетарного пафоса. В этом компоненте, а также в яркости мелодий Морган даже прибавил, так что от его музыки запахло хонтологией и советской кинофантастикой времен развитого соцаилизма. Тут даже напрашивается параллель со сравнительно недавним сольником Гаспара Оже (Gaspard Auge) с поправкой на то, что у Chrome Canyon куда меньше упор на танцы, скорее “Director” идеально вписался бы в каталог лейбла Ghost Box.

Sally Shapiro “Sad Cities” (Italians Do It Better)

Загадочная блондинка из Гётеборга и её продюсер Йохан Агебьорн (Jonan Agebjorn) тоже нечасто балуют нас альбомами - этот всего четвертый за 16 лет, а со времен предыдущего прошло почти десять. Но долгая пауза и смена лейбла (теперь Салли подписана на Italians Do It Better, где ей самое место) вовсе не означает кардинальных перемен в музыке. Перед нами всё та же кавайная диско-меланхолия под аккомпанемент прохладных FM-синтезаторов из восьмидесятых. Если раньше шведов порой тянуло то в транс, то в синтвейв помоднее, то здесь всё строго по классическим канонам. Возможно, на “Sad Cities” не хватает хитов, да и из эмоций - одна только сладкая ностальгическая грусть, но кажется сейчас это именно то, что нужно.

Silicon Scally “Field Lines” (Central Processing Unit)

Silicon Scally - проект американца Карла Финлоу (Carl A. Finlow), которого мы знаем еще и по релизам под собственным именем и под псевдонимами Random Factor и Voice Stealer. В середине нулевых он выпускался на знаковом электро-лейбле Satamile NYC, а сейчас после серии селф-релизов перебрался на шеффилдский CPU. Стилистически “Field Lines” вполне вписывается в электро формат, но жанр это уж очень консервативный, а у Финлоу слишком выражен собственный стиль. С одной стороны, ритмические рисунки он норовит сделать более затейливыми и несколько “приайдиэмленными”. Звуковой ландшафт при этом насыщен всякого рода мелкими деталями, это не “дрексианский” саунд, где партий в аранжировке мало, но все они очень жирные. Ну и конечно же мелодика - тут Карл снова отходит от хмуро-лаконичного канона и добавляет эпичности и симфонизма - у него каждый инструмент будто бы ведет свою собственную мелодическую линию.

Francis Harris “Thresholds” (Scissor & Thread)

Уроженец Лас-Вегаса и житель Бруклина Фрэнсис Харрис в нулевые был активным участником процветавшей тогда тек-хаус сцены. Он издавал пластинки под именем Adultnapper на модных лейблах типа Mule, Ransom Note и Pokerflat и сотрудничал с Layo & Bushwaka, Mr C и M.A.N.D.Y. В 2010-х он стал подписываться паспортным именем, открыл собственный лейбл, переключился на альбомный формат и более спокойную музыку. Но в его первых трех альбомах всё же явно присутствовал бит - там он ходил где-то между дип-хаусом, эмбиентом и даунтемпо. Его четвертый лонг-плей “Thresholds” уже лишен каких бы то ни было намеков на танцевальность. Это коллажный эмбиент - мрачный, холодный, но вполне насыщенный событиями. В палитре довольно много живых инструментов - гитары, фортепиано, перкуссии и духовых, а также полевых записей. Всё это Харрис комбинирует в какой-то импрессионистской, почти джазовой манере, и приправляет глитчевыми эффектами - так, что порой становится похоже на совсем уже диссоциировавшую “джазтронику” в духе Dictaphone и других чуть более экспериментальных релизов середины нулевых с лейблов CCO, Tomlab и Morr Music.

Pneumatic Tubes "A Letter from TreeTops" (Ghost Box)

Pneumatic Tubes – сольный проект Джесса Чендлера (Jesse Chandler), которого мы знаем как участника группы Mercury Rev, где он отвечает за клавишные и духовые. Свой первый соло альбом он записал в семейном доме вскоре после смерти отца. Как и следовало ожидать от пластинки лейбла Ghost Box, "A Letter from TreeTops" звучит весьма винтажно. Ближайшие ориентиры для сравнения – ранние Kraftwerk (примерно между их "доисторическими" пластинками, где доминируют живые инструменты, и "Radioactivity") и вообще ранний краут-рок в духе Harmonia - из той категории, что помягче и помелодичней. В звуковой палитре доминируют синтезаторы, но места для гитар и духовых остается немало, и по мере того, как Джесс движется в сторону живого звука, его мелодии эволюционируют от минимализма к барокко.

DJ Javascript “'97 Energy” (Synecdoche)

Кассетное подполье не перестает преподносить сюрпризы. Загадочный персонаж, о котором известно главным образом то, что до этого он выпустил два кассетных релиза в северной Америке, материализовался теперь в Манчестере на не менее загадочном лейбле Synecdoche Tapes. Как нетрудно заключить из названия, Диджей Джаваскрипт вдохновляется рейвовым звуком середины девяностых, в первую очередь хаусом и джанглом, придавая ему модерновый лоу-фай привкус (с которым он часто явно перебарщивает). Хаус-треки обитают где-то между современным, но ретроградским хаусом в духе Леона Вайнхолла (Leon Vynehall) и совсем уже клиническим лоу-фаем типа Betonkust & Palmbomen или клиентов лейбла Opal Tapes. Но как только бит ломается, наш герой перемещается куда-то на территорию атмосферик-джангла - жанра несколько подзабытого, но от этого не менее прекрасного. Альбом довольно неровный, но примерно на треть совершенно прекрасный.

Fort Romeau “Beings of Light” (Ghostly International)

Третий за 10 лет (и второй для инди-гиганта Ghostly) альбом британского диджея и музыканта Майкла Грина (Michael Greene). Примерно всю карьеру Форт Ромо ходит где-то между новым диско и хаусом, на этот раз сдвинувшись скорее в сторону последнего. В первом же треке заигрывания с повторами и минимализмом, а также разрезанные на крохотные петли вокальные сэмплы сразу придают его музыке сходство с The Field, но затем Грин уходит в сторону этакого “софисти-дипа” - музыки с ярко выраженным хаус-грувом, но при этом сложно аранжированной и отлично подходящей для домашнего прослушивания. Сначала на ум приходят всё тот же Вайнхолл и ранний Мэтью Херберт (Mathew Herbert), затем через эмбиент-интерлюдии Майкл выруливает к переосмысленному тек-хаусу немецкого образца, а заканчивает фирменным печальным эпиком, который идеально прозвучал бы в качестве последнего трека на опен-эйре в пять утра.

Drøn "aux4432" (mindcolormusic)

Взлет немецкого коллектива Drøn пришелся на начало нулевых, когда Кристоф Аберт (Christoph Abert), Фредерик Дальке (Frederik Dahlke) и Инго Цобель (Ingo Zobel) были резидентами лейбов Elektrolux и Microlux. На рубеже нулевых-десятых группа ушла в тень, но года с 2015-го в их карьере наступил новый пик, связанный уже с лейблами новой генерации – Carpe Sonum, Moatun7, Ping Disc и вот теперь еще и mindcolormusic – небольшим немецким бутик-лейблом, где выходят пластинки и кассеты, все релизы называются каталожными номерами, а в реестре их артистов числятся например Microlith и упомянутый выше Серж Гайзель. На этом альбоме "aux4432" Drøn показывают себя в наиболее ритмичной ипостаси – большая часть треков это классический IDM начала нулевых (а то и конца девяностых), построенный на контрасте сентиментальных мелодий и абразивных ударных, которые хрустят, лязгают и чавкают, складываясь в замысловатые узоры. В паре треков ритм ускоряется до дрилл-н-бассовых темпов, но и тогда возникают ассоциации не со Squarepusher, а с кем-нибудь вроде раннего Джейка Менделла (Jake Mandell) или Богдана Рачински (Bogdan Raczynski).