МУЗЫКА  Проверка пульса: ноябрь

Дуэт u-Ziq и Mrs Jynx, камбэк Holy Other, второй альбом Priori и другие электронные новинки ноября

µ-Ziq & Mrs Jynx "Secret Garden" (Planet Mu)

Эта коллаборация выглядит совершенно удивительной даже несмотря на то, что Ханна Дэвидсон (Hannah Davidson) aka Mrs Jynx выпустила на лейбле Майка Парадинаса (Mike Paradinas) аж два альбома. "Мы с Ханной то и дело переписывались", рассказывает историю пластинки Майк, "И в последнее время она часто жаловалась, на то, что ей не пишется. Тогда я решил предложить ей записать совместную пластинку, в надежде что это её освежит и простимулирует. И кажется, так и получилось". И хотя совместные пластинки звезд-одиночек чаще всего не удаются (вспомним хотя бы дуэты того же Парадинаса с Aphex Twin или Speedy J), но здесь таланты Майка и Ханны чудесным образом просуммировались. На первый взгляд, вклад Ханны в "Secret Gadren" куда заметнее – мягкий звук, спокойные ритмы без овердрайва и залетов в бейс или джангл и, главное, абсолютное торжество мелодий. Здесь каждый инструмент, кроме разве что скромно уведенных на задний план ударных, рассказывает собственную мелодическую историю. Но и мелодий в стиле u-Ziq (этакого залихватского электронного веселья с привкусом фанка) здесь тоже хватает, послушайте хотя бы "Cocker Boo" или "Philip Streak". Просто Парадинаса-мелодиста времен "Bluff Limbo" или "Lunatic Harness" мы уже почти забыли, а жаль. Ну а "The Ballad Of Darth Vader" так и вовсе напоминает продолжение старой доброй "Secret Stair". Короче, чистый восторг. Лучший релиз как минимум месяца, а то и года.

Priori "Your Own Power" (NAFF)

Канадец Франсис Латрель (Francis Latreille) два года назад выпустил довольно яркий дебютный альбом, а теперь вернулся с новой пластинкой, и она еще лучше. Начинается с оптимистичного неотранса без ударных в духе Сэма Баркера (Sam Barker) ("Winged"), продолжается величественной IDM-космологией а-ля ранний Beaumont Hannant или ранний Warp ("Shkrub"), а затем выруливает в эстетское эмбиент-техно с отсылками к Sun Electric и молодому Кенни Ларкину (Kenny Larkin). Всё это у Латреля выходит просто отлично – перед нами пример альбома одновременно ровного (совершенно без проходных треков) и разнообразного – и дома слушается великолепно, и в клубе поставить не грех.

Tangerine Dream "Probe 6-8" (Kscope)

Сорокаминутный релиз – скорее длинная ЕР, хотя формально и считается альбомом. Три оригинальных трека плюс два ремикса, от живущей в Берлине итальянки Grand River, чей последний релиз издал Editions Mego, и упомянутого выше Баркера. Здесь мы слышим ровно то, чего и ждем от нынешней реинкарнации TD – тёплую секвенсорную спейс-электронику с современным звуком, но с почтением к наследию семидесятых. Удивляет то, что хотя Ульрих Шнаусс (Ulrich Schnauss) в работе над этой пластинкой, похоже, не участвовал (Шнаусс живет в Лондоне, группа в Берлине, а глобальность мира в ковидные времена уже не та), а место его занял Пауль Фрик (Paul Frick), в этаком "сентиментальном мелодизме" группа только прибавила. "Para Gyu" по звучанию очень близка как раз к недавним коллаборациям Шнаусса, а в ритмичная "Contunuum" напоминает заметно смягченный вариант электро-опусов Apparat.

Arovane "Reihen" (12k)

Уве Цан (Uwe Zahn) давно увлекается электроакустикой и глитчем, так что его появление на лейбле 12k под патронажем Тейлора Дюпри (Taylor Deupree) совсем неудивительно. Впрочем, от привычных нам IDM-записей Arovane этот альбом отличается настолько, что логичнее было выпустить его не под псевдонимом, а под реальным именем (как это в последнее время принято у электронщиков). Здесь мы слышим крайне лаконичное фортепиано, а также синтетические струнные и пэды, нарезанные в неровные петли и обильно препарированные деструктивной обработкой. В записи много шума, треска, перегруза и прочей нерегулярности. Порой кажется, что Уве вот-вот перейдет на территорию Феннеса (Fennesz) и Тима Хекера (Tim Hecker), но вместо того чтобы добавлять драмы и дисторшена, выводя музыку на эмоциональный пик, немец сдает назад, и мы снова слышим пьесы более статичные и созерцательные, где одинокие звуки рояля чинно плывут в густом звуковом тумане.

Patricia "Blue Ridge" (Analogical Force)

Чикагский музыкант Макс Равиц (Max Ravitz), ранее издававший пластинки на лейблах Opal Tapes, Spectral Sound и Ghostly International, ожидаемо добрался и до Analogical Force. Проблема мадридского лейбла в том, что к сороковому релизу он настолько отточил свой фирменный звук, что отличить артистов друг от друга уже почти невозможно. Равиц в их формулу "в меру мелодичного брейнденса, сложенного из скоростного электро, брейкбита, эйсидных рифов и слегка плывущих пэдов" вписывается идеально, и, пожалуй, главное, что о нем можно сказать – эту музыку он делает чуть лучше других. Первый трек – прямо большой хит, да и остальные семь композиций на уровне. Если бы такую пластинку вдруг выпустил Aphex Twin, вся хипстерская пресса непременно писала бы кипятком, но и в исполнении Макса Равица "Blur Ridge" скорее всего не пролетит мимо годовых топов.

Pye Corner Audio "Entangled Routes" (Ghost Box)

Завершающая часть трилогии, начавшейся альбомом "Stasis" (2016) и продолженная диском "Hollow Earth" (2019). Как всегда у Мартина Дженкинса (Martin Jenkins) мы слышим супержирный аналоговый звук и мрачноватые темы в духе научно-фантастического кино 80-х. Дарк-диско и хоррор-троника где-то между Джоном Карпентером (John Carpenter) и Стивом Муром (Steve Moore). Начинается пластика с довольно холодных и абстрактных тем, но где-то к середине появляются хиты – "Hive Mind", "Growth Potential" и особенно эпическая "Symbiosis", которая закрывает альбом, это прямо образцовое slo mo диско, а "Buried Network" здорово отдает Kraftwerk времен "Autobahn" и "Radioactivity".

Kiritchenko "Feral" (Detroit Underdgound)

Андрей Кириченко – фундаментальная фигура для украинской экспериментальной электроники. Он начинал еще в девяностые, основал лейбл Nexsound и фестиваль NextSound, сотрудничал с артистами уровня Scanner и Kim Cascone и выпустил несколько десятков релизов в диапазоне от эмбиента, глитча и электроакустики до IDM и чуть ли не power electronics. Дебют Андрея на Detroit Undergroud (не то длинный ЕР, не то короткий альбом) – это довольно необычный опыт по деконструкции танцевальной музыки. Ритмы джангла, герриджа и пост-дабстепа здесь препарированы на максимально экспериментальный лад, так что грув вроде бы есть, а текстуры наоборот нарочито рваные, заедающие и съезжающие с тональности. Как-то так мог бы звучать воображаемый дуэт Squarepusher с Oval или Second Woman.

Jon Hopkins "Music For Psychedelic Therapy" (Domino Recording Co)

Джон Хопкинс в последнее время известен скорее танцевальными треками, но начинал он с довольно мягкой музыки на стыке даунтемпо, IDM и эмбиента. "Музыка для психоделической терапии" – в каком-то смысле возвращение к истокам, но ударных здесь нет вовсе, "триповать" Хопкинс предлагает под комфортный (а местами даже и несколько слащавый) симфо-эмбиент. Пластинка не без удачных моментов, но лучшим образцам жанра явно проигрывает. Из "Music For Psychedelic Therapy" мог бы выйти отличный саундтрек (параллели с более ранними работами Хопкинса для кино напрашиваются сами собой), но в качестве долгожданной "программной работы" альбом скорее разочаровывает.

Riki "Gold" (Dais Records)

Американский лейбл Dais Records позиционирует себя как площадку "жанровых агностиков" – в их каталоге Xeno & Oaklander соседствуют с Рафаэлем Антоном Иризарри (Rafael Anton Irisarri), а Space Afrika – с переизданиями Coil. Их свежий релиз - второй альбом певицы и художницы из Лон-Анджелеса, записанный при продюсерской поддержке Джошуа Юстиса (Joshua Eustis) из Telefon Tel Aviv. Стилистически Рики оглядывается в первую очередь на новых романтиков – это меланхолический поп с довольно аутентичным рыхлым и чуточку (но без фанатизма) лоу-файным звуком под восьмидесятые. Бэкграунд у девушки довольно разнообразный, так что на пластинке мы слышим отсылки то к ранним Eurythmics, то к Bananarama, то к Siouxie & The Banshees. А колорита записи добавляет то, что вокальными интонациями Рики то и дело походит на крестную мать русского рока Джоанну Стингрей, игравшую, в сущности, нечто близкое по звучанию.

Holy Other "Lieve" (ホ)

В эпоху витч-хауса, то есть в начале 2010-х Британец Дэвид Энйли (David Ainley) считался восходящей звездой, издавался на моднейшем Tri Angle и удостаивался сравнений с Burial. Казалось, что после очень удачного дебютного "Held" он выпустит нечто сногсшибательное, и во время московских гастролей Дэвид рассказывал, что вдохновляется религиозной музыкой и для новой пластинки собирается записывать хор. Однако вместо этого Holy Other исчез с радаров на долгие 9 лет. С тех пор и про витч-хаус все забыли, и Tri Angle закрылся. И тем не менее, новый альбом (выпущенный уже самиздатом) очень хорош. Хора нет, но, что называется, не без религиозности. "Lieve" это возвышенный симфо-бейс, с саксофоном, струнными и ангельскими голосами, а также неизменно большим количеством пэдов и хромыми (и совершенно не пригодными к танцам) ритмами. Живые инструменты и вокал писались в помещении обсерватории, так что с масштабом и пространством тут полный порядок. Звучит всё это вполне современно (что неудивительно – это не отложенная запись начала 2010-х, а музыка совсем свежая), можно даже провести параллели с Arca, если убрать из него всю крипоту и оставить всю музыкальность.

As If "10 Views From A Different Angle" (Carpe Sonum Records)

Бонусом - октябрьский релиз, мимо которого никак не пройти. Американский лейбл Carpe Sonum, начинавший как правопреемник легендарного FAX, как-то незаметно выработал собственный стиль. Формально это вроде бы всё тот же комфортный эмбиент без ударных, но совершенно не "дроновый", с движением и событиями. Но звучит это совсем не так, как пластинки с FAX и вообще музыка из девяностых. Больше деталей, больше пространства и "воздуха", меньше басов, да и настроение изменилось. Альбом датчанина Кеннета Вернера (Kenneth Werner) эту тенденцию только подтверждает, несмотря на то, что записан был 4 года назад и первоначально вышел в виде малотиражного селф-релиза. Его звук состоит из трех составляющих: теплых как одеяло обволакивающих пэдов в духе 36 или Motionfield, "летучих" секвенций, тонущих в реверберации и эхе, а также даб-техно аккордов со срезанными низкими частотами. Получается из этих ингредиентов не монохромная северная хмурь, а музыка теплая и умиротворяющая. В шестой части даже обнаруживается скрытый оммаж Jam & Spoon'овской "Стелле", что всегда приятно.

30.11.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: