МУЗЫКА  Проверка пульса: сентябрь

Вангелис, DJ Seinfeld, Carbon Based Lifeforms, Loess и другие электронные новинки сентября

DJ Seinfeld "Mirrors" (Ninja Tune)

Новый клиент Ninja Tune – швед Арманд Якобссон (Armand Darius Anders Jakobsson), уже несколько лет как перебравшийся в Барселону. Четыре года назад у него вышел дебютный диск на Lobster Theremin, затем – DJ Kicks, то есть в обойме крупных лейблов Арманд находится уже давно. Альбом "Mirrors" во многом продолжает успешную линию, начатую Bicep – это близкая к идеалу клубная музыка с человеческим лицом, где даже есть вокал, но чаще всего нарезанный и отодвинутый на задний план, чтобы не переходить опасную грань поп-формата. По сравнению с Bicep здесь меньше транса и брейкбита, но больше хауса и герриджа (а порой и отстраненной задумчивости), так что на ум приходят сравнения то с MJ Cole, то с Tourist, то с последним альбомом Four Tet или даже Disclosure.

Vangelis "Juno To Jupiter" (Decca)

78-летний маэстро внезапно выпустил просто отличную пластинку. Сингл "Juno's Tender Call", в котором доминировали оркестр и оперное сопрано, наводил на грустные мысли, что греческий патриарх окончательно распрощался с электроникой и видит себя теперь исключительно классическим композитором, но на поверку всё оказалось ровно наоборот. Первый же трек гипнотизирует голосами космонавтов и секвенцией, подозрительно похожей на флойдовский "On The Run", сразу же следом – фирменная вангелисовская электроника 80-х (совершенно, кстати, неотыгранная тема, уж не там ли ждать следующий ренессанс), а "Out In Space" и вовсе напоминает саундтрек к "Бегущему по лезвию". И дальше еще час примерно того же самого, квинтэссенция практически всего хорошего, что Вангелис делал в разные годы. Да, оркестровые треки тут тоже есть, но их тут явное меньшинство, и картины они здесь совсем не портят примерно так же, как не портит картины саксофон в "Бегущем". Единственное, за что "Juno To Jupiter" можно поругать – отсутствие каких бы то ни было новаций, но ведь кажется от мэтров мы ждем именно таких пластинок, чтобы "всё как тогда". И как правило не дожидаемся.

Loess "Totems" (n5MD)

Жители Нью-Джерси и многолетние резиденты лейбла n5MD (успевшие в начале карьеры мелькнуть еще и на британском Toytronic), ведут себя по принципу "лучше меньше да лучше". "Totems" – всего лишь четвертый их лонг-плей за 20 лет, но зато с контролем качества у Йена Пуллмана (Ian Pullman) и Клэя Эмерсона (Clay Emerson) полный порядок. При этом они умудряются и не шарахаться из стороны в сторону (все их пластинки отлично вписываются в понятие IDM), и не повторяться. Если, скажем, альбом "Wind And Water" был чем-то вроде более интровертной версии Arovane времен "Icol Diston" и "Atol Scrap", то новый диск – работа более сложная и многоплановая. Заторможенные чавкающие и позвякивающие биты по-прежнему на месте, но рядом с ними и слегка разъезжающиеся в диссонанс аккорды, отсылающие к поздним Autechre, и сайд-чейны, которые придают их звуку современности (порой вспоминается чуть ли не Крис Кларк), и живые инструменты в духе Digitonal. При этом в аранжировке по-прежнему очень много воздуха – уж что-что, а не сказать лишнего Loess умеют лучше всех. Это как бы одновременно и довольно замысловато, и при этом всё еще красиво – довольно редкое для электроники и очень приятное качество.

Carbon Based Lifeforms "Stochastic" (Leftfield Records)

Новый диск дуэта из Гётеборга – продолжение их совсем уже "глубоководной" линии, начатой на альбомах "VLA" и "Twentythree". Здесь нет ни битов, ни пульсирующих секвенций, ни даже ярко выраженных мелодий, а есть лишь медленно переливающиеся гармоничные аккорды. Музыка величественная и умиротворяющая как арктический пейзаж, но несколько статичная. Всё же, свою популярность (а на сей момент CBL – чуть ли не главные эмбиент-артисты планеты, если судить по статистике стриминг-сервисов) Дэниел и Йоханнес заработали скорее более динамичными хитами вроде "MOS 6581" или "Photosynthesis", а на "Stochastic" ничего подобного, увы, нет.

Steve Moore "Gone World" (Pittsburgh Tracks)

Стив Мур долго и размеренно двигался в сторону транса. Заигрывания с ним начались еще во времена альбома Zombi "Escape Velocity", продолжились на соло ЕР-шках на Kompakt, и вот теперь Мур наконец "дорос" до транс-альбома. Прямой бит, пульсирующий бас и арпеджио, к которым волей-неволей примериваешь эпитет "космические". При этом у Мура нет ни грамма трансовой "попсовости" вроде переслащенных мелодий или восходящих эйфорических аккордов. Это транс, что называется, первородный – той эпохи, когда он только начал зарождаться в Берлине и Франкфурте из техно и берлиншуле. Мур действует строго по формуле "хочешь записать что-нибудь новое, откатись назад и найди точку в музыкальной истории, когда что-то пошло не так". И если, скажем, Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) достает из транса и деконструирует именно те самые жанровые клише, то Мур изобретает транс серьезный и, если угодно, интеллигентный.

CCF "aux4430" (mindcolormusic)

Ник Билладо (Nick Billadeau) начинал как один из незаметных героев американского самиздата (его bandcamp-страница наполнена селф-релизами, о которых не ведает даже discogs), но в конце концов попал в обойму лейбла mindcolormusic – не то, чтобы такого уж известно, но имеющего за плечами довольно серьезный каталог и издающего винилы. Альбом "aux4430" – это чистой воды брейнденс, ну то бишь смесь электро, IDM и эйсида в примерно равных пропорциях. Где-то рядом Aphex Twin с "Аналордами", Wisp, Ceephax, RX-101 и d'Arcangelo. Такого в последнее время выходит немало (достаточно посмотреть на каталоги лейблов WeMe и Analogical Force), но даже на фоне именитых коллег CCF совершенно не теряется – у него и биты зажигательные, и звук теплый, и ярких мелодий в достатке.

Inigo Kennedy "Eyes Closed in the Sun" (Asymmetric)

Британец Иниго Кеннеди принадлежит одновременно к двум мирам: с одной стороны, его дискография наполнена злыми и репетативными техно-стучалками, с другой, на полнометражных альбомах он чаще отдает предпочтение IDM и эмбиенту. Впрочем, не так редко у него получается эти ипостаси совмещать, и музыка от этого только выигрывает. "Eyes Closed in the Sun" – работа как раз из этой серии. Техно в явном виде тут почти нет, зато есть довольно жесткое и тяжеловесное (пусть и небыстрое) электро. А вот музыкальная текстура в виде атмосферных пэдов и неторопливых минорных синтезаторных соло – совершенно не из клубной вселенной. Получается не совсем IDM, но в чистом виде "интеллигентная танцевальная музыка".

VA "Higher Love Vol. 1" (Higher Love Recordings)

Британская балеарик-сцена – пласт крайне интересный и в общем мало исследованный. Время от времени какие-то яркие релизы оттуда вроде альбомов Quiet Village, Seahawks или Hatchback выхватывают радары любителей "электроники широкого профиля" (или, например, эмбиента), но чаще всего сцена живет своей изолированной жизнью. Брайтонский лейбл Higher Love Recordings – как раз один из таких "выделенных очагов". Они продвигают довольно экзотический саунд на стыке балеарики, даунтемпо, даба, нью-эйджа, спейс-электроники и даже world music (здесь в большом почете этнические барабаны). Расслабленно, красиво и словно не из этого времени – здесь как будто тщательно воссоздают дух Ибицы 80-х, еще не испорченной потоком туристов и дорогими клубами-франшизами. Чаще всего Higher Love издает синглы, так что сборник – редкий случай получить о лейбле более-менее целостное представление. Широко известных имен среди участников нет, зато есть российский резидент – Денис Леонович aka Alterleo, чей трек оказывается на сборнике одним из лучших.

London Modular Alliance "Portable Sanctuary" (Applied Rhythmic Technology)

Дебютный альбом лондонского трио модурярщиков привлекает внимание в первую очередь тем, что выпустил его легендарный лейбл, которым вот уже почти 30 лет руководит Кирк Деджорджио (Kirk Degiorgio) aka As One. От музыкантов с модульными системами ждешь скорее или авангардной электроники, или чего-нибудь в духе Tangerine Dream или Катерины Барбьери (Caterina Barbieri), но троица играет довольно ортодоксальное электро. В голову приходят сравнения то с Dopplereffekt, то с ранними Aux88, то с Octagon Man, разве что ритмы местами сбиваются и клонятся в сторону IDM. Ярко выраженных мелодий здесь нет, сплошной суровый минимализм, зато есть хороший грув и атмосфера мрачного киберпанка.

Ulrich Schnauss & Mark Peters "Destiny Waiving" (Bureau B)

Третий совместный альбом электронщика Ульриха Шнаусса (не будем лишний раз описывать его заслуги, учитывая, что мимо "проверки" не проехал, кажется, ни один его релиз) и гитариста шугейз-группы Engineers. Тембры и мелодии Ульриха узнаются с первых же нот, что в принципе характерно для всех пластинок, где он участвует. Но и Марк тут отнюдь не в роли статиста – гитары его тут много, что иногда придает музыке сходство с "Electric Counterpoint" Стива Райха. Еще одно направление, которое кажется тоже идет от Марка Питерса – отсылки к классическому краут-року образца Harmonia, неторопливому и медитативному.

The Last Ronin "Samurai Revenge" (AKO Beatz)

The Last Ronin – дуэт, одну половину которого составляет загадочный итальянец Алессандро Корсини (Alessandro Corsini), выпускавший пластинки под именем Enjoy, а другую – британец Дэвид Квомина (David Quamina) aka DJ Stretch, старый джанглист, близкий к тусовке Reinforced Records и группы 4 Hero, а также босс лейбла AKO Beatz, где и вышел этот альбом. И да, "последние ронины" играют джангл. Эту музыку даже драм-н-бейсом назвать язык не поворачивается, это какой-то флешбек из времен сборников "Artcore". Мелко нарезанные олдскульные брейки, задумчивые пэдовые септаккорды, сэмплы из тех времен, когда библиотеки были наперечет и каждый звук использовался десятками продюсеров, женский soulful-вокал и речитатив (а точнее "тоустинг") ямайских MC.

01.10.2021, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: