САУНДТРЕК  Зал славы "Целлулоида": 2000

Боно, Бьорк, "Брат 2" и братья Коэн - в ретроспективной колонке о музыке в кино и кино в музыке

C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, каждый год выбирающая десятку его лучших саундтреков. Таковых уже давно хватило на целый Зал славы: от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до пиксаровской "Души". Временно парализовавшая мировой кинопрокат пандемия оказалась подходящим поводом копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.

Момент истины все ближе: обратный отсчет начнется уже на следующей неделе, а следить за ним в режиме реального времени можно будет на страницах канала "вольности перевода". Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. Ну а замыкает нашу эстафету 2000 год, к XXI веку, строго говоря, не относящийся, зато давший начало нулевым - и, согласитесь, было бы странно лишать позапрошлую декаду целого (да еще и такого плодовитого!) года из-за прихоти летоисчисления.

Как бы то ни было, самым дорогим фильмом 2000 года оказался диснеевский "Динозавр", а самым кассовым - вторая "Миссия: невыполнима". Помимо них, в десятку главных хитов года вошли картины, где Том Хэнкс разговаривал с волейбольным мячом, Мел Гибсон подслушивал мысли женщин, а Харрисон Форд играл, подумать только, злодея. Главным фильмом года повсеместно признали "Гладиатор" Ридли Скотта, а лучшим режиссером - отличившегося аж дважды Стивена Содерберга. Что до киномузыки, то она окончательно перестала быть уделом узкопрофильных мастеров: конкуренцию Уильямсу, Циммеру и Морриконе составили в числе прочих Air, Бьорк и Боно.

№10
"Брат 2"

Кино: Мягко говоря, проблематичное и вроде бы даже не отбившее собственный бюджет кино - без которого, однако же, невозможно представить Россию XXI века. Мейнстримовый криминальный боевик о деньгах, правде и эхе войны, узаконивший место Сергея Бодрова-младшего в отечественном поп-культурном иконостасе.
Музыка: Памятник новому русскому року конца 1990-х - начала нулевых - спродюсированный Михаилом Козыревым саундтрек, ставший всем "Нашествиям" "Нашествием": от "Аукцыона" и обязательного Бутусова до Земфиры и "Би-2".
Момент: Сплин "Линия жизни"


№9
"Танцующая в темноте" (Dancer in the Dark)

Кино: Еще более противоречивая (хотя, казалось бы, куда уж) мелодрама датского enfant terrible Ларса фон Триера, разделившая на полярные лагеря даже его поклонников и надолго отвадившая от игрового кино исполнительницу главной роли Бьорк.
Музыка: Получившийся не в пример лучше фильма внеочередной альбом Бьорк "Selmasongs", он же - косметически отремонтированный саундтрек к снятому фон Триером "мюзиклу" (актера Питера Стормаре тут, в частности, заменили Томом Йорком), давший исландке повод прийти на "Оскар", одевшись лебедем.
Момент: Björk feat. Thom Yorke "I've Seen It All"


№8
"Фанатик" (High Fidelity)

Кино: Редкий ромком, который придется по душе самому отъявленному цинику - особенно если он при этом еще и меломан: владелец музыкального магазина (Джон Кьюсак) и другие более или менее обаятельные лузеры делают идеальные микстейпы и составляют топ-5 всего на свете - вплоть до самых памятных брейкапов.
Музыка: 15 из 70 звучащих в фильме песен, в свою очередь отобранных из двух тысяч (!) треков, изначально находившихся в лонг-листе сценаристов (включая Кьюсака): от Боба Дилана до Стиви Уандера, от 13th Floor Elevators до Stereolab.
Момент: The Beta Band "Dry the Rain"


№7
"О, где же ты, брат?" (O Brother, Where Art Thou?)

Кино: Триумфальный старт "трилогии идиотов" (в итоге превратившейся в тетралогию), сыгранных у братьев Коэн Джорджем Клуни, - вдохновленная гомеровской "Одиссеей" и Великой депрессией трагикомедия о трех зеках, убегающих из тюрьмы в надежде найти - как вскоре выясняется, каждый свое - сокровище.
Музыка: Единственный саундтрек, награжденный "Грэмми" в категории "Альбом года": спродюсированное Ти-Боуном Бернеттом (T Bone Burnett) введение в фолк-традиции американского Юга.
Момент: The Soggy Bottom Boys "I Am a Man of Constant Sorrow"


№6
"Большой куш" (Snatch.)

Кино: Второй и, возможно, лучший фильм Гая Ричи - "британского Тарантино", которому обязаны карьерами Джейсон Стейтем и Стивен Грэм: они играют номинально главных из двух десятков живописных героев, которых связывает украденный бриллиант в 86 карат.
Музыка: Довольно неотразимая компиляция диалогов, модной в начале нулевых электроники, группы Oasis, "Хава нагилы" и золотых стандартов, один из которых исполняет будущая бывшая жена Ричи Мадонна.
Момент: Mirwais "Disco Science"


№5
"Почти знаменит" (Almost Famous)

Кино: Во многом автобиографическая трагикомедия о взрослении, окончательно узаконившая статус Кэмерона Кроу - самого нестыдного сентименталиста современного Голливуда, начинавшего журналистом в Rolling Stone (о чем, собственно, и фильм).
Музыка: Еще один хит-парад общих мест, к которому при этом не придраться: далеко не все из звучавшего в фильме попало в саундтрек (в противном случае его авторы разорились бы на одних Led Zeppelin), но все самое главное - включая singalong на века и песню списанной с "цеппелинов" вымышленной группы Stillwater - тут есть.
Момент: Elton John "Tiny Dancer"


№4
"Ангелы вселенной" (Englar alheimsins)

Кино: Исландская драма, регулярно сравниваемая с "Пролетая над гнездом кукушки": шизофреник Паул (национальное достояние Ингвар Сигурдссон) болезненно переживает расставание с девушкой, коротая дни в компании других заблудших душ.
Музыка: Экспериментальный, но страшно при этом красивый саундтрек Хильмара Ерна Хильмарссона (композитора и музыканта широкого профиля, записывавшегося, в частности, с Psychic TV и Current 93), к которому в кульминационный момент подключаются, кто же еще, Sigur Rós.
Момент: Sigur Rós "Dánarfregnir og jarðarfarir"


№3
"Красота по-американски" (American Beauty)

Кино: Голливудский дебют Сэма Мендеса, с первой попытки снявшего окончательный фильм об "одноэтажной Америке". Написанная еще одним дебютантом Аланом Боллом (будущим создателем великого телесериала "Клиент всегда мертв") и сделанная за скромные 15 миллионов, "Красота по-американски" заработала 350 - и пять "Оскаров" (включая самый главный) на сдачу.
Музыка: Вышедшая во второй вторник нулевых революционная работа Томаса Ньюмана, сделавшего перкуссии пульсом фильма, а электронный минимализм - своим (и много чьим еще) modus operandi на многие годы вперед.
Момент: Thomas Newman "Dead Already"


№2
"Отель "Миллион долларов" (The Million Dollar Hotel)

Кино: Награжденная Серебряным медведем Берлинале, после чего вдохновенно втоптанная в грязь (в том числе, собственной звездой Мелом Гибсоном) медитативная драма Вима Вендерса, идея которой пришла в голову Боно во время съемок видео U2 "Where the Streets Have No Name" на лос-анджелесской крыше.
Музыка: Саундтрек уровня, на котором синие сны Вендерса всерьез начинают казаться недопонятым шедевром: выдающиеся происки джазового ансамбля, где числятся Брайан Ино (Brian Eno) и Дэниел Лануа (Daniel Lanois), а солируют то Боно, то Милла Йовович (Milla Jovovich). Плюс три великие - одна старая, две новые - песни U2.
Момент: U2 "The Ground Beneath Her Feet"


№1
"Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)

Кино: Режиссерский дебют возглавившей десятку "Целлулоида" в третий раз (и тем самым догнавшей ее экс-бойфренда Квентина Тарантино) Софии Копполы - мастерская, навязчивая адаптация одноименного романа о тяготах взросления и вечной молодости.
Музыка: 40 минут гипнотического спейс-рока, которые можно считать одним из двух саундтреков к фильму (есть и песенный), а можно - вторым (после великого "Moon Safari") LP Air. Здесь же многие впервые услышали голос фронтмена никому не известных тогда Phoenix - и будущего мужа Копполы - Томаса Марса.
Момент: Air "Playground Love"


Зал славы "Целлулоида"

2000 - "Девственницы-самоубийцы" (The Virgin Suicides)
2001 - "Амели" (Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain)
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)

17.05.2021, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: