Всего пятнадцать лет прошло с того дня, когда прогремел
на всю страну, в
одночасье сделав приватно смакуемый на светских вечеринках и заплеванных
торчальнях рок-н-ролл, достоянием широких масс, Подольский
Рок-Фестиваль. Всего? Или целых пятнадцать лет? Что вместили в себя эти
годы - целую музыкальную эпоху, или унылое топтание на месте? Для многих ответ
на этот вопрос навеки похороен в заполнившем этот исторический промежуток
алкогольном тумане. Для остальных же 13 сентября в галерее на Забелина,1 была
открыта выставка, на которой все интересующиеся могут лично ознакомиться со
всеми документами эпохи, как то: плакатами эпохи перестройки, оригинальными, на
машинке отпечатанными списками выступавших со всеми рукописными правками,
копиями прошений в комитеты по делам молодежи различных городов на предмет
командировки на фестиваль групп таких-то, бережно помещенными под пластик
пожелтевшими статьями из "Известий", "МК" и "Огонька", а также большим
количеством стильных черно-белых фотографий и нещадно гоняемой в хвост и в
гриву видеозаписью исторического события.
Эдак пленка скоро развалится,
отцифровали бы... Процесс окупится, уверяю. Среди желающих преобрести этот
памятник эпохи в свою видеотеку одних только фанатов Наутилуса набежит
до черта.
Создатели выставки - Сергей Гурьев,
Александр Бурлака и Николай
Мейнерт (успевший за эти пятнадцать лет совершить "отход на север" из
Таллина аж в Хельсинки), - открывая экспозицию, сделали все для того, чтобы
погрузить посетителей в атмосферу Подольского парка культуры имени Талалихина.
Меню фуршета
состояло главным образом из портвейна "777", кильки в томатном соусе и черного
хлеба. Под грохот беснующихся на экране первобытных металистов из Облачного
Края одна из бутылок вырвалась из чьей-то руки, и если не
пробила стеклянный выставочный столик, то загадила его своим содержимым весьма
основательно. "Все, как тогда", - ностальгически констатировали организаторы.
Ближе к вечеру подключенный к видеодвойке кинопроектор был развернут в окно,
открытое по случаю духоты. Теперь раритетной видеозаписью могли насладиться
все, кто в этот момент проходил по улице, ибо изображение отхватило часть стены
дома напротив, - ну, а усиленный колонками звук и так хлестал изо всех щелей.
Часть посетителей уставилась в окна, ибо в этот момент проектор показывал
воедшее ныне в историю выступление Наутилуса.
А посмотреть было на что. До какого-то момента сценическое действо идеально
соответствовало убогому звуку и полному отсутствию света: гордые рокеры,
выглядящие в большинстве своем так, будто каждый из них только что протирал
локтями прилавок пивной, были чуть ли не банальней собственной публики. Но вот
на сцену вышли пятеро (из них трое - клавишники) в строгих черных костюмах и
вампирическом гриме. Концерт открыла неожиданно тяжело, давяще, с какими-то
точно просчитанными криками на заднем плане исполненная а-капелла русская
народная "Разлука ты, разлука..." (в некоторых вариантах переиздания
легендарного селф-релиза на LP и СD это ключевое интро почему-то было
безжалостно выкинуто). Барабанщика у группы в тот момент не было, однако
чеканные ритмы ударного синтезатора в сочетании с жесткой, минималистичной
игрой музыкантов звучали более чем убедительно. И хотя в 1987 году Наутилус
был точно таким же "неизвестным науке зверем", как какие-нибудь Алиби,
было видно: на сцене - люди, действительно настроенные на настоящее дело, и
обладающие недюжинной самодисциплиной. Еще никому не известные, но уже резко от
всех отличающиеся. Еще не профессионалы, но реально готовые взять сей уровень
штурмом. В отличие от тех же Алиби, терзавших своими "музимами" и кепочками до
них слух публики полчаса и не получившие в ответ ни хлопка, ни свиста.
Присутствовавший на выставке клавишник и саксофонист группы Алексей
Могилевский на вопрос Звуков.Ру о тогдашней "кухне" группы сообщил, что к
моменту выступления Наутилуса в Подольске состав уже был укомплектован
профессиональными "ямахами" и "роландами", а звучавший вместо ударных
ритм-компьютер был не встроенным, в чьи-либо клавиши, как гласит легенда, а
нормальной, профессиональной же плашкой. Соответственно, все партии учились до
полного отскакивания от зубов. Да и Вячеслав Бутусов, будучи довольно
скромным по возможностям гитаристом, выпиливал в тот день именно те риффы, что
надо. Причем, опять-таки - на нормальном "телекастере".
Гурьев тем временем щедро делился с посетителями свежими номерами своей
"Контр'Культ'Ур`ы". "Музыкальные критики желают считать, что обозревают
такие же шедевры, как их предшественники, - пишет он в статье "Очищение
ядом" из N5 за этот год, - Есть ощущение, что в прошлом осталась
грандиозная, яркая, героическая жизнь, на месте которой с понтом обосновался
какой-то космический мусор..." И да, и нет. Судя по архивной видеозаписи,
мусора было полно и в ту "героическую" эпоху.
Вот только копаться в помойках
парковых рок-фестивалей, дабы обнаружить нечто хотя бы равновеликое Наутилусу
или Бригаде С, теперь приходится намного дольше...
Bob COOPER (1925)
Jay LEONHART (1940)
Jonathan KING (1944)
Randy RHOADS (1956)
Peter BUCK (1956)
Ben WATT (1962)
Роман СТОЛЯР (1967)
Ульф ЭКБЕРГ (1970)
Ulf "Buddha" EKBERG (1970)