В минувшем году я посмотрел 150 новых фильмов и как минимум взялся за 45 новых или вернувшихся в эфир сериалов - как всегда, прислушиваясь к звучавшим с больших и (в основном) малых экранов мелодиям и песням. Многие из них были выпущены в виде саундтреков, лучшие - украсили итоговый топ-10 "Целлулоида". Традиционный дисклеймер: рассматривалась только официально изданная музыка к фильмам и шоу, которые я смотрел, поэтому ни колоссальная работа, проделанная музыкальными редакторами "Нормальных людей" и "Хода королевы", ни бесспорно великий, но существующий пока только в форме спотифаевского плейлиста саундтрек "Lovers Rock" в расчет не шли. Ну и, конечно, самое время напомнить, что скоро, очень скоро завершится "целлулоидная" ретроспектива и начнется обратный отсчет лучших саундтреков XXI века.
№10
"Первая корова" (First Cow)
Кино: Маленькая, но гордая инди-драма, на бис отточившая уникальный авторский почерк одного из лучших режиссеров наших дней Келли Райхардт: два друга, еврей и китаец, затевают успешный, но рискованный бизнес в Америке 200-летней давности.
Музыка: Бывший гитарист Silver Jews и Lambchop Уильям Тайлер с лаконичным и меланхоличным мини-альбомом инструментальной американы, иногда перебиваемой диалогами из фильма.
Момент: William Tyler "A Closing"
№9
"Никогда, редко, иногда, всегда" (Never Rarely Sometimes Always)
Кино: Еще одна крупная удача чудом успевшего стартовать фестивального сезона - награжденная на "Сандэнсе" и Берлинале немногословная и могучая драма о 17-летней девушке, в компании кузины отправляющейся из Пенсильвании в Нью-Йорк, чтобы сделать аборт.
Музыка: Уверенный композиторский выход инди-дивы Джулии Холтер, доказавшей, что прикладной эмбиент ей удается немногим хуже, чем сделавший Джулии имя авантюрный и высокохудожественный поп.
Момент: Julia Holter "Stealing Money (Extended)"
№8
"Последние и первые люди" (Last and First Men)
Кино: Вероятно, последний привет с того света, передаваемый нам великим исландским композитором Йоханом Йоханссоном: ставшая его полнометражным режиссерским дебютом иммерсивная адаптация монументального романа (он же - "история будущего") Олафа Стэплдона.
Музыка: Величественный реквием по человечеству и, так уж вышло, самому Йоханссону, после смерти которого саундтрек дорабатывали его коллеги, включая главную героиню прошлогоднего топ-10 Хильдур Гуднадоттир ("Джокер", "Чернобыль").
Момент: Jóhann Jóhannsson & Yair Elazar Glotman "The Last Men"
№7
"Я потеряла свое тело" (J'ai perdu mon corps)
Кино: Один из самых необычных анимационных фильмов прошлого (на самом деле, позапрошлого) и любого другого года: макабрическая и пронзительная история об отрубленной руке, путешествующей по Парижу в поисках хозяина.
Музыка: Внезапное напоминание о полузабытом парижском индипоп-интернационале The Dø: сочиненный участником группы Даном Леви электронный саундтрек, звучащий как одухотворенный апгрейд продукции лейблом Italians Do It Better.
Момент: Dan Levy "J'ai perdu mon corps"
№6
"Корона" (The Crown), 4-й сезон
Шоу: Не лучший, но вызвавший особенно ощутимый резонанс сезон флагманского шоу Netflix, где к обычным подозреваемым в исполнении британской актерской элиты присоединились Маргарет Тэтчер (Джиллиан Андерсон) и принцесса Диана (Эмма Коррин).
Музыка: Набивший руку на других островных хитах ("Острые козырьки", "Черное зеркало") и отдувающийся за драматические недочеты сезона Мартин Фиппс c саундтреком, вышедшим куда интереснее и изощреннее, чем стоило ждать от академичной исторической драмы.
Момент: Martin Phipps "Voices"
№5
"1917" (1917)
Кино: Притворяющаяся одним кадром, технически совершенная ("Оскары" за лучшие визуальные эффекты, звук и грандиозную операторскую работу Роджера Дикинса) военная драма, вдохновленная рассказами Альфреда Мендеса (служившего связным во время Первой мировой деда режиссера).
Музыка: 15-я (!) оскаровская номинация Томаса Ньюмана, по-прежнему остающегося без единой победы, но, судя по "1917" (одной из самых убедительных работ в его насчитывающем сотню пунктов резюме), не намеренного сдаваться.
Момент: Thomas Newman "The Night Window"
№4
"НольНольНоль" (ZeroZeroZero)
Шоу: Амазоновский ответ "Нарко": вдохновленный одноименной книгой итальянского журналиста Роберто Савиано амбициозный (декорациями для шоу служат три континента) и угрюмый мини-сериал о том, как устроен мировой рынок кокаина.
Музыка: Очередной безупречный саундтрек в исполнении шотландских построковых титанов Mogwai, освоивших здесь малые формы (большинство треков укладываются в 2-3 минуты, все - короче 5), но оставшихся верными себе и своему таланту находить красоту в мраке.
Момент: Mogwai "Major Treat"
№3
"Третий день" (The Third Day: Winter)
Шоу: Телевизионный фолк-хоррор в трех частях: "Лето" посвящено герою Джуда Ло, застревающему на таинственном и зловещем острове у британского побережья, "Осень" - транслировавшийся в формате лайвстрима 12-часовой фристайл, ну а нас с вами интересует "Зима", где ищут уже самого Ло.
Музыка: Возможно, самая эффектная работа пишущего киномузыку с середины нулевых основателя Tindersticks Дикона Хинчлиффа: краски сгущаются, скрипки ноют, клавиши рояля излучают нервный газ.
Момент: Dickon Hinchliffe "Leaves"
№2
"Рассказы из Петли" (Tales from the Loop)
Шоу: Медитативная, интроспективная и очень скандинавская квазиантология по мотивам одноименного артбука Симона Сталенхага - объединенные декорациями вымышленного городка со стоящей над его душой "Петлей" (долго объяснять) восемь диалогов с вечностью.
Музыка: Коллаборация Филипа Гласса (Philip Glass) и Пола-Леонарда Моргана, чей завораживающий и в отрыве от видеоряда минимализм напоминает то Макса Рихтера, то Арво Пярта, а то и того же Ньюмана.
Момент: Paul Leonard-Morgan "Walk to School"
№1
"Душа" (Soul)
Кино: Дежурный, но оттого не менее впечатляющий шедевр пиксаровских аниматоров и рассказчиков: школьный учитель музыки и несостоявшийся джазмен попадает в чистилище, пытается надуть смерть и знакомится с мизантропической душой - с непредсказуемыми для обоих последствиями.
Музыка: Второй в истории "Целлулоида" хет-трик: вслед за великим компилятором Квентином Тарантино топ-10 в третий раз возглавили Трент Резнор и Аттикус Росс (они же - костяк теперешних Nine Inch Nails), чей изумительный дебют в детском кино (в жанре, надо понимать, лайт-эмбиента) дополняют оригинальные композиции джазового пианиста Джона Батиста (Jon Batiste).
Момент: Trent Reznor & Atticus Ross "Epiphany"
Зал славы "Целлулоида"
2002 - "Банды Нью-Йорка" (Gangs of New York)
2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)
2020 - "Душа" (Soul)
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)