САУНДТРЕК  Зал славы "Целлулоида": 2003

Токио, Рейкьявик, Берлин и "Геленджик" - в ретроспективной колонке о музыке в кино и кино в музыке.

C весны 2009-го на Звуках выходит "Целлулоид" - авторская колонка Сергея Степанова, рассказывающая о музыке в кино и кино в музыке, после чего выбирающая топ-10 лучших саундтреков года, которых уже хватило на целый Зал славы с триумфаторами в диапазоне от тарантиновских "Бесславных ублюдков" до телевизионного "Чернобыля". Парализовавшая мировой кинопрокат пандемия - подходящий повод копнуть поглубже, подытожив аналогичными рейтингами остальные киногоды нулевых. Ну а чтобы было еще интереснее, по окончании этой ретроспективы (и 2020 года) "Целлулоид" выберет лучших из лучших - 21 выдающийся саундтрек XXI века.

Основные правила неизменны: в расчет идет только официально изданная (в каком угодном формате) музыка к фильмам и - в избранных случаях - сериалам, которые я смотрел. На очереди - 2003 год, когда мировой кинематограф лишился Кэтрин Хепберн и Грегори Пека, но приобрел Еву Грин и Махершалу Али, а третий "Властелин колец" стал вторым фильмом-миллиардером (после "Титаника") и первым обладателем 11 "Оскаров" из 11 возможных (что не удалось даже "Титанику"). Однако куда большее отношение к этой колонке имеет оскаровский триумф Софии Копполы - возможно, единственной соперницы Квентина Тарантино за итоговое первенство в общем зачете "Целлулоида".

№10
"Трио из Бельвилля" (The Triplets of Belleville)

Кино: Эксцентричная анимационная комедия из Франции - история о юном велосипедисте, его бабушке, их собаке и трио пожилых певиц (подыгрывающих себе, в частности, на пылесосе), которая стала первым мультфильмом для взрослых, номинированном на "Оскар".
Музыка: Бойкий, лихой, во многом ответственный за нарратив саундтрек Бенуа Шаре (Ben Charest), заработавшего собственную оскаровскую номинацию за песню "Belleville Rendez-vous (вскоре ставшую "Геленджиком" группировки "Ленинград").
Момент: -M- "Belleville Rendez-vous"


№9
"Однажды в Мексике" (Once Upon a Time in Mexico)

Кино: Бурное завершение "мексиканской" трилогии Роберта Родригеса (Robert Rodriguez) - вдохновленное "Хорошим, плохим, злым", объединившее уйму - от Джонни Деппа до Энрике, страшно сказать, Иглесиаса - звезд и, в общем, не разочаровавшее.
Музыка: Более-менее традиционный для фильмов Родригеса текс-мекс: музыка авторства самого режиссера и (или) в исполнении его группы Chingon, приправленная хитами Ману Чао (Manu Chao) и Juno Reactor.
Момент: Juno Reactor "Pistolero"


№8
"Молодой Адам" (Young Adam)

Кино: Поездившая по фестивалям, от Канн и Торонто до ММКФ, детективно-эротическая драма: Юэн МакГрегор соблазняет каждую встречную (включая Тильду Суинтон и Эмили Мортимер), где-то между делом вылавливая из воды женское тело.
Музыка: Не перетягивающий одеяло на себя саундтрек Дэвида Бирна - известный под названием "Lead Us Not into Temptation" и включающий две песни с его вокалом и ремейк "Haitian Fight Song" Чарльза Мингуса (Charles Mingus).
Момент: David Byrne "Inexorable"


№7
"28 дней спустя" (28 Days Later)

Кино: Дешевый и сердитый постапокалиптический хоррор Дэнни Бойла - фильм, с успехом которого принято связывать возвращение моды на зомби вообще и их спринтерскую разновидность в частности.
Музыка: Еще одна нещадно цитируемая - например, в обоих "Пипецах" - работа чрезвычайно активного в нулевых Джона Мерфи. Плюс избранные треки Брайана Ино (Brian Eno), Grandaddy, Blue States и не вместившихся в саундтрек Godspeed You! Black Emperor.
Момент: John Murphy "In the House - In a Heartbeat"


№6
"Холодная гора" (Cold Mountain)

Кино: Олдскульная душещипательная драма о любви во время войны: Николь Кидман ждет ушедшего на фронт Джуда Ло, заводя дружбу с Рене Зеллвегер (премия "Оскар"), пока тот знакомится с Филипом Сеймуром Хоффманом и Натали Портман (актерский ансамбль здесь - на века).
Музыка: Спродюсированная Ти-Боуном Бернеттом (T-Bone Burnett) компиляция архивного фолка в исполнении то занятого в фильме Джека Уайта (Jack White), то королевы блюграсса Элисон Краусс (обе ее песни, написанные Элвисом Костелло и Стингом соответственно, были номинированы на "Оскар").
Момент: Alison Krauss "You Will Be My Ain True Love"


№5
"Гуд бай, Ленин!" (Good Bye Lenin!)

Кино: Трогательная трагикомедия о заботливом сыне (Даниэль Брюль в его первой заметной роли), решающем не говорить матери, что, пока она лежала в коме, ее страны - ГДР - не стало. Герлфренд Брюля играет Чулпан Хаматова.
Музыка: Еще один безукоризненный саундтрек внезапно выбившегося в звезды Яна Тирсена - неотразимое в своей бессовестности эхо "Амели": тот же орнаментальный околопарижский шик, только в профиль.
Момент: Yann Tiersen "Summer 78"


№4
"Хлеммур" (Hlemmur)

Кино: Исландская документальная лента имени закрытого с тех пор автобусного терминала в самом центре Рейкьявика: не очень умело, но с душой рассказанные истории проводивших там дни напролет бездомных, алкоголиков и других по-своему несчастных людей.
Музыка: Первый саундтрек в дискографии безгрешных в то время Sigur Rós, на котором они, оценив деликатность темы, ушли из размашистого построка в уклончивую фолктронику, неожиданно напомнив своих земляков из múm.
Момент: Sigur Rós "Allt Tekur Sinn Tíma!"


№3
"Песня тела" (Bodysong)

Кино: Еще одна известная скорее саундтреком, чем сюжетом документалка - экспериментальный фильм о человеческом пути от рождения до смерти, мастерски смонтированный из сотен архивных, любительских и каких угодно еще материалов.
Музыка: Отличный композиторский дебют гитариста Radiohead Джонни Гринвуда - свободно переходящий с эмбиента на фри-джаз и до того впечатливший П.Т. Андерсона, что музыку к его фильмам сочиняет с тех пор только Джонни.
Момент: Jonny Greenwood "Moon Trills"


№2
"Убить Билла" (Kill Bill: Vol. 1)

Кино: Предпоследний безоговорочный шедевр Квентина Тарантино - первая часть дилогии о большой женской мести, где Невеста (Ума Турман) воскресает из мертвых и наносит более или менее незабываемые визиты другим бойцам "Отряда смертоносных гадюк".
Музыка: Еще один канонический саундтрек великого компилятора (и ассистирующего ему RZA из Wu-Tang Clan): Нэнси Синатра (Nancy Sinatra), "The Lonely Shepherd", мелодии и ритмы японской эстрады и феерическая версия "Don't Let Me Be Misunderstood".
Момент: Tomoyasu Hotei "Battle Without Honor Or Humanity"


№1
"Трудности перевода" (Lost in Translation)

Кино: Один из лучших фильмов этого века: впервые отличившийся в драматическом амплуа Билл Мюррей и совсем еще юная Скарлетт Йоханссон мучаются от бессонницы и скрашивают друг другу одиночество в снятом Софией Копполой открыточном Токио. "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Музыка: Идеальный саундтрек, сблизивший обычных для фильмов Копполы подозреваемых (Air, Phoenix) с британскими электронщиками и шугейзерами (есть мнение, что интерес к жанру - и его классики - вернулись во многом благодаря "Трудностям перевода").
Момент: The Jesus and Mary Chain "Just Like Honey"


Зал славы "Целлулоида"

2003 - "Трудности перевода" (Lost in Translation)
2004 - "Убить Билла 2" (Kill Bill: Vol. 2)
2005 - "Клиент всегда мертв" (Six Feet Under)
2006 - "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette)
2007 - "Однажды" (Once)
2008 - "Темный рыцарь" (The Dark Knight)
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)

27.10.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: