МУЗЫКА  Прослушка: 10 альбомов сентября

Терапия Трики, трипы The Flaming Lips и триумфальное возвращение Doves - в обзоре главных пластинок месяца

Несмотря ни на что, на свете еще остались люди, которые мыслят старомодными - LP - категориями и даже ходят за новыми альбомами в магазины (сейчас, правда, в основном сетевые). Именно им адресована эта рубрика Звуков, делящая название с величайшим телесериалом всех времен, рассказывая о самых громких и наиболее интересных музыкальных новинках очередного месяца.

Alicia Keys "ALICIA"

Седьмой альбом умницы, красавицы, переквалифицировавшейся в поп-звезду королевы неосоула и, как выяснилось, идеальной хозяйки "Грэмми" должен был выйти в марте, потом в мае, затем в декабре, успел обзавестись семью синглами - в общем, если бы этот год был чуть менее бездушным, можно было бы сказать, что Алиша стояла над его душой. Так или иначе, это довольно выдающаяся пластинка, чья стилистическая акробатика - поп, фанк, даб, R&B, камео людей в диапазоне от Халида и Самфы до Tierra Whack и Джил Скотт (в песне под названием "Jill Scott") - покушается на формулу "Lemonade" Бейонсе. В отличие от нее, Алиша не ставит сверхзадач (и, вероятно, поэтому не слывет визионером), но она остается одной из лучших певиц современности, а "ALICIA" оказался одним из лучших альбомов года.


Sufjan Stevens "The Ascension"

В жанр романа-эпопеи вновь потянуло Суфьяна Стивенса - в свое время, если помните, угрожавшего посвятить по альбому каждому из американских штатов. Мне по-прежнему кажется, что Суфьяну идет быть собранным, укладываясь в формат LP ("Seven Swans", "Carrie & Lowell"), а не растекаться мыслью и звуками по двум пластинкам ("Illinois", "The Age of Adz"), но кто я, чтобы спорить с оскаровским номинантом? К тому же, и в хит-энд-мисс-параде излишеств, каковым неминуемо оборачивается 80-минутный, проседающий в середине "The Ascension", находятся очевидные удачи - вроде программной коды "America" или звучащего как совершеннейшие Pet Shop Boys электропоп-сингла "Video Game".


The Flaming Lips "American Head"

На пик формы вернулись ветераны неопсиходелии из Оклахомы, чьи последние пластинки - прошлогодняя "King's Mouth" и эта, еще более убедительная - ничем не уступают их нашумевшему победному дублю ("The Soft Bulletin" и "Yoshimi Battles the Pink Robots") 20-летней давности. На своем 16-м альбоме The Flaming Lips ударились в американу (вплоть до аж трех камео орденоносной кантри-звезды Кейси Масгрейвс), но остались верны себе: их тяга к разного рода приключениям слышна и в песенных заголовках ("At the Movies on Quaaludes", "Mother I've Taken LSD", "Dinosaurs on the Mountain"), и из каждой ноты этой удивительной пластинки.


Thurston Moore "By the Fire"

В год, когда остановилось все, кроме музыки (но, увы, включая музыкальные фестивали), память упрямо цепляется за ностальгические детали - вроде той, что хедлайнерами самого первого фестиваля Osheaga были когда-то The Flaming Lips и Sonic Youth. Ну и надо сказать, что экс-фронтмен последних не отстает от братьев по оружию: "By the Fire" - возможно, самое интересное из сделанного Муром за последнюю декаду (а сделал он после распада Sonic Youth больше, чем иные инди-идолы - за полвека). В духе его главной группы звучат при этом лишь две или три песни (в особенности - первые две, "Hashish" и "Cantaloupe"), в то время как костяк альбома составляют марафонские, по 11-17 минут, композиции, вдохновленные в равной степени панком, джазом и группой Can.


IDLES "Ultra Mono"

Третий альбом бристольских панков - их самое громкое, безапелляционное и политизированное высказывание на недобрую дюжину злободневных тем, от брексита до токсичной маскулинности. Тексты у IDLES по-прежнему на любителя (того, чтобы вещи назывались исключительно своими именами - и желательно несколько раз подряд), но музыка - громоподобная, злющая, неустанно перепахивающая территорию между постпанком и пост-хардкором - впечатляет даже больше обычного. Производит впечатление и список замеченных на "Ultra Mono" специальных гостей, от Уоррена Эллиса (Warren Ellis) до Джейми, представьте себе, Каллама.


Will Butler "Generations"

Сразу три сольные работы обнародовали в сентябре музыканты Arcade Fire: плодовитый Ричард Рид Перри (Richard Reed Parry) выпустил подобающе тревожный саундтрек к отличной семейной драме "Гнездо", барабанщик Джереми Гара (Jeremy Gara) - тоже инструментальный и еще более хмурый альбом "Passerine Finale", и только мультиинструменталист Уилл Батлер остался хотя бы немного верен нервной эйфории, которой прославилась группа, ведомая его братом Уином. Записанный Батлером-младшим во время локдауна (поставившего на паузу запись новой пластинки Arcade Fire), "Generations" - 45-минутный инди-рок-урок, чьи главные достоинства - любознательность и жанровая эластичность.


Deradoorian "Find the Sun"

Родившись в Лос-Анджелесе, Эйнджел Дерадурян (Angel Deradoorian) сделала себе имя в Бруклине конца нулевых: она играла и пела в Dirty Projectors, записывалась с музыкантами Vampire Weekend и Ra Ra Riot и жила с одним из основателей Animal Collective. "Find the Sun" - второй сольный альбом Дерадурян, задуманный ею во время 10-дневной медитации и записанный максимально спонтанно с минимума дублей. Результатом этого подхода стали 10 песен, где краут-рок ходит под руку с психоделическим фолком, а эксперименты Лори Андерсон (Laurie Anderson) вспоминаются через запятую с причудами Stereolab (которых Эйнджел должна была разогревать в их отмененном из-за пандемии турне).


Tricky "Fall to Pieces"

Возможно, лучшая в этом веке запись пионера трип-хопа - несмотря на куцый (меньше получаса) хронометраж, в который к тому же уложилось пересечение с весенним EP "20,20". Справедливости ради, для пережившего страшную личную потерю Трики этот самоповтор - трек с рефреном "I hate this fucking pain" - явно терапевтический: их с солировавшей на "Maxinquaye" Мартиной Топли-Берд (Martina Topley-Bird) дочь Мина Мейзи умерла в прошлом году. Очередную музу Трики зовут Марта, и она поет в 9 из 11 вошедших в альбом песен, включая финальные - и мощнейшие - "Throws Me Around" и "Vietnam".


Hannah Georgas "All That Emotion"

Второй за каких-то два месяца альбом красивого, интроспективного, элегантно спродюсированного Аароном Десснером (Aaaron Dessner) из The National инди-фолка - и, вы знаете, ничем не хуже, чем у Тейлор Свифт (Taylor Swift). Канадке Джорджас с The National дружить не впервой: она разогревала их в турне в поддержку "I Am Easy to Find" и исполняла чужие вокальные партии на их тогдашних концертах. На своей четвертой полнометражной пластинке Ханна как никогда талантливо притворяется новой Файст (Feist) - с акцентом на драм-машины и уклоном в дрим-поп.


Альбом месяца
Doves "The Universal Want"

Наконец, заставили себя ждать (11 лет!), но вознаградили за терпение трое из Манчестера - одна из лучших (и самых недооцененных) групп нулевых, чей дебютный альбом "Lost Souls" остается квинтэссенцией так называемого пост-бритпопа. Отчаянно хорош и новый - местами напоминающий о клубных корнях трио (титульный трек), где-то семплирующий покойного пионера афробита Тони Аллена (лид-сингл "Carousels"), но в основном придерживающийся классической для Doves формулы: десять капель надежды в море меланхолии. Еще один сингл "Cathedrals of the Mind" был написан по мотивам смерти Боуи, многие из новых песен стали продолжением идей, появившихся у музыкантов во время работы над их сайд-проектами, все вместе - их самая цельная работа за 20 лет.


01.10.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: