Gimmik "Entre Les Chambres" (n5MD)
Камбэк года. Спустя почти 20 лет, Мартин Хайдингер (Martin Haidinger), босс лейбла Toytronic и одна из ярчайших фигур второй волны IDM, решил вернуться с эмбиент-альбомом (собственно, эмбиентом Мартин занимался и до того, просто издавал его не как Gimmik, а как Low Profile Society). "Entre Les Chambres" Матрин поначалу выпустил самиздатной кассетой в конце прошлого года, но она прошла настолько ниже радаров, что до того момента, как зашел разговор о нормальном издании, никто о существовании этой кассеты даже не догадывался. И как же здорово, что до нормального релиза дело всё же дошло! Потому что альбом-то чудо как хорош, и оставлять его мегариритетом для фанов было бы преступлением. Два 20-минутных трека звучат величественно, печально и слегка мечтательно. Медленно переливающиеся минорные аккорды, чуточку шума и полевых записей. Где-то вспоминается Брайан Ино (Brian Eno), где-то – великий ремикс Irresistible Force на Coldcut, а самая красота наступает где-то на 13-й минуте первой стороны. В общем, здесь есть всё, чего вы ждете от эмбиент-альбома.
Nordvest "Grøndal" (Suction Records)
Многостаночник Роджер Семсрот (Roger Semsroth), он же Skanfrom, он же Sleeparchive, он же Television Set, он же Егор Теплов (без шуток, есть у него и такой псевдоним) добрался наконец до спейс-электроники. Но какую бы музыку ни играл Роджер, подход к аранжировкам у него всегда один: Семсрот – последовательный минималист, в его треках очень редко звучит более двух-трех инструментов одновременно, при этом партии всегда сыграны лаконично. Никаких украшательств, никаких лишних нот. На выходе получается что-то вроде деконструкции Катерины Барбьери (Caterina Barbieri) с эпизодическими рейдами на территорию минимал-техно. "С" – стиль и строгость.
Zombi "2020" (Relapse Records)
Дуэт Zombi вслед за своими друзьями Maserati делает широкий шаг в сторону ортодоксального хард-рока. Не то, чтобы электроники на "2020" было меньше, синтезаторные аккорды и журчание секвенсорных петель тут по-прежнему на месте. Но если раньше в спейс-роке, который играли Стив Мур (Steve Moore) и Энтони Патера (Anthony Patera) все же доминировал космос, то теперь на первое место вышел рок, суровые гитарные рифы и соло, которые можно сыграть, театрально выставив на монитор ногу в кожаных штатах. Не то, чтобы это пластинку хоть сколько-нибудь портило – мало что сегодня звучит настолько свежо и необычно (всем известно правило: хочешь найти новый звук – покопайся в хорошо забытом старом, по возможности совсем стыдном). К тому же Zombi всё так же вдохновляются Джоном Карпентером (John Carpenter), просто если раньше источниками этого вдохновения были "Assault On Precinct 13" и "Halloween", то теперь дело дошло до "In The Mouth Of Madness".
Tim Koch "Scordatura" (Not On Label)
Заслуженный австралийский айдиэмщик (дебютный диск Тима "Isolated Rhythm Chock" числился в фаворитах аж еще у пользователей IDM-листа) решил довольно резко сменить формат и заняться "серьезной музыкой". Результат оказался выше всяких похвал. Самиздатный альбом "Scordatura" звучит как смесь эмбиента, глитча, коллажной индитроники и даже иногда электроакустики. Гитары, фортепиано, шум и гудение, оркестровые текстуры, чуточку живых ударных, не создающих грува – и всё это, естественно, тонет в реверберации и деструктивной обработке. Вспоминаются то Fennesz с Тимом Хекером (Tim Hecker), то Тейлор Дюпри (Taylor Deupree) и его лейбл 12k.
Prins Thomas "Træns" (Running Back)
Альбом за альбомом Принс Томас ходил вокруг и около диско, клонясь то в даб, то в почти безударный эмбиент-хаус, то чуть ли не в краут-рок. К седьмому альбому норвежец, похоже, окончательно устал от экспериментов и захотел драйва. Если первый трек (а на пластинке в этот раз все композиции безымянные) звучит как слегка ускоренное, но всё же очень узнаваемое скандинавское спейс-диско, то дальше начинаются лихие девяностые. Утяжеленная бочка, бумкающий бас и резонансные фильтры, выкрученные на максимум, чтобы всё визжало и булькало. Транс и еврохаус итальянского разлива, "верните мне мой 1993-й". Не то, чтобы Принс Томас совсем уж отходил от диско-темы, динамичного hi-nrg в духе линдстремовского "Smallhans" здесь тоже хватает, но теперь вдруг становится очевидно, что и там не обошлось без "пагубных" влияний.
Rival Consoles "Articulation" (Erased Tapes)
Резидент лейбла, где выходит в основном неоклассика, продолжает исследовать территорию мелодичного "сайдчейн-техно". Упор в короткой (всего-то 6 треков общей продолжительностью 33 минуты) пластинке сделан именно на мелодии, по этой части "Articulation" проработан заметно лучше предыдущего диска "Persona". И если раньше Райан Уэст (Ryan Lee West) смотрелся уж слишком явным эпигоном раннего Холдена (James Holden) и позднего Хопкинса (Jon Hopkins), то теперь британец двигается куда-то в сторону Сэма Баркера (Sam Barker) или даже Bicep – поменьше бита (а там, где бит есть, Райан нередко предпочитает ломаные рисунки), побольше эйфорических аккордов и солнечной наивности раннего рейва.
Raumskaya "Eco" (Hyperboloid)
Резидент лейблов Hyperboloid и Internetghetto петербуржец Глеб Раумская известен скорее вариациями на тему бейс-музыки, но на этот раз выпустил совершенно не клубную пластинку (не иначе как эпидемия сама собой подталкивает всех к домашнему звуку). На "Eco" мы слышим холодные и несколько тревожные эмбиент-текстуры, структурированности и динамики которым придает небыстрый и рыхловатый бит откуда-то из "докомпьютерной" эпохи: пропущенная через овердрайв драм-машина монотонно выстукивает лаконичные паттерны. В паре треков ("Flame Threshold", "Eco") вспоминаются FSOL где-то между "Accelerator" и "Tales of Ephidrena", а "Laska" вполне могла бы вписаться, скажем, в сборник "Dream Injection" или "Trance Europe Express". Ну то есть музыка это в меру ретроградская, но одновременно и звучащая вполне в духе современных тенденций – это девяностые, переосмысленные с позиции нынешней моды на нерафинированный звук, "железо" и минималистичные аранжировки.
Simon Posford "Flux & Contemplation - Portrait Of An Artist In Isolation" (Twisted Records)
Британец Саймон Посфорд – живая легенда транс-сцены. Он заслуженно считается одним из пионеров псай-транса и псай-чилла, а пластинки его проектов Shpongle, Celtic Cross, Mystery Of The Yeti и даже Halucinogen во второй половине 90-х – начале 2000-х входили в "дежурный набор культурного человека, проявляющего интерес к электронике". Однако с тех пор Саймон заметно сбавил темп и музыку издавал скорее "для внутреннего пользования", то бишь для изолированного в себе транс-комьюнити. На этом фоне новый альбом (первый, который Посфорд издает под своим паспортным именем) можно считать возвращением к истокам. Здесь мы слышим фирменную неторопливую транс-эмбиент психоделию с тёплым и мягким звуком, совсем без злоупотребления тяжелой цифровой бочкой с одной стороны и восточными мотивами с другой. Конечно, про этот альбом едва ли напишет "Питчфорк", но тем, кто когда-то любил пластинки Саймона, а потом потерял его из виду, точно не стоит проходить мимо.
Nicolas Jaar "Telas" (Other People)
Третий за полгода (если считать компиляцию сайд-проекта Against All Logic) альбом американо-чилийского электронщика – это тоже экзерсис на тему одиночества и самоизоляции. По подходу и звучанию "Telas" близок к предыдущей пластинке "Cenizas": здесь мы снова слышим абстрактную фолктронику (еще вы еще не забыли это слово) – духовые, щипковые струнные, позвякивание перкуссии, шелест и шорох (для записи всего этого акустического великолепия Николас специально пригласил музыкантов), при этом всё это не столько звучит единым ансамблем, сколько собрано в пёстрый рвано-лоскутный коллаж. И если на "Cenizas" Николас еще кое-где "держал форму" и время от времени включал бит или затевал печальную песню, то "Telas" (четыре длинных трека общей длиной около часа) – уже совсем импрессионистское полотно. Мелодий и гармоний Николас еще не чужд (хотя порой они и теряются за акустическим саунд-дизайном), но вот структура уже совсем плывёт и рассыпается. Тем приятнее звучат этакие микропьесы традиционной формы, то и дело норовящие материализоваться из тумана и так же внезапно в нем исчезнуть. Кажется, так могли бы звучать FSOL, случись им родиться лет на двадцать позже.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)