МУЗЫКА  Проверка пульса: май

Кейтлин Аурелия Смит, Андрей Орлов, Анушка Чхеидзе, Regis, Rude 66 и другие электронные новинки мая

Cygnus "Colecovisions" (Biosoft Records)

Техасец Филип Вашингтон (Phillip Washington) появился на большой орбите в 2012-м, когда его пластинку "Newmark Phase" выпустил лейбл Central Processing Unit. С тех на счету Cygnus с полтора десятка альбомов и ЕР и все это время Фил ходит где-то вокруг классического детройтского электро звучания в духе Drexcia, то и дело совершая рейды в сторону чуть более мягких и мелодичных "диповых" территорий. На "Colecovisions" (странном по форме релизе, состоящем как бы из трех частей, получасовой ЕР с новыми треками и двух длинных концертных записей) Филип дает резкий крен в сторону электрофанковых мелодий и песенных форм с вокодерным вокалом. Получается просто сногсшибательный geek-pop: если вы соскучились по Space Dimension Controller времен "Welcome To Mikrosector 50" или по песенному DMX Krew, не проходите мимо. Открывающая альбом "Make Your Brain Relax" мелодически отсылает чуть ли не к "Men In Black" Уилла Смита (Will Smith), а главный хит альбома – несомненно "Afternoon Computing" с рефреном "If you have a problem with your body or your mind, we can fix that easy just for 15.99". Если бы в альтернативной вселенной электро-гиков были поп-чарты, эта вещь бы не слезала с первого места несколько месяцев.

Regis "Hidden In This Is The Light That You Miss" (Downwards)

На другом краю эмоционального спектра – новая пластинка Карла О'Коннора (Carl O'Connor), известного по Sandwell Disctrict, Ugandan Methods, British Murder Boys и еще куче проектов, но на этот раз возродившего свой основной соло-псевдоним Regis, чей предыдущий альбом датирован 2010-м (впрочем, в долгом бездействии Regis не упрекнешь, все это время Карл постреливал короткими формами). Как и следовало ожидать, Реджис обрушивает на слушателя почти час фирменной индустриальной электро-техно мракухи, как бы декларируя "ничто человеческое нам не присуще". Плотный механистичный ритм (то прямой, то ломаный), пульсирующий бас и всевозможная текстурная "крипота" на заднем плане – гул, лязг железа, шум фабрик, обрывки голосов и невесть откуда взявшаяся органная партия. Прекрасное воплощение антиутопии в звуке.

Andrei Orlov "Sunday Melodies E.P." (Opilec Music)

Второй релиз московского музыканта на итальянском лейбле Opliec. Как и "Invisible Processes" трехлетней давности (который тоже формально считается ЕР), "Воскресные мелодии" вполне можно считать альбомом – 39 минут это по нынешним временам хронометраж вполне серьезный. Здесь мы снова слышим диско-ритмы и максимально тёплый и мягкий "винтажный" синтезаторный звук (Андрей известен как давний коллекционер не просто старых, но еще и небанальных инструментов). Но если "Invisible Processes" от начала до конца был одой сентиментальным и ностальгическим мелодиям, то здесь эмоциональная палитра чуть шире. Ностальгическое "космо-диско" с мотивами в стиле Александра Зацепина и отсылкам к подростковому кино поколения 76-82 чередуется с пьесами чуть более задумчивыми и минималистичными. Да и звучание в целом кажется более "живым", как будто из 1984 года мы переместились куда-то в 1979-й.

Anushka Chkheidze "Halfie" (CES Records)

Грузинская электроника не перестает удивлять новыми именами. Теперь вслед за "Гослабом" и Гачей Бакрадзе на передний план выходят совсем молодые артисты. "Halfie" – дебютный релиз 22-летней жительницы Тбилиси Анушки Чхеидзе, которая до этого успела поработать композитором для театра и кино. С эмоциональной точки зрения "Halfie" отлично вписался бы в формат лейбла Ghost Box – есть в музыке Анушки какая-то "ностальгия по неслучившемуся будущему", своего рода альтернативный ретро-футуризм. Звучит её музыка вроде бы вполне современно, но при этом рождает множество каких-то вопиюще олдскульных ассоциаций. В "Street Dog" и "Look At People" вспоминаются Boards Of Canada с их плывущими синтезаторами, в "Halfie" и "Kids Chapel" – старый Gescom и чуть ли не Lego Feet с их хождением по грани IDM и электро. Короче говоря, запись не просто яркая и приятная, но еще и интересная тем, как совсем молодые люди переосмысливают наследие "умной электроники" девяностых, записанной еще до их рождения.

VA "In Order To Care" (R&S Records)

Независимый гигант R&S решил поддержать тему благотворительных мега-компиляций, начатую лейблом Touched. На сборнике в поддержку британских медиков – 43 трека общей длительностью почти 4 часа, а артисты (опять же по славной традиции Touched) выстроены в алфавитном порядке. Публика примерно наполовину известная (Lone, Djrum, Call Super, Nkisi, Space Dimension Controller и так далее), наполовину незнакомая, но ничуть не менее модно звучащая. Как и полагается в серии (а сборник – очевидный наследник "In Order To Dance") преобладает здесь всякого рода обновленческий рейв – модерновый брейкбит, электробрейкс и бодрый IDM, слегка разбавленные прямой бочкой. Не то, чтобы на сборнике были явные шедевры (звезды представлены треками добротными, но не выдающимися), но тренд на ломаные ритмы и сэмплированные брейки радует несказанно. Давненько не появлялось такого количества артистов, играющих настолько приятную на слух клубную музыку.

Resilience "Forgotten World" (Carpe Sonum Records)

Carpe Sonum в последнее время нечасто балует релизами, но с качеством тут как обычно полный порядок. Resilience – новообразованный дуэт Саймона Мэтьюза (Simon Matthews) и Эрика "The" Тейлора (Eric "The" Taylor), который в этом году, можно сказать, оккупировал каталог лейбла – в феврале на Carpe Sonum вышел его сольник, а следующим релизом здесь заявлен его дуэт с Миком Чилледжем (Mick Chillage). Как и полагается двум резидентам главного форпоста эмбиент-консерватизма, Resilience свято блюдут традиции эмбиент-сцены середины девяностых. Более статичные и менее насыщенные событиями треки отсылают прямиком к Shades Of Orion и другим коллаборациям Пита Намлука (Pete Namlook) и Тецу Иное (Tetsu Inoue), а в редких моментах, где появляется пульсирующий бас и некое подобие ритма, вспоминается уже Spacetime Continuum, Irresistible Force или Syzygy. Запись очень ретроманская и ностальгическая (что в XXI веке давно стало нормой), но красивая невероятно.

Rafael Anton Irisarri "Peripeteia" (Dais Records)

На сравнении музыки Иризирри (о котором мы пишем довольно регулярно, не далее, как в январе у него уже был релиз на ASIP) с Мэтьюзом или Тейлором можно иллюстрировать эволюцию эмбиента между XX и XXI веком. Установки вроде бы те же – ставка на красоту звукового пространства, минимум ритмических партий и небольшое число событий в единицу времени. Но если в треках Саймона и Эрика мы слышим каждый синтезатор и каждую деталь, то Рафаэль создает единый плотный и рыхлый поток звука, в котором шумовые и мелодические партии симфонической природы смешиваются и тонут в реверберации. При этом в треках Иризарри куда больше драмы и трагизма – это музыка уже почти религиозная. Случись в наши дни какой-нибудь "новый протестантизм", в храмах этой конфессии (сделанных, разумеется, из стекла и бетона) должно зазвучать нечто подобное.

Kaitlyn Aurelia Smith "Mosaic Of Transformation" (Plancha)

Кейтлин Аурелия Смит – наследница калифорнийской школы электронщиков-экспериментаторов 60-х – 70-х не только в плане любви к модульным синтезаторам, но и в плане увлечения всякого рода самопознанием, экспериментами с собственным телом и прочими методами постижения природы всего сущего. Альбом "Mosaic Of Transformation" родился в результате опытов с пропусканием электрического тока (надеемся, невысокого напряжения) через своё тело, танцевальных практик и поисков визуального языка. Короче говоря, пластинка это до мозга костей нью-эйджевая, если и не по звуку, то по содержанию. В звуке тоже не без эзотерического налёта – мелодии в пентатонике, уложенный слоями вокал и синтезаторы, похожие то на струнные, то на орган, то на аккордеон.

Rude 66 "Resurrection" (Bordello A Parigi)

Рууд Лекс (Ruud Lekx) после четырехлетней паузы возвращается на лейбл Bordello A Parigi с новой ЕР. Как и следовало ожидать, для диско-лейбла голландец приберег вещи помягче и с песенной структурой. Заглавный трек – электро с басом в октаву, вокодерным вокалом и рыхлым перегруженным звуком вполне в духе того что Рууд издавал на Bunker где-то на рубеже веков. Закрывающая миниальбом "The Luciferians" – торжественное дарк-диско в духе сравнительно свежей "I Represent The Darkness", но еще медленнее. Парочка в меру экспериментальных клубных номера, добивающих хронометраж пластинки до 24 минут, к этим двум хитам добавляют не слишком много (семидюймовка получилась бы просто убойной), но и картины не портят.

03.06.2020, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: