ТЕХНИКА  Мода на цифровой винтаж

Korg переработал старый аппарат Wavestation в новый саунд-дизайнерский инструмент и выпустил чуть менее старую рабочую станцию Triton в виде VST-плагина

Компания Korg развела бурную деятельность в новогодне-рождественский период, выпустив на рынок две знаковые разработки - софтверную и аппаратную. Первая - это полный эмулятор рабочей станции Korg Triton в виде VST-плагина. Второй - это аппаратный синтезатор Wavestate, осовремененная версия синтезатора Korg Wavestation.

Wavestation и Wavestate

Синтезатор Korg Wavestation, первая версия которого появилась в 1990 году, оказался одним из тех цифровых инструментов, которые в значительной степени определяли звучание музыки 1990-х, особенно в первую её половину. Причём речь шла о самых разных жанрах.

Притом, что у Wavestation отсутствовал собственный секвенсор (из-за чего инструмент не классифицируется как рабочая станция), его архитектура в целом и технология Wave Sequencing в частности позволяли создавать очень сложные по своей структуре тембры, в том числе ритмические.

Например:

Фоновая ритмическая последовательность, звучащая на протяжении всей песни, - это несколько видоизменённый пресет Ski Jam.

Возможностям создавать сложные тембры немало способствовал и "векторный" метод синтеза, тогда ещё считавшийся новаторским. Суть метода заключается в возможности динамически изменять характер тембра, представляющего собой суммированное звучание нескольких отдельных источников (осцилляторов). Обычно до четырёх сразу. С помощью джойстика можно регулировать пропорциональность уровня всех осцилляторов в общей сумме: если джойстик располагается точно посередине, все осцилляторы звучат с равной громкостью; чем ближе джойстик к какому-то одному источнику, тем выше его собственный уровень и ниже уровни всех остальных.

Метод векторного синтеза был изначально разработан для синтезатора Sequential Circuits Prophet VS, а затем активно использовался Yamaha, Korg и разработчиками программных синтезаторов.

Korg Wavestate - сильно осовремененный вариант Wavestation, в котором, тем не менее, сохранились даже некоторые волноформы из аппарата начала 1990-х. Но, как в один голос утверждают те, кто уже успел опробовать инструмент на практике, в целом это абсолютно современный аппарат, а не очередной "винтажный репликант". В основе - технология, которую в Korg назвали Wave Sequencing 2.0, обеспечивающая значительно большую вариативность тембров и глубокое редактирование осцилляторов независимо друг от друга. Каждый из них может выдавать цельный тон или секвенцию, причём в разном темпе.

Джойстик тоже никуда не делся, и его можно использовать не только для регулировки характеристик каждого тембра, но и для модуляции.

Судя по приведённой ниже видеодемонстрации, библиотека Wavestate весьма и весьма разнообразна. Похоже, саунд-дизайнеры и авторы саундтреков получают новую рабочую лошадку, куда менее узкоспециализированную, чем оригинальный оригинальный Wavestation. Тот по большей части был славен насыщенными атмосферными "подкладами", хотя при умелом обращении он был способен на очень многое.

Инструмент поддерживает 64-голосную полифонию, оснащён гигабайтами различных сэмплов (можно ли загружать собственные? вряд ли), в него также встроены эмуляторы различных фильтров, включая те, что использовались в аналоговых инструментах Korg MS-20 и Polysix. Хотя форм-фактор корпуса похож на Korg Minilogue и его производные, на этот раз используются полноразмерные клавиши. Правда, доступны только три октавы; у оригинального Wavestation их было пять.

Цена на Korg Wavestate составляет около 800 долларов, что по нынешним временам не так дорого.

Legacy Collection: Triton

Выпуск VST-версии Triton предварялся несколькими правильно организованными "утечками", так что по рынку пошли слухи, что Korg решил вернуть в серийное производство инструменты под маркой Triton. Но, кажется, разработчик поступил умнее: он выпустил полный эмулятор в софтверном исполнении, пополнив таким образом свой достославный набор Legacy Collection (теперь уже просто Korg Collection). В этот комплект входят эмуляторы старых аналоговых и цифровых синтезаторов Korg: MS-20, Polysix, Mono/Poly, M1, Wavestation, с недавних пор - ARP Odyssey, а теперь и Triton.

Оригинальный Triton представлял собой первую рабочую станцию Korg с возможностью сэмплирования. Выпущенный в 1999 году, "Тритон" считался "наследником" Korg Trinity, очень успешной рабочей станции Korg середины 1990-х, - но с расширенной полифонией, более масштабной библиотекой встроенных сэмплов (32 мегабайта), 16 мегабайтами оперативной памяти и возможностью загрузки до 1000 собственных сэмплов.

Инструмент оказался весьма популярным. Среди его пользователей - Брайан Ино (Brian Eno), Трент Резнор (Trent Reznor), Джордан Рудесс (Jordan Rudess), Дэвид Боуи (David Bowie), Моби (Moby), Рик Уэйкман (Rick Wakeman), Девин Таунсенд (Devin Townsend) и десятки других артистов и групп.

Korg впоследствии выпустил множество вариантов Triton (Le, Studio, Extreme); кроме того, такие инструменты как KARMA, X50 и MicroX также базируются на архитектуре Triton.

Его VST-эмулятор включает не только тембры оригинального инструмента, но и патчи со всех официальных карт расширений. Таким образом, в распоряжении пользователя оказываются 4000 звуков. Программная версия в точности повторяет архитектуру оригинального инструмента, дополняя его, впрочем, режимом упрощённого редактирования и двойным полифоническим арпеджиатором с 307 паттернами. Озадачивает то, что весь плагин потребует целых восьми гигабайт свободного места на жёстком диске.

При этом плагин довольно дорог: если остальные эмуляторы Korg Collection по номиналу стоили 49 долларов, то за Triton просят сразу 249. На данный момент, впрочем, действует существенная скидка: 199 долларов за Triton, 69 долларов за ARP Odyssey, 24,99 доллара за другие, более старые эмуляторы. За 299 долларов можно купить весь набор. По окончанию срока действия скидки он будет стоить 349 долларов.

В целом складывается впечатление, что перевыпуском Triton Korg решил ответить на "вызов" со стороны Roland, который совсем недавно пополнил сервис Roland Cloud программной версией одного из своих старых флагманов - XV-5080.

Ну, а переиначивание Wavestation могло бы свидетельствовать о том, что вслед за модой на аналоговый винтаж закономерным образом приходит мода на винтаж цифровой. В конце концов, ностальгирующим по молодым временам музыкантам иногда нужны не столько оригинальные звуки, сколько "те самые, как в той песне из начала 90-х".

08.01.2020, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: