САУНДТРЕК  Целлулоид: 10 лучших саундтреков 2019 года

Хильдур Гуднадоттир, PJ Harvey и опять он - в 11-й итоговой колонке о музыке в кино и кино в музыке.

В минувшем году я посмотрел 172 новых фильма и 40 новых (или вернувшихся в эфир) сериалов - всякий раз прислушиваясь к звучавшим с экранов мелодиям и песням. На протяжении целой декады телевизионные саундтреки "Целлулоидом" сознательно игнорировались - даже те, что имели все основания возглавить очередной Топ-10 (например, сочиненная Максом Рихтером музыка к любому из сезонов "Оставленных"). Но Netflix и другие стриминг-гиганты стирают последние границы между тем, где кино, а где - home entertainment, а главное - именно на малых экранах в 2019 году звучала самая впечатляющая киномузыка. Таким образом, из когда-то многочисленных дисклеймеров остался один: рассматривалась исключительно официально изданная музыка к тому, что я смотрел, поэтому существующий только в форме плейлиста для Spotify песенный саундтрек к "Волнам" или музыка Рюити Сакамото к досадно прощелканной мной на кинофестивале в Торонто "Проксиме" в расчет не шли.

№10
"Однажды... в Голливуде" (Once Upon a Time... in Hollywood)

Кино: 9-й и предположительно предпоследний фильм Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) - его самопровозглашенный magnum opus, вдохновенно и самодовольно переписывающий историю Голливуда и всей Америки конца 1960-х, козыряя первой в истории экранной встречей Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта.
Музыка: Избыточная, под стать картине, подборка в исполнении великого компилятора, уже дважды возглавлявшего итоговый Топ-10 и сыгравшего по новым для него правилам: все песни датируются эпохой, в которую происходит действие фильма.
Момент: Los Bravos "Bring a Little Lovin'"


№9
"К звездам" (Ad Astra)

Кино: Еще один недооцененный шедевр Джеймса Грея, продолжающего талантливо копировать классиков: вооружившись 100-миллионным бюджетом и тем же Питтом в качестве продюсера и звезды, Грей отправляет его в глубокий космос, где воцарился "Апокалипсис сегодня".
Музыка: Никак не дорвется до повсеместного признания и уже упомянутый Рихтер, вроде бы сделавший все для первой оскаровской номинации, но не попавший даже в шорт-лист соответствующей категории. Бонус - один из лучших треков другого могучего немца Нильса Фрама (Nils Frahm).
Момент: Max Richter "Tuesday (Voiceless)"


№8
"Острые козырьки" (Peaky Blinders), 5-й сезон

Шоу: Гангстерская сага о возглавляемой Томми Шелби (Киллиан Мерфи) семье из Бирмингема - поначалу рекламировавшаяся как британский ответ "Подпольной империи", но ставшая с тех пор объектом совершенно самостоятельного - и нешуточного - культа.
Музыка: Музыкальные редакторы "Острых козырьков" всегда славились отменным вкусом (доказательство - выпущенная только что компиляция по мотивам всех пяти сезонов шоу), однако в 2019 году поборол не столько увлекшийся молодыми панками выбор песен, сколько композиторский дебют Анны Кальви.
Момент: Anna Calvi "You're Not God"


№7
"Добродетели" (The Virtues)

Шоу: Куда менее популярный, но не менее мощный британский мини-сериал от создателя "Это - Англия" Шейна Медоуза и дочерней студии одноименного лейбла Warp Films - суровая драма о незаживающих ранах, которую украшает лучшая роль превосходного характерного актера Стивена Грэма.
Музыка: Новая грань колоссального таланта Пи Джей Харви, выпустившей в минувшем году сразу два интересных саундтрека, к спектаклю "Все о Еве" и этот - подобающе мрачный и дополненный не только треками людей вроде Афекса Твина (Aphex Twin), Set Fire to Flames и Mono, но и новой песней самой Полли.
Момент: PJ Harvey "The Crowded Cell"


№6
"Джокер" (Joker)

Кино: Единственный из восьми прошлогодних блокбастеров-миллиардеров, не имеющий отношения к Disney, он же самый обсуждаемый фильм осени и наиболее противоречивый фаворит оскаровского пула - вдохновленный архивным Скорсезе взгляд на становление комиксового злодея (титанический Хоакин Феникс).
Музыка: Композитор года Хильдур Гуднадоттир с обязанным принести ей номинацию на "Оскар" угрюмым и отчаянным саундтреком, где часто и эффектно солирует сделавшая исландке имя виолончель.
Момент: Hildur Guðnadóttir "Bathroom Dance"


№5
"Хранители" (Watchmen), 1-й сезон

Шоу: Еще один триумф не знающего компромиссов авторского почерка Деймона Линделофа - не такой бесспорный, как его же "Оставленные" и "Остаться в живых", зато не стесняющийся лезть ни в повестку дня, ни в мифологию "ремикшируемых" "Хранителями" канонических комиксов.
Музыка: Поданная Трентом Резнором и Аттикусом Россом - поклонниками как этих самых комиксов, так и предыдущих шоу Линделофа - заявка на ЭГО™: "Оскар" и "Грэмми" у них уже есть, ну а занимающая 3LP и охватывающая довольно широкий диапазон музыка к "Хранителям" более чем достойна "Эмми".
Момент: Trent Reznor & Atticus Russ "Absent Friends and Old Ghosts"


№4
"Сиротский Бруклин" (Motherless Brooklyn)

Кино: Благородный провал режиссера Эдварда Нортона (Edward Norton), чей красивый и старомодный нуар о частном детективе с синдромом Туретта (сам Нортон) может похвастаться исключительным актерским ансамблем, но страдает от большого ума своего создателя.
Музыка: Не продешевил он и с саундтреком - сочинившему роскошный джазовый саундтрек Дэниелу Пембертону (Daniel Pemberton) ассистируют виртуозы калибра Уинтона Марсалиса (Wynton Marsalis), а дружный с Нортоном фронтмен Radiohead Том Йорк вновь угодил в шорт-лист оскаровской песенной категории.
Момент: Thom Yorke & Flea "Daily Battles"


№3
"Мстители: Финал" (Avengers: Endgame)

Кино: 22-й и лучший фильм киновселенной Marvel, он же - самый кассовый блокбастер всех времен. Мартин Скорсезе прав, наезжая на супергеройский жанр как на экранного монополиста, но "Финал" - редкий пример бессовестного фансервиса и большого кино.
Музыка: Сочиненная Аланом Сильвестри тема "Мстителей" стала за 7,5 лет одной из самых узнаваемых в истории кинематографа, но саундтрек к "Финалу" - самая амбициозная и, наверное, лучшая коллаборация Marvel и композитора, которому пришлось озвучить как никогда много драматических событий.
Момент: Alan Silvestri "Totally Fine"


№2
"Игра престолов" (Game of Thrones), 8-й сезон

Шоу: Финальный сезон самого титулованного сериала в телевизионной истории - непредвиденно и некстати доказавший, что всего за пару часов можно порядочно подмочить репутацию поп-культурного феномена, на который годами молились миллионы.
Музыка: Зато прославившийся благодаря сериалу композитор Рамин Джавади (чьи проходящие под его вывеской шоу собирают арены) взял на прощание рекордную высоту - и заработал "Эмми" за музыку к одному из кульминационных моментов "Игры престолов" (который было слышно гораздо лучше, чем видно).
Момент: Ramin Djawadi "The Night King"


№1
"Чернобыль" (Chernobyl)

Шоу: Сокрушительный и безукоризненный анализ чернобыльской катастрофы - пожалуй, первый западный сериал или фильм, разобравшийся не только в зловещих нюансах советской системы, но и в особенностях русского национального характера.
Музыка: Звездный час Гуднадоттир - записывавшейся с Múm и The Knife воспитанницы покойного Йохана Йоханнссона (Jóhann Jóhannsson), при работе над "Чернобылем" задавшейся вопросом "как звучит радиоактивность" - и ответившей на него органичным, леденящим душу саундтреком.
Момент: Hildur Guðnadóttir "Evacuation"


Зал славы "Целлулоида"

2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
2014 - "Исчезнувшая" (Gone Girl)
2015 - "Безумный Макс: Дорога ярости" (Mad Max: Fury Road)
2016 - "Ла-Ла Ленд" (La La Land)
2017 - "Малыш на драйве" (Baby Driver)
2018 - "Звезда родилась" (A Star Is Born)
2019 - "Чернобыль" (Chernobyl)

05.01.2020, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: