МУЗЫКА  Проверка пульса: ноябрь

Space Dimension Controller, As One, DJ Shadow, Scorn, Legowelt и другие электронные новинки ноября

Space Dimension Controller "Love Beyond The Intersect" (R&S Records)

После великолепного концептуального электро-альбома "Welcome To Mikrosector-50" Джек Хэммилл (Jack Hamill) будто бы намеренно избегал софитов и записывал нишевую музыку. Сначала это была серия ЕР, затем ретроградский, почти хонтологический, но нарочито неяркий альбом "Orange Melamine" на Ninja Tune, потом и вовсе малотиражный самиздат "Redemption Of The Cryonauts", вполне достойный широкого релиза, но почему-то отправленный в категорию "только для фанатов". Теперь Джек, кажется, вновь решился взойти на вершину. "Love Beyond The Intersect" явно продолжает линию "Mikrosector-50" – тот же обработанный голос, тот же теплый звук и те же электрофанковые клавиши, только по ритму это скорее хаус и аранжировки в целом чуть более минималистичные. Но главное, всё, за что мы любим Space Dimension Controller, тут наличествует по полной программе. Это снова "электро-спектакль" с единым сюжетом и настроением, только звучит сиквел чуть более меланхолично и интровертно.

As One "Communion" (De:tuned)

Первый за 13 лет альбом Кирка Деджорджио (Kirk Degiorgio) под именем As One оказался шедевром. Здесь Кирк развивает классический звук раннего Warp Records времен серии "Artificial Intelligence", но еще до масштабного прихода IDM. На пластинке примерно в равных пропорциях смешаны мелодичный пост-детройт в духе B12 и Кенни Ларкина (Kenny Larkin) и эмбиент-техно примерно тех же времен. При этом сделано всё это в привычном для конца 2010-х высоком разрешении – звук прозрачный и насыщенный деталями, но всё еще теплый (примерно до середины десятых детальность и прозрачность почему-то напрочь убивала всю теплоту). Фирменные черты Деджорджио вроде слегка приджазованных клавишных соло и обильного использования TB-303 именно как бас-линии (т.е. с ручкой резонанса, выставленной где-то около нуля) здесь тоже на месте, но главное – что ни трек то потенциальный хит. Уже хотя бы продвинуться дальше композиции "Irimias" – задача не из легких, потому что рука сама тянется к кнопке "repeat".

Joris Voorn "//// (Four)" (Spectrum NL)

Коммерческая танцевальная электроника здорового человека, мелодичная и при этом мягкая. Тек-хаус, броукен бит, балеарик брейкс, иногда почти транс. Нечто подобное в композиционном плане вполне мог бы записать, например, земляк Йориса Ворна DJ Tiesto. Тут Йорис даже совершает несколько рейдов в песенный формат (в одном из треков гостят Underworld, в другом Haelos), но его треки всегда звучат сдержано и в хорошем смысле скромно – тут нет ни дропов, ни перекачанной ритм-секции, даже редкие крещендо (в танцевальном мейнстриме без этого сегодня никуда) как-то сглажены – вроде и есть, а вроде и нет.

DJ Shadow "Our Pathetic Age" (Mass Apeal)

Главная проблема новой пластинки DJ Shadow в том, что музыкант как бы застрял в неловкой позе между старым и новым звучанием. С одной стороны, тут регулярно проскакивает туманная хип-хоп сэмпладелика с живым грувом, за которую мы и полюбили Джоша Дэвиса (Josh Davis) в конце девяностых. Спустя трек-два картина уже радикально меняется: хромой ритм, нарочито синтетический звук и компрессор в пол – то, что принято сейчас называть не слишком емким термином "beats". На втором диске, где DJ Shadow помогают рэперы, контраст еще усиливается. Всё начинается с прекрасного олд-скула, навевающего на мысли то о ранних The Herbaliser, то о временах расцвета лейбла Anticon. Но дальше снова скупая синтетика, зудящий бас в одну ноту, монотонная читка и трэповая стрекотня. В общем, музыка местами хороша, но с компоновкой нужно что-то делать. Кажется, если поделить альбом на две части не по принципу "вокальный-инструментальный", а по принципу общности звука, слушать его будет куда приятнее.

Motionfield "Signals" (Neotantra)

После трехлетней паузы шведский эмбиент-музыкант Петер Фриберг (Petter Friberg) выпустил сразу четыре релиза – три сольных и еще один в составе дуэта Arctic Surfers. Все они хороши, но "Signals" среди них однозначно лучший. Здесь с одной стороны есть ключевое для музыки Motionfield чувство уюта посреди ледяного космоса (эффект пухового одеяла достигается наслоением пэдов, шума и field recordings, задавленных фильтром и тонущих в километровой реверберации). С другой, Петер на этой пластинке делает какие-то вещи, которых раньше за ним не водилось. Например, откуда ни возьмись вдруг вылезает TB-303 (тоже утопленный в эхе, как у другого шведа TM-404), да и общий настрой на "Signals" стал помрачнее и похолоднее, тут уже вовсю попахивает Biosphere.

Sven Kössler "Bck t· Lvng" (Carpe Sonum Records)

Дебютный соло альбом немецкого эмбиент-музыканта, известного до этого по отличному дуэту с Саймоном Мэтьюзом (Si Matthews). На первом диске оригинальные композиции, на втором ремиксы, преимущественно от той же братии (Мэтьюз, Urban Meditation, Off Land, Faex Optim и т.д.). Свен – мастер этакого "эйсидного чиллаута", эту музыку уже не назовешь эмбиентом (всё движется и пульсирует, даже бит появляется не так редко), но несмотря на динамизм и наличие грува, предназначения она, очевидно, домашнего. Ассоциации рождаются самые разные – тут и пластинки с лейбла Rising High середины девяностых (Neutron 9000, Syzygy и даже Air Liquide), и "неклубный брейкбит" типа Young American Primitive, и даже Cabron Based Lifeforms.

Legowelt "Unconditional Contours" (OUS)
Legowelt "Secrets After Dreams" (Mystic & Quantum)

Голландский синтезаторный маньяк-коллекционер Дэнни Волферс (Danny Wolfers) выпустил в ноябре сразу два коротких (по полчаса каждая) пластинки, звучащих настолько похоже, что их вполне можно составить в один альбом. И там, и там доминирует саундтрековая хоррор-электроника с тревожными, слегка плывущими синтезаторными аккордами и журчащими арпеджиаторами в духе Джона Карпентера (John Carpenter). На первом альбоме то и дело проскакивает глуховатый лоу-файный электро-ритм, танцевать под который могут только зомби. На втором, чуть более космо-романтическом по настроению, ударные и вовсе появляются лишь однажды. Звучит всё это красиво и породисто, но, по большому счету, не сильно отличается от всего того, что Дэнни записывал в последние лет пять, скрываясь под альтер-эго типа Occult Oriented Crime или Nomad Ninja. В общем, если вы ждете от Волферса откровений или возвращения к электро-хитам начала нулевых, эти альбомы вполне можно пропустить. Если же вам мила его музыка к воображаемому кино, то ноябрьские новинки – очень достойный её образец.

Shed "Oderbruch" (Ostgut Ton)

Пятый альбом немца Рене Павловица (René Pawlowitz) обозначает его возвращение на родной Ostgut Ton после двух лонг-плеев под началом у Modesekeltor. Вместе с британцами Overmono Рене пытается (и не без успеха) заново придумать брейкбит, слоями накладывая сэмплированные живые брейки на в меру жесткое и в меру задумчивое немецкое техно. От альбома к альбому ломаных ритмов у него становится всё больше, а прямых всё меньше. В результате, на "Oderbruch" (тема этой пластинки – воспоминания о ГДР, где прошло детство Павловица.) техно уже практически нет, зато много совершенно абстрактных, почти эмбиентных треков, что пластинку, разумеется, только красит. А порой это звучит как воображаемая коллаборация Skee Mask и Вольфганга Фогта (Wolfgang Voigt) aka GAS.

Bersarin Quartett "Methoden und Maschinen" (Denovali Records)

Предыдущий, третий альбом воображаемого квартета (за которым, как водится, стоит музыкант-одиночка Томас Бюкер) звучал уже совсем как симфо-эмбиент – долгие струнные аккорды тонули в реверберации, а редкие ритмы доносились будто бы из соседней комнаты. На "Методах и машинах" Томас делает неуверенный, но всё же заметный шаг в сторону четких форм. Во втором же треке появляется нервный и тревожный бит в стиле Haxan Cloak, композиция "Das ist alles, was wir haben" оказывается этаким даунтемпо-вальсом, а арепеджиаторы в "Wenn wir nur wollen" отчетливо отдают спейс-электроникой. Из плотного оркестрового полотна стали выделяться клавиши, духовые и даже гитара, в общем, о наследии лейбла Denovali порой напоминают только многозначительные паузы в стиле Bohren & Der Club Of Gore. Музыка от этого стала еще более хрупкой и романтической, местами даже чересчур, но если Бюкер как композитор вам близок, "Methoden und Maschinen" не разочарует.

Scorn "Café Mor" (Ohm Resistance)

Также, как и о новой пластинке DJ Shadow, о новом альбоме Мика Харриса (Mick Harris) стоит написать хотя бы потому, что он есть. В начале девяностых экс-барабанщик Napalm Death со своим соло-проектом Scorn в одиночку придумал сверхтяжелый, почти индустриальный инструментальный трип-хоп. Поначалу на этом поле он был один как перст, но когда в середине нулевых поднялась волна "новой даркухи" в диапазоне от Энди Стотта (Andy Stott) до Бена Фроста (Ben Frost), стало понятно, какую же лавину на самом деле запустил Харрис. Диск "Café Mor", первый за 9 лет, показывает что новый темный звук Мику совсем не чужд – тут есть и раскатистый, почти дабстеповый бас, и атональный шум – хоть сейчас в каталог какого-нибудь Blackest Ever Black. И только по тяжелым как бетонные плиты ударным, которые буквально рушатся на слушателя, безошибочно узнается почерк патриарха электронной чернухи. Не сказать, чтобы эта пластинка добавляла каких-то радикально новых сюжетов к его биографии (когда хочется послушать Scorn, рука всё равно потянется к "Zander", "Gyral" или "Logghi Barogghi"), но верность идеалам похвальная.

Strugatsky Brothers "Conditioned by Machines" (Not On Label)

Strugatsky Brothers – новый проект архангельского музыканта Станислава Ковалева, ранее известного как Keiss (с этим проектом он выпустил уже три альбома на британском Touched Music). Отличительная особенность почти всей музыки Стаса – умение ходить где-то между стилями, к его записям всегда очень трудно приклеить ярлычок. Это даже не классические гибриды (барабаны как в IDM, бас как в дабстепе, мелодии как в джазе и т.д.), а именно балансировка где-то на грани, избегая приемов, слишком характерных для тех или иных жанров. В Keiss были IDM, гэрридж и даже лаунж, в Стругацких – синтвейв и чиллвейв, сайдчейн-техно в духе Джона Хопкинса (Jon Hopkins) и амбиентная индитроника с посторонними скрипами и шорохами, цель которых – создавать звуковое пространство.

03.12.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: