Они первыми выпустили альбом, критикующий войну в Ираке. Их общественная деятельность не ограничивается словами. Так, в 2002 году после нескольких лет протеста участникам Asian Dub Foundation удалось добиться освобождения Сатпала Рама, арестованного за убийство в результате самообороны и претерпешего жестокое обращение в тюрьме. Их музыка напоминает взрывоопасную смесь, в которой сочетается безудержная энергия даба и регги, остросоциальные тексты, этнические мотивы и взвинченные гитарные риффы, напоминающие о лучших временах британского панка. Корреспондент Звуков встретился с одним из основателей коллектива Стивом Чандром Савалем (Steve Chandra Savale) aka Chandrasonic, чтобы поговорить о роли музыки в решении политических проблем.
Звуки: В интервью для Louder Than War ты сказал, что брит-поп - это самое худшее, что могло случиться в истории британской музыки. Вы задумали проект ADF как вызов брит-попу?
Chandrasonic: Нет, брит-поп не был для нас поводом что-либо делать. Мы создали проект по простой причине - было здорово играть вместе и делиться опытом. Несмотря на то, что все мы очень разные, нас объединяет азиатское происхождение и опыт жизни в Великобритании.
Звуки: В этом году вы переиздали альбом "Rafi’s Revenge". Было ли это ответной реакцией на текущие события в Великобритании (Брексит - прим. ред.)?
Chandrasonic: На самом деле, альбому просто исполнился 21 год. Но было одно событие, которое мы считаем значимым. Мы выступали в Уэйфилде, на Севере Англии, где очень много сторонников Брексита. Несмотря на это, на концерт пришли в основном люди со светлой кожей. Нам казалось, что в тот момент мы делали что-то очень важное. Нечто, меняющее сознание людей.
Звуки: Как, на твой взгляд, Брексит повлиял на музыку? Появились ли под воздействием политических событий новые жанры или субкультуры?
Chandrasonic: Интересный вопрос. Нет, я не слышал о чем-то подобном. Вряд ли сейчас появится целое движение как в конце 60-х, когда психоделический рок был одной из форм протеста против войны во Вьетнаме, или как жанр регги, отрицающий принципы господствующего класса (своеобразная альтернатива движению Черных Пантер в Америке). Самое ужасное, что вся энергия, направленная на решения проблемы Брексита, сосредоточена в руках консерваторов. Это партия намеренно избегает всего, что можно обозначить как креативное и либеральное. Более прогрессивные силы находятся на стороне защиты и отстаивают свои принципы.
Звуки: Но вообще серое и не приветствующее либеральные идеи правительство обычно провоцирует рождение новых культурных течений.
Chandrasonic: Я не думаю, что мы можем наблюдать это на практике. История больше не идет этим путем. Человечество изменилось. Также изменились экономика, наши взаимоотношения и коммуникация. В начале 2000-х произошла новая “индустриальная” революция, связанная с появлением интернета, где цифровой формат заменяет физические носители информации. Это перепрограммировало наc так, что мы больше не способны воспринимать модели, которые работали раньше, такие как “правительство вот-вот сломается, и мы будем играть крутую музыку”. Мне кажется, все более непредсказуемо. Честно говоря, я думаю, что происходящие события, связанные с Брекситом и политикой Трампа, просто исключают все творческое. Взять хотя бы разрыв с Евросоюзом, который является одним из ключевых условий для обмена между музыкантами. Мы процветаем в мире без границ. Есть ощущение, что Брексит стремится это предотвратить. Это очевидно монокультурная, - я бы даже сказал, намеренно монокультурная стратегия.
Звуки: В этом году в Лондоне проходили массовые климатические протесты, организованные Extinction Rebellion. Принимали ли вы в них участие?
Chandrasonic: Да, я сделал видео, которое транслировалось во время протеста. В качестве звуковой подложки замиксовал один из наших треков, добавив к нему голос Греты Тунберг. Я был под большим впечатлением от того, насколько воинственны ее выступления. “Нравится вам это или нет, грядут климатические изменения, вы нас предали” и все в этом духе. На видео был логотип Extinction Rebellion. На мой взгляд, главная проблема зеленого движения в том, что оно изначально ориентировано на средний класс. Консервативная партия не упускает возможности подчеркнуть эту социальную особенность, настраивая против них менее успешные и бедные слои населения. В плане политики я поддерживаю зеленое движение, но классовая проблема не обходит меня стороной. Это одна из самых хитрых ловушек, когда люди из высших слоев общества обращаются к рабочему классу с заявлениями вроде “Мы защитим вас от элиты”, при этом они той самой элитой и являются. И это ужасно.
Звуки: Тем не менее, аудитория ADF представляет собой довольно смешанную группу людей. Очевидно, что вы создали универсальный музыкальный контекст, доступный для самых разных слушателей.
Chandrasonic: Наверное дело в том, что наше звучание невозможно привязать к конкретной демографической группе или чему-то в этом духе. Как только ты выпускаешь альбом или играешь песню на сцене, музыка становится всеобщим достоянием, каждый может воспринимать ее как хочет. У нас никогда не было задачи сформировать аудиторию с определенными характеристиками. Самая потрясающая вещь, когда кто-нибудь интерпретирует твою музыку или тексты по-новому, так, что ты никогда бы не подумал об этом сам. Это действительно потрясающе.
Звуки: На мой взгляд, ваша музыка несет ту протестную энергию психоделии 60-х, особенно это касается гитарного звучания.
Chandrasonic: Да, в нашей музыке это действительно есть, но я бы сказал, что здесь больше сыграла роль “психоделия” пост-панка, звучание Public Image Ltd. Кроме этого, Джон Макгиох, гитарист Magazine и Siouxsie and the Banshees, Кит Левен, Берни из Joy Division (Bernard Sumner - прим. ред.). Плюс, конечно же, даб и регги - жанры, в которых можно немало экспериментировать с гитарой, и, конечно, да, немного психоделии. Мне нравится сочетать эти разные подходы, где гитара рассматривается как источник эксперимента со звуком, а не просто дополнение в виде гамм и аккордов. Это мне никогда не было интересно.
Звуки: Насколько я знаю, Ли Перри (Lee "Scratch" Perry) и Сан Ра (Sun Ra) - источник вдохновения для твоих гитарных экспериментов.
Chandrasonic: Да, на самом деле, в случае Ли Перри, Сан Ра и Джорджа Клинтона (George Clinton), эксперименты - это лишь то, что видно на поверхности. За всем этим существует целая философия, каждый из этих артистов создает свой мир, свою вселенную. Стоит вспомнить проект Джорджа Клинтона Parliament-Funkadelic. Сан Ра обожает говорить о космической энергии, которую он воплощает во вполне себе земные вещи. Эти идеи оказали большое воздействие на меня. Правда, в последнее время Сан Ра я слушаю меньше чем, скажем, Ли Перри или Клинтона. Но лет 10-15 назад эти исполнители были для меня святой троицей.
Звуки: Твой сценический псевдоним "Чандрасоник" связан с одним из фирменных гитарных приемов - настраивать все струны в унисон и играть ножом. Ты это практикуешь сейчас?
Chandrasonic: Как раз недавно делал так, когда мы играли вместе с друзьями. Я не играю так на сцене, поскольку на концертах это не очень удобно, но в записи и на репетициях периодически пробую этот трюк. Это на самом деле не я придумал. Лу Рид и Джон Кейл применяли этот прием еще задолго до меня. Когда я в первый раз попробовал, звучание напомнило мне детство. По воскресеньям мой отец любил слушать индийскую классическую музыку. Строй ситара всегда вызывал у меня особые чувства.
Звуки: К слову о концертах. Недавно вы выступали на фестивале Station Narva, где прозвучала композиция Kursk. Как создавался этот трек?
Chandrasonic: Мы собирались делать саундтрек к фильму La Jetée, снятому в начале 60-х. В оригинальном саундтреке в начале картины, которая состоит исключительно из статичных фотографий, звучит молитвенное песнопение на русском языке. Я использовал этот фрагмент и наложил на него бит. Идея с саундтреком так и не реализовалась. Вместо этого мы решили сделать инструментальную версию. В университете я изучал советскую историю, Нэтан (Nathan Flutebox Lee - флейтист группы - прим. ред.) любит русскую классическую музыку и интересуется биографией Шостаковича, - в частности, его взаимоотношениями со Сталиным. Изучение истории изменило наши культурные ассоциации, связанные с Россией и СССР. Нам показалось, что голоса в русской молитве похожи на звуки из-под воды. Быстро нашлось название - Kursk Down. Вся эта история с "Курском" до сих пор не выходит у меня из головы. Я помню совершенно жуткий отрывок из фильма, где Путин сидит за одним столом с матерями погибших моряков. Одна из женщин встает и начинает кричать, к ней моментально подскакивают два агента и делают инъекцию, после чего она падает в обморок. Вся эта сцена выглядела так пугающе, она не выходила у меня из головы. Не выходит и сейчас - это черствость по отношению к человеческой жизни. То, с чем мы стремимся бороться в нашей музыке.
Дата образования:
1 января 1993
1865 – Родился Ян Сибе́лиус, финский композитор. Мелодия из его симфонической поэмы «Финляндия» была направлена против России, а со временем стала национальным гимном страны »»
1966 – Родилась Шинейд О’Коннор, знаменитая лысая ирландская певица »»
1980 – Марк Дэвид Чепмен застрелил Джона Леннона »»
1995 – Основана группа «Ундервуд» »»
Jimmy SMITH (1925)
Sammy Davis, JR. (1925)
James GALWAY (1939)
Kenny VANCE (1943)
Jim MORRISON (1943)
Марыля РОДОВИЧ (1945)
Gregg ALLMAN (1947)
Dan HARTMAN (1950)
Marty FRIEDMAN (1962)