МУЗЫКА  Проверка пульса: август

Blanck Mass, Loscil, Four Tet, Motionfield и другие электронные новинки августа

Blanck Mass "Animated Violence Mild" (Sacred Bones Records)

Четвертый альбом Бенжамина Джона Пауэра (Benjamin John Power), ранее известного как половина дуэта Fuck Buttons. В этот раз Бенджамин решил не чинить то, что не сломано и продолжает линию предыдущего, и очень успешного диска "World Eater". "Animated Violence Mild" – все тот же напористый, тревожно-героический power-electronics (для пущей убедительности кое-где добавился сдавленный хэви-метал рык), но теперь под этой личиной тщательно маскируется power-pop. Музыка абсолютно постмодернистская – постоянные аллюзии то к техно и индастриалу, то к масштабной космо-электронике типа Вангелиса (Vangelis), то к хард-року, а то и вовсе к EDM и "хитам девяностых". Трек "House vs House" – хоть сейчас на MTV Dance, а идущий следом "Hush Money" по мелодике отчаянно напоминает группу Roxette. За всем этим слишком заметна фига в кармане, но подается музыка с абсолютно серьезным выражением лица. Вроде бы звучит экспериментально, но представить нынешний Blanck Mass хедлайнером огромного фестиваля ничего не стоит, Justice и Skrillex нервно курят в углу.

CoMIT "Remote Viewing" (A Strangely Isolated Place)

При всей любви к той музыке, которую Джеймс Клементс (James Clements) записывает как ASC, разобраться в десятках альбомов этого проекта уже решительно невозможно. Так что старт проекта CoMIT (ну точнее рестарт, три года назад под этим псевдонимом Джеймс выпустил семидюймовку) – хороший повод восстановить связь. "Remote Viewing" – это современная версия мелодичного IDM. Неторопливого, не слишком экстравертного, но на удивление содержательного и сбалансированного. Всё как бы на полутонах, без слишком выпирающих ритмических конструкций или слишком ярких мелодий или слишком плотных аранжировок, перегруженных инструментами, но каждый звук на своем месте. Базовые принципы вроде бы и те же, что у раннего Arovane или еще более ранних Autechre, борьба резкого угловатого ритма и нежных меланхоличных мелодий. Но на выходе получается обновленная, HD-версия жанра, и апдейт выходит очень удачным.

Loscil "Equivalents" (Kranky)

Житель Ванкувера Скотт Морган (Scott Morgan) – непревзойденный мастер музыки, в которой как бы ничего не происходит, но при этом она излучает отчаянную, пронзительную печаль. Событий вроде бы минимум – дыхание пэдов и размеренный звон клавишных аккордов, похожий на бой колоколов, и всё это как будто доносится откуда-то издалека, растеряв по дороге все высокие частоты. Но драматургия выстроена как в хорошем спектакле – эмоциональный пик наступает на третьем и четвертом треке, а дальше напряжение плавно спадает, и музыка как будто постепенно замерзает и останавливается. Штука очень не на каждый день и не на всякое эмоциональное состояние, но при подходящем настрое впечатление производит ошеломляющее.

Miles Atmospheric "SkyHealer" (FireScope Records)

Майлз Санья (Miles Sagnia) – фигура в электронной тусовке не слишком раскрученная, но и новичком его не назвать. С конца 2000-х он руководит лейблом Atmospheric Existence и записывает пластинки на стыке дип-хауса и мягкого мелодичного пост-детройта в духе Дерека Карра (Derek Carr). В 2011-м он даже успел засветиться у Кирка Деджорджио (Kirk Degiorgio) на лебйле Applied Rhythmic Technology, так что его появление на FireScope совсем не удивляет. Четырехтрековая ЕР "SkyHealer" тоже не лишена влияний Детройта, но по звучанию это уже скорее эмбиент-техно девяностых с многослойными романтическими пэдами. Первая сторона более всего похожа на замечательный космо-IDM Люка Слейтера (Luke Slater) времен проекта The 7th Plain, на второй появляются хаус и электро, но более клубной пластинка от этого не становится, и это несомненный плюс.

Four Tet "Anna Painting" (Text Records)

Киран Хебден (Kieran Hebden) кажется опять в хорошей форме. Трехтрековая ЕР открывается явным хитом: нежный звук с арфами образца альбома "New Energy" плюс танцевальный бит. Продолжение звучит чуть более функционально (это все же явно релиз скорее для ди-джеев, чем для домашнего прослушивания), но даже в этом жанре у Кирана выходит очень неплохо – игриво и мелодично. К тому же, в качестве компенсации за чрезмерную утилитарность третьим треком мы получаем духоподъемную эмбиент-пьесу. В общем, треки немного "кто в лес, кто по дрова", но не разочаровывают.

Quench "Greyhound EP" (Touched Music)

Голландец Рул Функен (Roel Funcken) из группы Funckarma после семилетней паузы возобновил свой сайд-проект Quench (на этот раз в одиночку, без участия брата Дона) и записал получасовой миниальбом. И если в ритмике на пластинке безошибочно узнается Фанкарма с их неторопливыми, угловатыми и тяжеловесными рисунками (апериодичные, никогда не повторяющиеся или как минимум нарочито длинные паттерны), то мелодика и звуковая палитра – куда более мягкая и лиричная, чем мы привыкли слышать у братьев. Ближайший ориентир для сравнения – недавняя ЕР Рула Функена для Analogical Force, но на "Greyhound" обошлось совсем без танцев. Кажется, в этот раз ему удался оксюморон под названием "медленный и меланхоличный брейнденс".

Motionfield "A Clear Horizon" (…txt)

Лейбл …txt, в недавнем прошлом регулярный фигурант "проверок", в последнее время слегка сбавил темп, но под самый конец лета отметился сразу двумя пластинками. Вторая, Off Land "Field Tangents", в общем, не хуже, так что выбор сложный, но уж очень я люблю Петтера Фриберга (Petter Friberg) и его проект Motionfield. На этом альбоме швед дрейфует где-то между диссоциированным даб-техно (где бит звучит как замедленный и приглушенный шум колёс удаляющегося поезда) и гармоничным, но почти бессобытийным эмбиентом в окружении полевых записей, основная задача которых – создать пространство. Это пластинка куда более холодная и неуютная, нежели его диск "Luftrum" на Carpe Sonum, но во-первых и тут не без светлых моментов, во-вторых, даже страшилки у Фриберга выходят красивые.

02.09.2019, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: